дело №2а-126/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лагань 23 июня 2021 года
Лаганский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Ангрикова А.В.,
при секретаре Саранговой Д.С.,
с участием ст. помощника прокурора Лаганского района
Республики Калмыкия Муткаевой А. С.,
представителей административного ответчика Минкеева О.Д.,
Манджиева С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-126/2021 по административному исковому заявлению прокурора Лаганского района Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Республики Калмыкия, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия и обязании принять меры по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и привидении биотермических ям (скотомогильников) в соответствии с требованиями «СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лаганского района Республики Калмыкия (далее - Прокурор) обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологические отходы), в ходе которой установлено, что на территории Лаганского района Республики Калмыкия расположена одна биометрическая яма (скотомогильник), которая находится на расстоянии 2500 м. от ориентира г. Лагань в северо-западном направлении, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 08:03:010201:88, площадью 127 кв.м., биотермическая яма имеет ограждение по периметру в виде палисадника из труб высотой около 1,5 м., заполнена биологическими отходами на 1/10 часть. При этом территория скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с п. 6.7.7 СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования», не огорожена глухим забором высотой не менее 2 м. с заглублением не менее 80 см. с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру отсутствует траншея. Кроме того из ямы не выведена вытяжная труба, отсутствует навес для защиты биотермической ямы от осадков.
Указанный объект размещения биологических отходов (скотомогильник) установленные санитарно-защитные зоны не имеет. Указанный скотомогильник является бесхозяйным, что ставит под угрозу экологическое благополучие на территории муниципального образования и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. Необходимость наличия скотомогильника на территории района, где основной вид деятельности населения связан с разведением сельскохозяйственных животных, имеется. Данные факты подтверждаются Актом № 1 инвентаризации биометрической ямы от 4 марта 2020 г., информацией с БУ РК «Лаганская РСББЖ», Администрации Лаганского городского муниципального образования, ТО «Восточный» Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в Лаганском и Черноземельском районах, свидетельством о государственной регистрации права 08РК 053469, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11 ноября 2020 г., актом обследования № 04/01 от 19 ноября 2020 г., информацией Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 24 ноября 2020 г.
Как установлено проверкой, указанный скотомогильник является бесхозяйным, право собственности на него не зарегистрировано, на кадастровый учет скотомогильник не поставлен, что ставит под угрозу экологическое благополучие на территории муниципального образования и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. При указанных обстоятельствах скотомогильник, не отвечающий ветеринарно-санитарным требованиям, создаёт угрозу возникновения и распространения вспышек заболеваний, опасных для животных и человека, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, нанести вред окружающей среде, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 39 КАС РФ прокурор Лаганского района РК просит суд признать незаконным бездействие Правительства Республики Калмыкия и Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности на биотермическую яму (скотомогильник), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 08:03:010201:88, по адресу: на расстоянии 2500 м. от ориентира (Райгаз) г. Лагань в северо-западном направлении, признать незаконным бездействие Правительства Республики Калмыкия, выразившегося в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями «СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования» биометрическую яму (скотомогильник), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 08:03:010201:88 по адресу: на расстоянии 2500 м. от ориентира (Райгаз) г. Лагань в северо-западном направлении, обязать Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия принять меры по регистрации права собственности – биометрическую яму (скотомогильник), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 08:03:010201:88 по адресу: на расстоянии 2500 м. от ориентира (Райгаз) г. Лагань в северо-западном направлении, обязать Правительство Республики Калмыкия привести в соответствие с «СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования» биометрическую яму (скотомогильник), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 08:03:010201:88 по адресу: на расстоянии 2500 м. от ориентира (Райгаз) г. Лагань в северо-западном направлении.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Лаганского района РК Муткаева А.С. поддержала административные исковые требования в полном объеме по указанным в административном исковом заявлении основаниям, настаивая на их удовлетворении.
Представители административного ответчика – Правительства РК Манджиев С.Л., Минкеев О.Д. в судебном заседании возражали относительно удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям РК, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив возражение на административный иск, в котором не согласился с административным иском прокурора и указал, что ведется работа по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности скотомогильников.
Представители заинтересованных лиц – Управления ветеринарии РК, администрация Лаганского ГМО РК, Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, будучи надлежащим образом извещёнными о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и не представили суду возражений против рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий – расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 указанного федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Возможность нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает (аналогичная позиция отражена в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2010 № 32-В09-19).
Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 (п. п. 5.1, 6.10) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников в силу п. 6.10 Правил может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций только в случае передачи им в ведение этих скотомогильников.
Как следует из вышеприведенных положений закона скотомогильники, если они не переданы в ведение органов местного самоуправления уполномоченным органом по распоряжению федеральным или государственным имуществом, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Поскольку балансодержатель скотомогильника, находящегося на территории Лаганского районного муниципального образования Республики Калмыкия не определен, он находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Калмыкия.
Как установлено судом, на основании актов обследования скотомогильника от 19 ноября 2020 года, на территории Лаганского городского муниципального образования Республики Калмыкия, на расстоянии примерно в 3 000 м. от ориентира г. Лагань в северо-западном направлении на открытой местности, на земельном участке общей площадью 127 кв.м с кадастровым номером 08:03:010201:88 находится скотомогильник (биотермическая яма), который имеет ограждение по периметру в виде палисадника из труб высотой около 1,5 м., длиной - 8 м., шириной – 6 м., глубиной – 4 м. Глубина залегания грунтовых вод – 8 м. Яма заполнена биологическими отходами на 1/10 часть.
Согласно заключению комиссии в составе: главы Лаганского городского муниципального образования Очирова Г.У., начальника БУ РК "Лаганская районная станция по борьбе с болезнями животных" Болдырева С.И., председателя Управления по экономике, земельным и имущественным отношениям АЛРМО Джембетова А.А., начальника ТО «Восточный» Управления Роспотребнадзора по РК в Лаганском и Черноземельских районах Тарбаева А.И., вышеуказанный скотомогильник не соответствует п. 5.6, 5.7, 5.8 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 №13-7-2/469.
Из Постановления Главы администрации Лаганского районного муниципального образования Республики Калмыкия № 18 от 27 января 2009 года следует, что администрации Лаганского городского муниципального образования Республики Калмыкия предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок под строительство скотомогильника с кадастровым номером 08:03:010201 общей площадью 127 кв.м, расположенный примерно в 2500 м. по направлению на северо-запад от ориентира Райгаз, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Республика Калмыкия, Лаганский район, г. Лагань, ул. Куйбышева, д. 131. Администрации Лаганского городского образования постановлено зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19 июня 2009 года право собственности на земельный участок, на котором расположен скотомогильник (биотермическая яма), зарегистрировано за администрацией Лаганского РМО Республики Калмыкия.
Из сведений Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 24 ноября 2020 года следует, что скотомогильник с кадастровым номером 08:03:010201:88, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, 2500 м. от ориентира г. Лагань в северо-западном направлении, в реестре государственного имущества Республики Калмыкия не значится, право собственности на указанный объект не зарегистрировано.
Как видно из материалов дела, скотомогильник, предназначенный для захоронения биологических отходов, не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, вспышек заболеваний сибирской язвой, опасных для животных и человека, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, нанести вред окружающей среде, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций. Скотомогильник в нарушение требований действующего законодательства ни у кого на балансе не числится, то есть за его техническим состоянием фактически никто не следит.
В соответствии со статьёй 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статей 1 и 5 Закона Республики Калмыкия от 02.11.1998 N 1-II-З "О Правительстве Республики Калмыкия" Правительство Республики Калмыкия является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Республики Калмыкия. Правительство Республики Калмыкия разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Калмыкия, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, обеспечивает на территории Республики Калмыкия исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, законов Республики Калмыкия, актов Главы Республики Калмыкия, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Калмыкия, разрабатывает и обеспечивает выполнение мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных и материальных ресурсов, защите населения на территории Республики Калмыкия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно Положению о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20.02.2013 №65, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим от имени Республики Калмыкия правомочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, полномочия органов местного самоуправления <адрес> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории <адрес>, в пределах, установленных законодательством. Министерство в сфере управления и распоряжения республиканским имуществом выступает от имени Республики Калмыкия заявителем при государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Закона N184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года N 27, скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов.
Согласно п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
В соответствии с абз. 2 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами.
В силу ст. 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся, в том числе, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно Указу Президента РФ от 11 марта 2019 года № 97 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» одной из основных задач государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности при эксплуатации скотомогильников, биотермических ям, организаций по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов, а также обращение бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям в собственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пп. 13 п. 14).
