Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 июля 2017 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Петрова А.С.,
при секретаре Егоровой Ю.Е.,
с участием истца Степановой А.В.,
представителя ответчика Администрации Окуловского муниципального района Новгородской <адрес> Шоломовой Е.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова Алексея Васильевича, Степановой Алисы Вячеславовны к Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области о признании постановлений незаконными и включении семьи в список участников муниципальной программы,
установил:
Степанов А.В. и Степанова А.В. обратились в суд с иском к Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области о признании постановлений незаконными и включении семьи в список участников муниципальной программы.
Свои требования истцы обосновывают тем, что они состоят в зарегистрированном браке, имеют двоих детей ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В <данные изъяты> году они подали документы для признания их молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в Окуловском муниципальном районе на <данные изъяты> годы».
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Окуловского муниципального района Новгородской области было издано постановление № «Об отказе семье Степановых во включении в список участников муниципальной программы» ввиду несоответствия молодой семьи требованиям, установленным пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Окуловского муниципального района Новгородской области было издано постановление № «Об отказе в признании Степановой А.В. и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в Окуловском муниципальном районе на ДД.ММ.ГГГГ года» ввиду несоответствия молодой семьи требованиям, установленным п.п. «б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Истцы считают, что их семья нуждается в улучшении жилищных условий, семья имеет право на включение в муниципальную программу «Обеспечение жильем молодых семей в Окуловском муниципальном районе на 2015-2020 годы», в рамках участия в ФЦП «Жилище на ДД.ММ.ГГГГ г.г», и что ими не совершалось никаких действий, которые могли бы быть расценены как умышленное ухудшение жилищных условий.
Истцы считают, что действия по отчуждению квартиры по адресу: <адрес>, не могут быть расценены как умышленное ухудшение жилищных условий, с целью встать на жилищный учет, а рождение детей не может считаться умышленным ухудшением жилищных условий и являться ограничением для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истец Степанова А.В. исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в иске.
Истец Степанов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие истца Степанова А.В.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Окуловского муниципального района Новгородской <адрес> Шоломова Е.А. возражала относительно исковых требований, считает, что оспариваемые постановления вынесены в соответствии с требованиями закона, с учетом того, что Администрацией был выявлен факт отчуждения жилого помещения Степановой А.В., то есть намеренного ухудшения своих жилищных условий, в связи, с чем семье правомерно отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Степановым А.В. и Журавлевой (Степановой) А.В. зарегистрирован брак, о чем составлена запись акта о заключении брака №.
ДД.ММ.ГГГГ у истцов по делу родилась дочь ФИО7, что подтверждается свидетельством о рождении I-ДЛ №.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принадлежит на праве собственности квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> <адрес>, с существующим обременением – ипотека в силу закона.
Из материалов дела судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Степановой А.В. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону после смерти матери ФИО8 в виде квартиры, находящейся по адресу: <адрес> <адрес>-а, <адрес>. Данное свидетельство выдано Степановой А.В. в том числе, в виду отказа от наследства в ее пользу дочери наследодателя ФИО9 и мужа наследодателя ФИО10
ДД.ММ.ГГГГ между Степановой А.В. и ее сестрой ФИО9 был заключен договор дарения квартиры, находящейся по адресу: <адрес> <адрес>-а, <адрес>. Переход права собственности по данному договору зарегистрирован в Управлении Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ у истцов по данному делу ФИО14 родился сын ФИО11, что подтверждается свидетельством о рождении I-ДЛ №.
Согласно справке ГОАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» отдел Окуловского муниципального района семья Степановой А.В. состоит из четырех человек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы. В ее состав была включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, которые действуют с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 6 указанных Правил Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением № Администрации Окуловского муниципального района <адрес> <адрес> семье Степановых в составе из четырех человек отказано во включении в список участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Окуловском муниципальном районе на 2015-2017 года» ввиду несоответствия молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования, прилагаемых к подпрограмме.
Ввиду того, что на момент вынесения Администрацией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья Степановых не была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, оснований для включения ее в список участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Окуловском муниципальном районе на ДД.ММ.ГГГГ годы» не имелось, а потому данное постановление Администрации суд находит законным и обоснованным.
Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Степанова А.В. обратилась в Администрацию Окуловского муниципального района <адрес> <адрес> с заявлением о признании ее семьи в составе 4 человек нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в Окуловском муниципальном районе на 2015-2017 годы».
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением № Администрации Окуловского муниципального района <адрес> <адрес> отказано Степановой А.В. и членам ее семьи в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в Окуловском муниципальном района на 2015-2017 года», ввиду несоответствия молодой семьи требованиям, установленным п.п. «б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы.
Данное постановление вынесено на основании представленных ФИО2 данных и сведений, полученных из Единого реестра прав на недвижимое имущество и БТИ, относительно имеющихся и существовавших у членов семьи прав на недвижимость, что следует из материалов учетного дела. Заявление ФИО2 являлось предметом рассмотрения жилищной комиссии.
С учетом представленных доказательств и обстоятельств дела, суд также приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцами требований о признании незаконным оспариваемого постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 7 Правил установлено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
<адрес> <адрес> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения по <адрес> в размере 14 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Пункт 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ регламентирует, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.
Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Действительно, как указывают истцы после рождения у них дочери ФИО7, с учетом имевшейся в собственности квартиры по адресу: <адрес>, обеспеченность жилой площадью каждого члена составляла - <данные изъяты> кв.м. После получения Степановой А.В. наследства в виде квартиры по адресу: <адрес>, обеспеченность жилой площадью каждого члена составляла – <данные изъяты> кв.м.
Истец Степанова А.В. в судебном заседании ссылалась на то, что отказ ее сестры и ее отца от наследства после смерти матери ФИО8 был связан с тем, что истец Степанова А.В. постоянно проживала в <адрес>, а ее сестра и отец в другой местности, оформление квартиры на одного собственника могло упростить последующие отношения по сдаче квартиры в наем.
Между тем, суд считает необходимым отметить тот факт, что заявление ФИО9 об отказе от наследства поступило нотариусу ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было выдано свидетельство о праве на наследство о закону и уже ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО9 заключен договор дарения квартиры.
Необходимость заключения договора дарения Степанова А.В. объясняла в судебном заседании проблемами с нанимателями квартиры, в связи с чем в ее адрес, как собственника, стали поступать жалобы. Возникшая на этой почве непродолжительная ссора с сестрой повлияла на необходимость заключения данного договора.
Из материалов дела следует, что договор дарения не проходил государственную регистрацию, она произведена только ДД.ММ.ГГГГ. После регистрации договора дарения квартира была продана ФИО9 по договору купли-продажи ФИО12 Реализация квартиры была необходима, как указывала истец ФИО2, наличием долга у умершей ФИО8 После продажи квартиры долг в размере <данные изъяты> рублей был возвращен, а оставшаяся сумма направлена на счет в банке, открытый на имя ФИО2, о чем пояснила сама истец в ходе судебного заседания. О наличии данных денежных средств ФИО2 уведомляла администрацию, когда обращалась с заявлением для участия в Программе, поскольку одним из условием участия в ней является наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В настоящее время данные денежные средства разделены между истцом ФИО2 и ее сестрой ФИО9 О данных обстоятельствах истец ФИО2 давала объяснения в судебном заседании.
Доводы истца Степановой А.В. о том, что на момент совершения договора дарения она не знала о существовании муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей», не собиралась в ней участвовать, а потому отчуждение квартиры не было связано с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не могут в рассматриваемой ситуации повлечь удовлетворение исковых требований.
Из содержания приведенных норм Жилищного кодекса РФ следует, что ограничения в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях могут считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Как считает суд, по данному делу подлежит оценке факт отчуждения Степановой А.В. квартиры по договору дарения. Последующие действия, осуществленные с квартирой новым ее собственником ФИО9, не имеют правового значения для оценки действий Степановой А.В. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и ст. 53 ЖК РФ.
При этом учитывается, что в соответствии ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (ст. 2 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Несмотря на указание в договоре дарения даты его заключения ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация договора дарения квартиры была произведена только ДД.ММ.ГГГГ. Второй ребенок у ФИО14 родился ДД.ММ.ГГГГ. То есть на момент регистрации перехода имевшегося у Степановой А.В. права собственности на жилое помещение, она могла и должна была понимать, что отчуждение квартиры при возможном рождении второго ребенка приведет к ситуации, при которой жилищные условия семьи существенно ухудшатся, так как количество квадратных метров на каждого члена семьи станет менее учетной нормы. Тем не менее, действия по регистрации договора дарения были ею произведены.
При этом суд обращает внимание на то, что в договоре дарения, составленном ДД.ММ.ГГГГ, стороны указали на то, что право дарителя зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, указав при этом номер регистрационной записи №. В тоже время согласно сведениям Росреестра, содержащемся в соответствующей расписке, после проведения государственной регистрации документы Степановой А.В. были выданы только ДД.ММ.ГГГГ.
До отчуждения Степановой А.В. жилого помещения по адресу: <адрес>, даже в случае рождения второго ребенка, основания для признания ее семьи нуждающейся в жилых помещениях, по признаку не обеспечения общей площадью жилого помещения, отсутствовали, а потому имеются основания для вывода о том, что указанные действия совершены с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем оспариваемое постановление администрации № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать незаконным.
При этом истец Степанова А.В. добровольно подарила квартиру своей сестре, фактически отказавшись от прав на жилье, доказательства, свидетельствующие о том, что дарение квартиры являлось вынужденной для Степановой А.В. сделкой суду истцом не представлено. Доводы истца Степановой А.В. о необходимости погашения долгов наследодателя посредством продажи квартиры, также не свидетельствуют о вынужденном характере сделки, так как Степановой А.В. была совершена безвозмездная сделка.
Таким образом, суд квалифицирует действия Степановой А.В. по отчуждению квартиры в пользу сестры, и последующее обращение к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения как намеренные действия, совершенные с целью приобретения права состоять на учете.
Суд считает, что в данном случае, с учетом позиций изложенной Конституционным Судом Российской Федерации (определение от ДД.ММ.ГГГГ №), ограничения права истцов в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми, поскольку истцами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства и учитывая, что с момента дарения принадлежащей Степановой А.В. квартиры прошло менее пяти лет, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным постановления Администрации Окуловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Степановой А.В. и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молоды семей в Окуловском муниципальном районе на 2015-2020 годы». Следовательно оснований для удовлетворения остальных исковых требований также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░