Судья: Чемерисова О.В. Апел. гр./дело: 33 - 12476/2019
Номер дела суда первой инстанции: 2-2604/2019
Апелляционное определение
г. Самара 17 октября 2019 г.
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе: председательствующего Житниковой О.В.,
судей Ромасловской Р.Рњ., Ефремовой Р›.Рќ.,
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.,
при секретаре Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Советского района г.Самары на решение Советского районного суда г.Самары от 02 августа 2019 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Прокурора Советского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74» г.о. Самара, ООО «Стимул», Полищук С.Н. о признании договора недействительным, об обязании расторгнуть договор - отказать.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н.,
объяснения прокурора Валюткиной С.Ш. в поддержание доводов апелляционного представления прокурора,
возражения Васильевой А.Н. (представителя ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74» г.о. Самара),
возражения Винокуровой Л.Н. (представителя ответчика ООО «Стимул»),
суд апелляционной инстанции
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рстец - РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Советского района Рі.Самары (РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц) - обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє МБДОУ «Детский сад комбинированного РІРёРґР° в„– 74В» Рі.Рѕ. Самара, РћРћРћ «Стимул», Полищук РЎ.Рќ. Рѕ признании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° недействительным, обязании расторгнуть РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, ссылаясь РЅР° следующее.
Прокуратурой Советского района Рі.Самары, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ рассмотрением обращения гражданина Р¤РРћ3, проведена проверка соблюдения требований законодательства РѕР± образовании СЃРѕ стороны муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного РІРёРґР° в„– 74В» Рі.Рѕ. Самара.
ДД.РњРњ.ГГГГ. между тремя ответчиками - между МБДОУ «Детский сад комбинированного РІРёРґР° 74В», родителями (РІ лице представителя Р¤РРћ1, ныне: ответчик Полищук РЎ.Рќ.) Рё поставщиком РћРћРћ «Стимул» заключен трехсторонний РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– РЅР° поставку продуктов питания.
Согласно п. 1.1 договора, родители обязаны оплатить стоимость поставленных в детский сад продуктов питания.
В соответствии с п. 2.3 договора оплата родителями осуществляется по квитанции, выданной Детским садом, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «Стимул».
Таким образом, ООО «Стимул» (поставщик продуктов питания) поставляет продукты питания согласно товарным накладным, детский сад изготавливает квитанции по оплате доставленных продуктов, а родители оплачивают выставленную образовательным учреждением квитанцию путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «Стимул».
Учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату за присмотр и уход за ребенком, взимаемую с родителей (с законных представителей) и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом.
Постановлением Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № установлена плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных учреждениях г.о. Самара, реализующих образовательную программу дошкольного образования в размере 150 руб. в день, в том числе:
- затраты на питание - 134 руб., оплата которых производится родителями (законными представителями) исходя из фактического количества дней посещения ребенком образовательного учреждения;
- иные затраты - 16 руб. в день.
Согласно п.5 данного Постановления, ответственность за правильность исчисления и взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми возлагается на руководителей образовательных учреждений.
В соответствии с Письмом Минобрнауки России от 24.04.2013 № ДЛ-101/08 «О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми», присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях.
Родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях.
С учетом этого, за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер.
По мнению прокурора, услуга по присмотру и уходу за детьми, оказываемая дошкольным учреждением образования, является единой и неделимой, а затраты на питание (134 руб. в день) лишь входят в общую сумму затрат по организации образовательным учреждением присмотра и ухода за ребенком. Однако, при этом сумма затрат за присмотр и уход за детьми подлежит перечислению в адрес образовательного учреждения родителями (законными представителями), так как данную услугу оказывает именно образовательное учреждение.
Указанная обязанность родителей по перечислению всей суммы за присмотр и уход ребенка исключительно на счет образовательного учреждения отражена и в договоре об образовании по образовательным программам дошкольного образования, заключаемым с каждым родителем при зачислении ребенка в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74» г.о. Самара.
ООО «Стимул» не является образовательным учреждением и не оказывает услуги по присмотру и уходу за воспитанниками МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74» г.о. Самара.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, в части, касающейся в том числе и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданского-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги.
В соответствии с данным законом, заказчиком для обеспечения потребностей учреждение является бюджетное учреждение.