По смыслу приведенных норм, биотермические ямы (скотомогильники) с момента создания являются государственной собственностью, субъекты Российской Федерации имеют право выступать в качестве собственников таких объектов, вопросы по принятию в собственность, содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Калмыкия от 02.11.1998 N 1-II-З "О Правительстве Республики Калмыкия" Правительство Республики Калмыкия является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Республики Калмыкия. Правительство Республики Калмыкия является коллегиальным органом, входит в систему органов исполнительной власти Республики Калмыкия и обеспечивает их согласованную деятельность в интересах населения Республики Калмыкия. Правительство Республики Калмыкия обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Калмыкия на территории Республики Калмыкия.
В силу статьи 5 данного Закона Правительство Республики Калмыкия разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Калмыкия, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Правительство Республики Калмыкия: осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; формирует иные органы исполнительной власти Республики Калмыкия; управляет и распоряжается собственностью Республики Калмыкия в соответствии с законами Республики Калмыкия; утверждает положения о республиканских министерствах и иных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность их работников и размер ассигнований на содержание органов исполнительной власти Республики Калмыкия в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете; управляет и распоряжается землей, природными ресурсами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия; разрабатывает и обеспечивает выполнение мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных и материальных ресурсов, защите населения на территории Республики Калмыкия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 14 данного Закона Правительство Республики Калмыкия в пределах своих полномочий: объединяет и направляет работу министерств Республики Калмыкия, иных органов исполнительной власти Республики Калмыкия, подведомственных ему организаций, обеспечивает между ними необходимое взаимодействие и контролирует их деятельность; утверждает положения о министерствах Республики Калмыкия, иных органах исполнительной власти Республики Калмыкия, уставы подведомственных ему организаций.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ N 65 "Об утверждении Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия" Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим от имени Республики Калмыкия правомочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, полномочия органов местного самоуправления <адрес> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории <адрес>, в пределах, установленных законодательством. Министерство в сфере управления и распоряжения республиканским имуществом выступает от имени Республики Калмыкия заявителем при государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 5.1.6); организует учет республиканского имущества, осуществляет ведение Реестра государственного имущества Республики Калмыкия (п. 5.1.9); в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством, учет, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории <адрес>, осуществляет ведение республиканского реестра таких земель (пп. 5.3.1-5.3.2); приобретает земельные участки в собственность Республики Калмыкия в порядке, установленном действующим законодательством, выступает от имени Республики Калмыкия при государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на земельные участки (п. 5.3.5); организует в установленном порядке выполнение работ по инвентаризации земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты (п. 5.3.28).
Из приведенных норм следует, что с момента создания скотомогильники (биотермические ямы) являлись и являются собственностью Республики Калмыкия, а временное неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующими органами государственной власти (Правительство Республики Калмыкия, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия) своих обязанностей в отношении таких объектов не свидетельствует об обратном. Субъекты Российской Федерации имеют право выступать в качестве собственников скотомогильника (биотермической ямы), следовательно, принятие решения о создании данных объектов находится в их компетенции.
На основании изложенного, и как следует из представленных документов, спорный скотомогильник является бесхозяйным, не учтен в качестве республиканского имущества, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии бездействия административных ответчиков (Правительства Республики Калмыкия и Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия), которое выразилось в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности Республики Калмыкия на биотермическую яму (скотомогильник), а также о необходимости возложить на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (в силу возложенных на него приведенным выше Положением об указанном органе специальных полномочий) обязанности принять меры по регистрации права собственности биотермическую яму (скотомогильник).
Как следует из материалов, Правительством Республики Калмыкия специальные полномочия по организации надлежащей эксплуатации скотомогильников (биотермических ям), соответствующим правовым актом какому-либо органу специальной компетенции исполнительной власти Республики Калмыкия с соответствующим целевым финансированием не переданы. При таких обстоятельствах, в силу действующего правового регулирования, обязанности по надлежащему содержанию спорного объекта возложены на Правительство Республики Калмыкия как высший орган исполнительной власти Республики Калмыкия.
В соответствии с п. 24 приказа Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626 "Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов" (зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2020 N 60657, далее – Правила 2020), вступившего в силу с 1 января 2021 года, утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно.
В силу п. 29 Правил 2020 утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных.
В настоящее время требования к размещению и строительству скотомогильников, их эксплуатации содержатся в "СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования", утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.04.2017 N 721/пр (далее - СП 289.1325800.2017), который распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструируемых и технически перевооружаемых сооружений животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий и определяет биотермическую яму как сооружение ветеринарного профиля, обеспечивающее обеззараживание трупов павших животных и их утилизацию, скотомогильник как сооружение для захоронения трупов животных, а сооружение консервации скотомогильника как конструкцию, обеспечивающую после окончания функционирования скотомогильника предотвращение проникновения людей к "могилам", а также отсутствие контакта с внешней средой в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (например, затопление).
