Дело № 2-867/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2022 года город Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,
секретаря Ершовой К.Р.,
с участием представителя истца Пыхаловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к Романовой Анне Валерьевне о возложении обязанности обеспечить доступ в нежилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области обратилась в суд с иском к Романовой А.В. о возложении обязанности обеспечить доступ в нежилое помещение.
Исковые требования мотивированы тем, что в Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области поступило обращение временно исполняющего обязанности директора ООО УК «Иваново-Вознесенск» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу проверки факта самовольно выполненной перепланировки и (или) переустройства нежилого помещения, расположенного на 1-ом этаже многоквартирного дома <адрес>. Собственником указанного помещения является Романова Анна Валерьевна, что подтверждается выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 02.10.2021, предоставленной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области». Приказом Службы № от 07.10.2021 было решено провести проверку с целью подтвердить или опровергнуть факты, изложенные в поступившем обращении. По информации Управления жилищной политики и ипотечного кредитовании Администрации города Иванова собственник вышеуказанного помещения в <адрес>, в Управление с целью согласования перепланировки и (или) переустройства помещения не обращался, решение о перепланировке и (или) переустройстве указанного нежилого помещения не принималось. По сведениям ЕГРН Романова А.В. является собственником данного нежилого помещения. В назначенное в уведомлениях время и дату проведения проверки 24.12.2021 в 09 час. 00 мин. по 12 час.00 мин. собственник помещения Романова А.В. доступ в указанное помещение не предоставила. Уведомления о дате, времени и месте проведения внеплановой выездной проверки были направлены Романовой А.В. неоднократно: 08.10.2021 № по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ № по адресу: <адрес>, 1-й этаж; 07.12 2021 № по адресу: <адрес>, нежилое помещение, 1-ый этаж; на адреса ее электронной почты; инспектор Службы ФИО4 сообщила ей об этом еще раз по телефону ДД.ММ.ГГГГ. Ей было разъяснено, что на проверке вместо нее может присутствовать представитель по доверенности (телефонограмма от 16.12.2021 №). При таких обстоятельствах Романова А.В. считается надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения внеплановой выездной проверки. Действия собственника, препятствующего доступу в квартиру сотрудникам Службы для осуществления функций по контролю за переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, нарушают права истца, как контролирующей организации, в рамках возложенных на нее функций. Кроме того, отказ собственника нежилого помещения в допуске инспекторов службы для осмотра помещения также нарушает права и охраняемые законом интересы проживающих в этом же доме граждан.
На основании изложенного истец просит суд обязать собственника Романову Анну Валерьевну предоставить доступ в нежилое помещение в <адрес>, с целью проведения проверки на предмет самовольной перепланировки и(или) переустройства указанного нежилого помещения.
В судебном заседании представитель истца Пыхалова А.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Романова А.В. в судебное заседание не явилась, извещена о нем в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщила, при этом с материалами дела ознакомился представитель ответчика, однако никаких заявлений, ходатайств от ответчика не поступило.
С согласия истца дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – Служба) поступило обращение временно исполняющего обязанности директора ООО УК «ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСК» от 17.09.2021 № № по вопросу проверки факта самовольно выполненной перепланировки и (или) переустройства нежилого помещения в многоквартирном <адрес>.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 02.10.2021 и от 18.03.2022 собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 327 кв.м, расположенного на первом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, является ответчик Романова А.В. с 20.12.2011.
Согласно сообщению Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации г. Иваново от 27.09.2021 №, с заявлением о согласовании перепланировки и переустройства собственник нежилого помещения в <адрес> в <адрес> не обращался.
Приказом службы от 07.10.2021 №-н было назначено проведение контрольно-надзорных мероприятий с целью проверки фактов, изложенных в поступивших обращениях. В рамках проверки планировалось провести внеплановое выездное мероприятие по региональному государственному жилищному надзору в отношении собственника помещения по вопросу порядка перепланировки и (или) переустройства помещения.
Романовой А.В. были направлены уведомления Службы № от 08.10.2021, № от 08.10.2021, № от 07.12.2921, № от 07.12.2021. Уведомления были направлены через «Городскую курьерскую службу» по адресу регистрации ответчика и по месту нахождения спорного объекта.
Для проведения мероприятия ответчику было предложено обеспечить доступ в жилое помещение, предоставить лицу, проводящему проверку, копии и оригиналы правоустанавливающих документов на квартиру, технического паспорта на квартиру, паспорта собственника. В случае отсутствия возможности принять участие в мероприятиях по государственному контролю ответчику было предложено связаться с инспектором Службы по указанному телефону с целью согласования времени проведения проверочных мероприятий.
Срок проведения мероприятий по контролю был установлен с 09 час. 00 мин. по 12 час.00 мин ДД.ММ.ГГГГ, однако в установленную дату и время доступ в квартиру для проведения проверки предоставлен не был, о чем был составлен акт б/н от ДД.ММ.ГГГГ инспектором Службы ФИО4
Вышеуказанные обстоятельства отражены инспектором ФИО4 в акте № проведения плановых (внеплановых) мероприятий по государственному контролю. Данный акт направлен ответчику.
Статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.03.2005 (далее – ЖК РФ), предусмотрено, что переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Ранее данная норма предусматривала согласование органом местного самоуправления переустройство и (или) перепланировку только жилых помещений в многоквартирном доме; Федеральным законом от 27.12.2018 № 558-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме» внесены изменения в ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, распространившие соответствующие полномочия органа местного самоуправления на все помещения в многоквартирном доме.
Статьей 29 ЖК РФ предусмотрено, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в частности, требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. ч. 3, 6 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Согласно п. 5 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1670, действовавшим на момент проведения проверки по обращению управляющей организации в отношении нежилого помещения истца, объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время Постановлением Правительства Ивановской области от 13.12.2021 № 608-п утверждено новое Положение о региональном государственном жилищном надзоре, согласно п. п. 1.2, 1.3 которого предмет государственного надзора определяется в соответствии со статьей 20 ЖК РФ; органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора на территории Ивановской области, является Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области.
В соответствии п. 1.3 Положения о Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 18.09.2013 № 374-п, истец реализует полномочия Ивановской области в сфере регионального государственного жилищного надзора, предметом которого является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, требования истца основаны на возложенных на Службу обязанностях и ее функциях по осуществлению регионального государственного жилищного надзора за соблюдением требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений многоквартирного жилого дома.
Из материалов дела следует, что ответчиком доступ в спорное нежилое помещение в МКД должностному лицу Службы предоставлен не был, что препятствует данному государственному органу осуществлять возложенные на него контрольно-надзорные функции.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области об обязании ответчика предоставить доступ в спорное нежилое помещение с целью проведения проверки фактов, изложенных в поступившем обращении управляющей организации, по вопросу соблюдения порядка перепланировки и (или) переустройства помещения, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в связи с удовлетворением исковых требований с ответчика в бюджет города Иванова подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к Романовой Анне Валерьевне удовлетворить.
Обязать Романову Анну Валерьевну предоставить Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области доступ в нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 327 кв.м, расположенное на первом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с целью проведения проверки на предмет самовольных перепланировки и (или) переустройства помещения.
Взыскать с Романовой Анны Валерьевны в доход бюджета города Иванова государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Копию решения направить ответчику и разъяснить ему, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Шолохова Е.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 31.03.2022