Вышеуказанный трехсторонний договор поставки продуктов питания в Детский сад №74, заключенный ДД.ММ.ГГГГ. №, имеет признаки гражданского-правового договора, так как одной из сторон являются физические лица (родители воспитанников), в связи с чем, требования Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, в части выбора поставщика на данный договор не распространяются. Заключение подобного договора является неправомерным способом уклонения от исполнения бюджетным учреждением норм ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес заведующего МБДОУ «Детский сад №74» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, в котором, в том числе указывалось на незаконность заключенного трехстороннего договора № от ДД.ММ.ГГГГ. и в требовательной части представления указано на необходимость принятия действенных мер к устранению выявленных нарушений закона.
Указанное требование прокурора в добровольном порядке не исполнено, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
По мнению истца, заключение гражданско-правового договора с физическими лицами является возможностью ухода от конкурсных и конкурентных процедур при выборе организации – поставщика продуктов питания, что может привести к заключению договора с определенным учреждением образования организацией на невыгодных условиях – завышенные цены на продукты питания, качество предоставляемой продукции, что существенно нарушает как права родителей воспитанников учреждения на обоснованную цену продуктов питания, так и права несовершеннолетних детей на получение сбалансированного и отвечающего всем требования питания.
Заключенный трехсторонний договор № от ДД.ММ.ГГГГ. не отвечает требованиям законодательства об образовании, так как родители (законные представители) воспитанников учреждения - обязаны оплачивать услуги по присмотру и уходу за детьми только образовательной организации, оказывающей данные услуги.
По мнению прокурора, должен существовать двухсторонний договор по организации питания, одна сторона которого - бюджетное учреждение, а вторая сторона - коммерческая организация (поставщик).
Рстец РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Советского района Рі.Самары, действующий РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ:
- признать недействительным трёхсторонний договор № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между ответчиками - между МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74» г.о.Самара, ООО «Стимул»(поставщиком) и Полищук С.Н. (представителем родителей),
- обязать ответчиков МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №74» г.о. Самара, ООО «Стимул», Полищук С.Н. (представитель родителей) - расторгнуть договор № от ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного РІРёРґР° в„– 74В» РЅРµ признала РёСЃРє, утверждая, что нарушений Закона «Об образовании» РЅРµ допускается; СЃРѕ стороны Департамента образования осуществляется контроль Р·Р° организацией питания РІ детском саду, имеются технологические карты, согласованные СЃ Департаментом образования, прописана рецептура приготовления блюда, выход продукта; существует меню-раскладка, меню вывешивается ежедневно, стоимость продуктов ежедневно указана, может превышать, равной или быть меньше. Р’ меню отражен выход готовой продукции. Существует брокиражная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ, которую возглавляет заведующая, сотрудники детского сада Рё родители Рё эта РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РїСЂРё закладке продуктов РІ котел осуществляет взвешивание, Рѕ чем делается запись РІ брокиражном журнале; организация питания осуществляется РІ соответствии СЃ требованиями СанПин; органы Роспотребнадзора РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ контроль Р·Р° организацией питания, такая поверка проводилась, брались РїСЂРѕР±С‹ РЅР° калорийность, смотрели 15 дневное цикличное меню. Ежедневно продукция должна искусственно витаминизироваться, ведется учет ассортимента продуктов. Есть трехсторонний РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, который соответствует требованиям закона. Организацию питания, присмотр Рё СѓС…РѕРґ осуществляет детский сад. Коммерческая организация РїРѕ трехстороннему РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ продукцию поставляет, Р·Р° эту поставку получает денежные средства РѕС‚ родителей. Р’ апреле 2019Рі. проверка была проведена Департаментом финансов РЅР° предмет осуществления закупки Рё заключения трехстороннего РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°. РС… интересовала стоимость продуктов питания, которые поставляет РћРћРћ «Симул», проводился анализ РІ соответствии СЃ накладными, стоимость продуктов питания РЅРµ превышает средне рыночные цены. Деньги для оплаты поставщику РёР· бюджета получают только для возмещения затрат РїРѕ социальным детям, Р·Р° которых платит государство. Готовятся РґРІРµ квитанции РЅР° 134 СЂСѓР±. Рё РЅР° 16 СЂСѓР±. Рё выставляются родителям, которые 16 СЂСѓР±. платят независимо РѕС‚ того, посещал или нет ребенок детский сад, Р° 134 СЂСѓР±. рассчитывается РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· фактического посещения. РћР±Рµ квитанции выставляет детский сад, поскольку учет РїРѕ посещению ведет детский сад Рё это отражено РІ трехстороннем РґРѕРіРѕРІРѕСЂРµ. Признание РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° недействительным Рё его расторжение повлечет невозможность получения продуктов питания для организации питания РІ детском саду.