В соответствии с п. 6.7.7 СП 289.1325800.2017 территорию биотермической ямы огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с заглублением не менее 80 см с въездными воротами. С внутренней стороны забора по периметру участка выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м. Вынутый из траншеи грунт укладывают между траншеей и забором.
Согласно п. 6.8.7 в покрытии биотермической ямы необходимо предусматривать вытяжную трубу сечением в свету 25 x 25 см и высотой 3 м для отвода выделяющихся при гниении газов.
В соответствии с п. 6.8.8 для защиты биотермической ямы от осадков над ней необходимо запроектировать навес длиной 6 м и шириной 3 м. Допускается устройство навеса 5 x 5 м в плане. Высота навеса 2,5 м.
Учитывая приведенное выше правовое регулирование, а также фактические обстоятельства дела, суд полагает подлежащим применению предусмотренный действующим законодательством способ устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации) и на охрану здоровья (статьи 7, 41 Конституции Российской Федерации) путем возложения в порядке ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на Правительство Республики Калмыкия обязанности привести в соответствии с п. 6.7.7, п. 6.8.7., п. 6.8.8. "СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.04.2017 N 721/пр., биотермическую яму (скотомогильник), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 08:03:010201:88 по адресу: на расстоянии 2500 м. от ориентира (Райгаз) г. Лагань в северо-западном направлении.
В своих возражениях представитель Правительства Республики Калмыкия ссылается на приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 626 «Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов», согласно которому утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно. Указывает на отсутствие информации, подтверждающей ввод в эксплуатацию до 31 декабря 2020 г. скотомогильника (биотермической ямы), расположенного на территории Лаганского района. Указанный довод суд не принимает во внимание, поскольку материалами дела подтверждается использование спорного объекта с 2009 г., а именно актом № 1 инвентаризации биотермической ямы от 04.03.2020 г., согласно которому первое захоронение биологических отходов было в 2009 г., биотермическая яма заполнена биологическими отходами на 1/10 часть.
Довод Правительства Республики Калмыкия о нецелесообразности эксплуатации скотомогильника (биотермической ямы), расположенного на территории Лаганского района, приведение объекта в соответствие с СП 289.1325800.2017. Свод правил, суд не принимает во внимание, так как на территории Лаганского района Республики Калмыкия имеется только один скотомогильник (биотермическая яма), который используется с 2009 года для захоронения трупов павших животных и птиц, является действующим, поэтому потребность в наличии спорного объекта на территории района бесспорно имеется.
Довод представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия относительно пропуска административным истцом срока для обращения с административным иском в суд является несостоятельным, поскольку в соответствии с действующим законодательством, бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями СП 289.1325800.2017. Свод правил биотермическую яму (скотомогильник), носит длящийся характер, в связи с чем административный истец правомочен подать указанный административный иск в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора Лаганского района Республики Калмыкия является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Лаганского района Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Правительства Республики Калмыкия и Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности на биотермическую яму (скотомогильник), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 08:03:010201:88, по адресу: на расстоянии 2500 м. от ориентира (Райгаз) г. Лагань РК в северо-западном направлении.
Признать незаконным бездействие Правительства Республики Калмыкия, выразившегося в непринятии мер по приведению в соответствии с требованиями «СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования» биотермическую яму (скотомогильник), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 08:03:010201:88 по адресу: на расстоянии 2500 м. от ориентира (Райгаз) г. Лагань РК в северо-западном направлении.
Обязать Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия принять меры по регистрации права собственности – биотермическую яму (скотомогильник), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 08:03:010201:88 по адресу: на расстоянии 2500 м. от ориентира (Райгаз) г. Лагань РК в северо-западном направлении.
Обязать Правительство Республики Калмыкия привести в соответствие с п. 6.7.7, п. 6.8.7., п. 6.8.8. «СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования» биотермическую яму (скотомогильник), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 08:03:010201:88 по адресу: на расстоянии 2500 м. от ориентира (Райгаз) г. Лагань РК в северо-западном направлении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Лаганский районный суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме и в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу при условии его апелляционного обжалования.
Председательствующий <данные изъяты> А.В. Ангриков
<данные изъяты>