Представитель ответчика ООО «Стимул» не признал иск, утверждая, что нарушений требований закона, на которые ссылается прокурор, при заключении трехстороннего договора, нет; форма организации питания законодателем не закреплена, полагает, что такой договор позволяет получать детскому саду продукты питания, поставку которых обеспечивает ООО «Стимул». Детский сад в полной мере выполняет функции по организации питания, у них сотрудники, которые готовят, проверяют, ООО «Стимул» лишь привозит продукты, всю функцию питания сад организовывает самостоятельно. По льготным категориям детей также заключен договор с ООО «Стимул». Различие по продуктам между льготными детьми и другими нет, разница лишь в том, что за льготных детей, средства получает ООО «Стимул» из бюджета, а по другим детям непосредственно от родителей. Квитанции выставляет детский сад, по ним поступают денежные средства ООО «Стимул». Поставка ведется в независимости оплачено или нет по квитанции, неизвестно сразу, кто не заплатил, с детским садом созваниваются, выясняют, обращаются в суд за взысканием задолженности.
Ответчик Полищук С.Н. (представитель родителей воспитанников МДОУ «Детский сад № 74» г.о.Самара) в письменном заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, возражала против удовлетворения иска.
Представитель Департамента образования Администрации г.о. Самара, возражал против удовлетворения исковых требований, утверждая, что трехсторонний договор от 01.09.2018г. не противоречит Закону; присмотр и уход осуществляется организациями на основании договора, заключенного между родителями и организацией. В данном случае трехсторонний договор не является уклонением сада от организации питания детей. Детский сад организует питание детей, оплачивает заработную плату поваров, контролируя качество питания. Считает, что образовательное учреждение в рамках организации питания осуществляет меры по организации закупки продуктов питания. Законом не определена форма организации питания, не определена форма договора по организации питания, в соответствие с ГК РФ есть возможность заключения договора, при заключении трехстороннего договора учитывается мнение родителей, выбран представитель от родителей. При вынесении судебного решения просила суд учесть, что если договор будет признан недействительным, образовательное учреждение обязано заключить договор в рамках №44-ФЗ от 05.04.2013г., в среднем пройдет полтора месяца на все конкурсные процедуры. Могут пострадать дети, которым поставка продуктов питания осуществляться в этот период не будет.
Заместитель руководителя экономического управления Рё бухгалтерского учета Департамента образования Администрации Рі.Рѕ.Самара, опрошенный СЃСѓРґРѕРј первой инстанции РІ качестве специалиста - РїРѕСЏСЃРЅСЏР», что РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ РІРёРґ деятельности Управления является регулирование бюджетного процесса; полное распределение бюджетных ассигнований, доведение средств РґРѕ подведомственных бюджетных учреждений; бюджет является однотипным РЅР° территории Рі.Рѕ. Самара, разницы между учреждениями РЅРµ существует. 2 источника РґРѕС…РѕРґРѕРІ: это бюджет Рё внебюджет. Бюджет состоит РёР· 2 источников: областные средства Рё средства Рі.Рѕ. Самара. Внебюджетные источники формируются РѕС‚ РґРѕС…РѕРґРѕРІ платных услуг, благотворительных пожертвований родителей. Благотворительные пожертвования состоят РёР· РґРІСѓС… РІРёРґРѕРІ: целевые РЅР° охрану здания Рё без указания цели, еще РѕРґРЅРѕР№ разновидностью именно для детских садов - это родительская плата, Р° именно внебюджетные средства, плата составляет 150 СЂСѓР±. Родительская плата 16 СЂСѓР±. является составной частью. Бюджетные средства доводятся РґРѕ образовательного учреждения, которые Департаментом распределяются между учреждениями, бюджет распределяется РЅР° заработные платы работников, воспитателей, помощников воспитателей Рё РЅР° присмотр, СѓС…РѕРґ. Р—Р° услугу РїРѕ присмотру Рё СѓС…РѕРґСѓ, РёР· бюджета заложена СЃСѓРјРјР° - 1 000 СЂСѓР±. РЅР° каждого ребенка без категории (льготные дети или нет) РІ РіРѕРґ. Рти деньги получил сад РІ начале РіРѕРґР°, РѕРЅРё целевые. Р—Р° эти деньги детский сад отчитываются перед Департаментом, Р° именно РЅР° что потрачены 1 000 СЂСѓР±. Ведется отчет РіРѕРґРѕРІРѕР№. Плата Р·Р° питание собирается СЃ родителей. Бюджет возмещает только РЅР° льготных детей денежные средства РїРѕ питанию. Плата 150 СЂСѓР±. установлена Постановлением Администрации Рі.Рѕ.Самара. Содержание ребенка РєСЂРѕРјРµ питания включает Рё РґСЂСѓРіРёРµ составляющие: санитарное, гигиеническое обслуживание Р·РѕРЅ бытового обслуживания, соблюдение режима РґРЅСЏ, РІСЃРµ расходы СЃ моющими средствами Рё чистящими средствами, расходными материалами, РІС…РѕРґСЏС‚ РІ услугу РїРѕ присмотру Рё СѓС…РѕРґСѓ. Плата складывается РёР· 1000 СЂСѓР±. гарантированно РІ РіРѕРґ РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ ребенка, Р° 16 СЂСѓР±. - это дополнительно СЃ родителей, чтобы восполнить недостающие расходы, это как внебюджетный источник. Поступление РЅРµ РёР· бюджета эта родительская плата, как внебюджетные средства, принцип расходования средств таков, РѕРЅРё становятся идентичными бюджетным средствам. Смысл Рё направленность расходов однотипная, разницы нет. Собрав 16 СЂСѓР±. чтобы расходовать, сад должен пройти процедуру такую Р¶Рµ, что Рё РїСЂРё расходовании бюджетных средств. 16 СЂСѓР±. являются довесом, бюджет РЅРµ может РІ полной мере обеспечить расходы, таким образом, восполняется бюджет, направляют РЅР° РѕРґРЅСѓ цель РёР· разных источников. РњРѕР¶РЅРѕ выделить РЅР° РѕРґРёРЅ товар, РЅРѕ оплачивать РёР· разных источников. РџРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ источники финансирования РјРѕРіСѓС‚ быть разные. РўР° СЃСѓРјРјР°, которая взимается СЃ родителей РІ бюджет - 16 СЂСѓР±. идет, РІ том числе, Рё РЅР° организацию питания, РІ которую включается поставка продуктов, доставка поставщиком РІ холодильное оборудование, РєРѕРіРґР° продукция поступает РІ детский сад РІ структуру стоимости РІС…РѕРґСЏС‚ накладные, РІ цене продукта эти накладные являются учтенными, включаются РІ дополнительные расходы. Рту цену поставщик сразу предоставляет. РР· бюджета полностью финансируется зарплата поваров, коммунальные расходы, затраты РЅР° РІРѕРґСѓ, электроэнергию. Стоимость дневного рациона питания равна РІ той пропорции, которая включается РІ состав дневного рациона. Меню равно стоимости продуктового набора, дополнительных затрат РїСЂРё расчете дневного рациона РЅРµ несут. РћРЅРё РІС…РѕРґСЏС‚ РІРѕ РІСЃРµ текущие расходы, которые несет учреждение. РР· бюджета обеспечивается РІСЃСЏ работа пищеблока. Получили продукты РѕС‚ поставщика, обязаны обеспечить полноценное меню, рассчитывают меню РЅР° 10-15 дней, согласуют СЃ органами Управления Роспотребнадзора. Прямые затраты РЅР° продукты, расходы поставщика СѓР¶Рµ учтены РїРѕ той цене, которую определил поставщик. Если РґРѕРіРѕРІРѕСЂ двухсторонний, то детский сад напрямую Сѓ поставщика закупает продукцию, формы законом РЅРµ определены. Форму организации определяет детский сад. Учреждение само определяет, РІ какой форме организовать поставку продуктов. Если двухсторонний РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, то 134 СЂСѓР±. РїРѕ квитанциям Р±СѓРґСѓС‚ зачисляться Рё отражаться РЅР° лицевом счете детского сада, как расходы, связанные СЃ поставкой продуктов. Р’ случае поступления 134 СЂСѓР±., РѕРЅРё расходуются РІ соответствии СЃ требованием законодательства. Если РґРѕРіРѕРІРѕСЂ трехсторонний, то теряется образовательное учреждение, как звено, РІ которое зачисляет средства РЅР° лицевой счет, РёРј денежные средства РЅР° лицевой счет РЅРµ поступают. Заказчиками выступают родители Рё напрямую оплачивают денежные средства поставщику. РџРѕ 134 СЂСѓР±. РјРѕР¶РЅРѕ увидеть плату только РїСЂРё наличии двухстороннего РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°. Перед бюджетом детский сад РЅРµ отчитывается, только Р·Р° льготную категорию. Деление РЅР° питание Рё СѓС…РѕРґ было сделано для того, чтобы установить контроль Р·Р° расходованием родительской платы 16 СЂСѓР±. Рё сколько выделяется РїРѕ питанию. Р’ постановлении форма организации питания Рё РїРѕСЂСЏРґРѕРє заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅРµ прописана. Контроль РїРѕ расходованию РїСЂРё трехсторонней форме РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° учредитель РЅРµ осуществляет. Сад самостоятельного распределяет родительские средства. РџСЂРё трехстороннем РґРѕРіРѕРІРѕСЂРµ РћРћРћ «Стимул» РїСЂРёРІРѕР·РёС‚ продукты для всех детей, Рё льготников Рё РЅРµ льготников, принцип организации питания для всех одинаков. Накладная РЅР° поставку продуктов питания Рё для льготников Рё РЅРµ льготников РѕРґРЅР°, Рё расходы продуктов Рё меню РѕРґРЅРѕ для всех. Организуют проверочную деятельность, РЅР° складе детского сада поставка, как для льготных детей, так Рё РЅРµ для льготных одинаковая. Разделить продукты для льготных Рё РЅРµ льготных РЅРµ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ. Трехсторонний РґРѕРіРѕРІРѕСЂ это часть организации питания, это внебюджетный процесс. Поставщик Рё учреждение взаимодействуют. Организацию питания осуществляет бюджетное учреждение. Фактически расчет ведет учреждение, поставщик оказывает услугу РїРѕ предоставлению продуктов питания. Бюджетное учреждение РїРѕ трехсторонней форме РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, является получателем продуктов для приготовления готового блюда. Учреждение подписывает РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, принимая продукты, Рѕ которых договорились СЃ родителями Рё поставщиками. График Рё условия поставки обозначает учреждение. РџРѕ двухстороннему РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ работают только те учреждения, которые организует комбинат питания. Р’СЃРµ остальные РїРѕ трехстороннему РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ, 60 % работают РїРѕ трехстороннему РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ. Для Департамента образования, который занимается распределением Рё расходованием денежных средств, нет разницы, какая форма выбрана образовательным учреждением, главное чтобы рацион питания был обеспечен.
Р’ СЃСѓРґРµ первой инстанции свидетель Р¤РРћ2 (бухгалтер МБДОУ «Детский сад в„– 74В») утверждала, что работает бухгалтером СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ; РІ детском саду организовано питание, имеется трехсторонний РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, между садом, поставщиком Рё родителями, квитанции выставляются детским садом Рё выдаются родителям. Р’ данной квитанции получателем является поставщик продуктов питания. Р—Р° тем, кто РЅРµ платит, следит поставщик, передает сведения РІ детский сад, воспитатели общаются СЃ родителями. Поставщик РїСЂРёРІРѕР·РёС‚ продукты, сад приходует, оформляется товарная накладная, сверяются СЃ поставленной продукцией. РџРѕ трехстороннему РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ главное - поступление продуктов, убытие, списание РїРѕ расходованию. Списание РїРѕ меню, ведется реестр РїРѕ списанию. Продукты питания РЅР° складе хранятся РЅРµ продолжительно.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении истцом - прокурором Советского района г.Самары ставится вопрос об отмене решения и о постановке нового решения об удовлетворении иска по тем основаниям,
что трехсторонний договор № от ДД.ММ.ГГГГ. на поставку продуктов питания заключен с нарушением требований федерального законодательства об
образовании,
что нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность деления услуги по присмотру и уходу за детьми,
что услуга по присмотру и уходу за детьми, оказываемая дошкольным учреждением образования, является единой и неделимой, а затраты на питание (134 руб. в день) лишь входят в общую сумму затрат по организации образовательным учреждением присмотра и ухода за ребенком,
что поставщик продуктов питания ООО «Стимул»(ответчик) не является образовательным учреждением и не оказывает услуги по присмотру и уходу за воспитанниками МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74», соответственно, не должен получать денежные средства от родителей по оплате поставленных продуктов питания,
что услуга по присмотру и уходу за детьми оказывает непосредственно образовательное учреждение - МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74», таким образом, оплата данной услуги должна быть перечислена именно данному бюджетному дошкольному учреждению,
что заключение бюджетным образовательным учреждением трехстороннего договора на поставку продуктов питания, одной из сторон которых является физическое лицо, является намеренным уходом от бюджетной составляющей, и тем самым уклонением от соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления прокурора, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения городского округа (п. 13 ч. 1 ст. 16).
Частью 4 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена обязательность соответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, а также правовых актах органов местного самоуправления, именно Закону об образовании, а также запрет ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными этим Законом.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены ч.1 ст. 9 указанного Закона и к ним относятся в том числе:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1);
- создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4);
- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций (пункт 5).
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № установлена плата, которая взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных учреждениях г.о. Самара, реализующих образовательную программу дошкольного образования в размере 150 рублей в день, включающая в себя:
- затраты на питание - 134 рубля, оплата которых производится родителями (законными представителями) исходя из фактического количества дней посещения ребенком образовательного учреждения;
- иные затраты - 16 рублей в день.
Согласно п. 5 названного Постановления ответственность за правильность - исчисления и взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми возлагается на руководителей образовательных учреждений.
Согласно СЃС‚. 65 Федерального закона РѕС‚ 29.12.2012 в„– 27Р-ФЗ «Об образовании РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр Рё СѓС…РѕРґ Р·Р° детьми.
За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом.
В соответствии с п.34 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФР«Об образовании в Российской Федерации» присмотр и уход за детьми - это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытовому обслуживанию детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Под присмотром и уходом за детьми в Федеральном законе понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона). Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В силу ч.1 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Также из ч. 2, 3 ст. 9.2. Федерального закона "О некоммерческих организациях" следует, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Согласно п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Следовательно, бюджетное учреждение не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и вправе осуществлять только виды деятельности, определенные в учредительных документах. Если бюджетное учреждение в качестве цели (не основной) ставит извлечение прибыли, такая цель должна быть отражена в Уставе.
Согласно п. 1 ст.166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ч. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
Согласно ч.1 ст.168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, в части, касающейся в том числе – определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданского-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
РР· материалов дела следует, что РІ соответствии СЃ Уставом, учредителем МБДОУ «Детский сад комбинированного РІРёРґР° в„– 74В» является муниципальное образование - РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ РѕРєСЂСѓРі Самара, функции Рё полномочия учредителя осуществляет администрация Рі.Рѕ. Самары.
Р’ силу требований Рї. 34 СЃС‚. 2 Федерального закона РѕС‚ 29.12.2012 в„– 27Р-ФЗ «Об образовании РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», обязанность РїРѕ присмотру Рё СѓС…РѕРґСѓ воспитанников МБДОУ «Детский сад комбинированного РІРёРґР° в„– 74В» возложена именно РЅР° данное учреждение.
Таким образом, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74» обязано осуществлять, в том числе и комплекс мер по организации питания.
Федеральным законодательством не определены требования об обязательности использования определенных форм организации питания, в связи с чем, образовательные организации вправе их выбирать самостоятельно.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, СанПиН 2.4.5.2409-08 (утвержденные приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. № 45), устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и являющиеся обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся (пункты 1.2 и 1.3) - предусматривают несколько форм организации питания.
Таким образом, отсутствует неопределенность или неясности правового регулирования по вопросу организации питания.
В Законе об образовании отсутствует норма, определяющая конкретный объем действий, составляющих организацию питания в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74».
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· содержания РЅРѕСЂРј СанПиНов РІРѕ взаимосвязи СЃ подпунктом 15 пункта 3 Рё пунктом 6 статьи 28 Закона РѕР± образовании, согласно которым Рє компетенции образовательной организации РІ установленной сфере деятельности относятся РІ числе прочего создание необходимых условий для охраны Рё укрепления Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, организация питания обучающихся, обязанность создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра Рё СѓС…РѕРґР° Р·Р° РЅРёРјРё, РёС… содержания РІ соответствии СЃ установленными нормами, обеспечивающими Р¶РёР·РЅСЊ Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ обучающихся, Р° также СЃ учетом того, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, РїСЂРё реализации образовательных программ создают условия для охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ обучающихся, включающую РІ том числе организацию РёС… питания (статья 41 указанного Закона), организация питания заключается также РІ обеспечении:
- соответствия энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;
- сбалансированности и максимального разнообразия рациона питания по всем пищевым факторам;
- оптимального режима питания;
- сохранения в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и исходной пищевой ценности;
- учета индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее);
- соблюдения санитарно-гигиенической безопасности питания, санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд;
- соответствия сырья и продуктов, используемых в питании обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания.
Прокуратурой Советского района Рі. Самара, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ рассмотрением обращения гражданина Р¤РРћ3, проведена проверка соблюдения требований законодательства РѕР± образовании СЃРѕ стороны муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного РІРёРґР° в„– 74В» Рі.Рѕ. Самара.
По утверждению прокурора, в ходе данной проверки, прокуратурой выявлены нарушения, изложенные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, в частности нарушения законодательства при заключении трехстороннего договора от ДД.ММ.ГГГГ, о чем было вынесено представление МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74».
Данное представление МБДОУ «Детский сад № 74» в месячный срок не исполнено.
Так, ДД.ММ.ГГГГ. заключен трехсторонний договор № 371 на поставку продуктов питания между:
1) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74»(Сторона 1),
2) родителями (законными представителями, согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № - в лице представителя Полищук С.Н.)(Сторона 2),
3) и поставщиком ООО «Стимул»(Сторона 3)
РР· Рї. 1.1. данного трехстороннего РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° следует, что поставщик РћРћРћ «Стимул» обязуется осуществить РЅР° основании предварительной заявки поставку получателю продуктов питания для содержания воспитанников РІ образовательном учреждении. Ассортимент объём поставок указаны РІ спецификации являющейся неотъемлемой частью РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°. Получатель РЅР° основании доверенности РѕС‚ заказчика (родители (законные представители) обязуется принять товар, Р° заказчик оплатить товар РІ соответствии условиями настоящего РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°.
В соответствии с п. 2.3 трехстороннего договора, оплата родителями осуществляется по квитанции, выданной детским садом, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «Стимул».
Таким образом, родители (законные представители) являются плательщиками поставляемых продуктов питания, а не плательщиками услуги по организации питания в учреждении.
Ответчик ООО «Стимул» поставляет лишь продукты питания согласно товарным накладным, детский сад изготавливает квитанции по оплате поставленных продуктов, родители оплачивают выставленную образовательным учреждением квитанцию путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «Стимул».
При этом, комплекс мер по организации питания в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74», осуществляется именно данным учреждением, в частности оплачивается заработок штатных сотрудников, готовящих пищу на пищеблоке, разрабатывается сбалансированный и разнообразный рацион питания по всем пищевым факторам; учитывается оптимальный режим питания; проверяется качество поставляемых ООО «Стимул» продуктов питания, исчисляется ценность блюда, его калорийность, проверяется соблюдение санитарно-гигиенической безопасности питания, санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд; проверяется соответствие сырья и продуктов, используемых в питании обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания.
Доказательств тому, что МДОУ «Детский сад № 74» данный комплекс мер не выполняет и тем самым нарушает требования закона об образовании, не имеется.
РЎСѓРґ правильно признал, что МБДОУ «Детский сад комбинированного РІРёРґР° в„– 74В», РІ целях организации питания РІ учреждении, заключил трехсторонний РґРѕРіРѕРІРѕСЂ СЃ РћРћРћ «Стимул» Рё Полищук РЎ.Рќ., что РЅРµ противоречит требованиям закона Федерального закона РѕС‚ 29.12.2012 в„– 273-Р¤Р.
Доводы прокурора о том, что поставщик ООО «Стимул» не является образовательным учреждением и не оказывает услуги по присмотру и уходу за воспитанниками МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» г.о.Самара, соответственно не вправе получать денежные средства от родителей оплаты поставленных продуктов питания, суд обоснованно не принял во внимание, по следующим основаниям.
Так, текст трехстороннего договора от ДД.ММ.ГГГГ не содержит условий об организации питания в образовательном учреждении либо родителями воспитанников, либо поставщиком ООО «Стимул», поскольку данную услугу оказывает именно МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74» г.о.Самара.
Факт того, что денежные средства в размере 134 руб. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74» г.о. Самара по трехстороннему договору не зачисляет на свой счет, не свидетельствует о том, что услуга по организации питания не осуществляется данным учреждением.
Организация питания обучающихся(воспитанников детского сада) является не просто обязанностью образовательного учреждения, а лицензионным требованием, соблюдение которого лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Согласно п. 1.4 Устава МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №74» бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления г.о.Самара в сфере образования.
В силу п.2.2. Устава учреждения, основной целью деятельности бюджетного учреждения является в том числе - обеспечение реализация предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
Таким образом, бюджетное учреждение (обладая специальной правоспособностью), исполняя лицензионное требование по организации питания обучающихся, должно соблюдать правовые аспекты лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, а также учитывать цель деятельности учреждения.
В связи с этим, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74» являясь бюджетным учреждением, основной своей целью в учредительных документах имеет реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, имеет право заключать гражданско-правовые договора, исполнение которых будет соответствовать целям деятельности образовательного учреждения, обладающего специальной правоспособностью.
Таким образом, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74», как самостоятельное юридическое лицо, имеет право заключать трехсторонний договор, поскольку его заключение не противоречит основному виду деятельности и цели учреждения, а также не противоречит требованиям закона.
Суд правильно признал, что «плата за питание», которая заложена в Постановлении Администрации г.о.Самара, не тождественна понятию платы за организацию питания в образовательном учреждении, в связи с чем, указание прокурора в иске на то, что плата за питание должна зачисляться исключительно на счет МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №74», является несостоятельным.
Постановлением Администрации г.о. Самара от 28.12.2018г. № 1085 установлена плата, которая взимается с родителей за присмотр и уход за ребенком Муниципальных учреждениях г.о. Самара, в частности, затраты на питание – 134 руб. в день, 16 руб. - иные затраты.
Таким образом, обязанность оплаты за питание, лежит на родителях воспитанников.
Действующее законодательство не содержит нормы, запрещающей родителям воспитанников бюджетных учреждений заключать гражданско-правовые договора в целях исполнения обязанности по оплате затрат на питание непосредственно организации которая поставляет продукты питания.
Статья 44 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ содержит перечень прав и обязанностей родителей в рамках общественных отношений в сфере образования, при этом, данный закон, не содержит запрета родителей вступать в договорные отношения с иными участниками обертона, в частности с организациями, осуществляющими поставку продуктов питания.
По утверждению прокурора, трехсторонний договор поставки продуктов питания в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74» №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ., имеет признаки гражданского-правового договора, так как одна из сторон - физические лица (родители воспитанников), в связи с чем, требования Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части выбора поставщика на данный договор(по мнению прокурора) не распространяются, и что заключение подобного договора является неправомерным способом уклонения от исполнения бюджетным учреждением норм ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Вышеуказанные доводы прокурора о незаконности трехстороннего договора от ДД.ММ.ГГГГ., суд обоснованно не принял во внимание, по следующим основаниям.
В рамках трёхстороннего договора от ДД.ММ.ГГГГ., заказчиком и плательщиком являются непосредственно родители (законные представители) воспитанников, а средства бюджета и средства бюджетного учреждения из внебюджетных источников финансирования не используются.
В данном трехстороннем договоре МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74», являясь стороной договора, осуществляет получение поставленных продуктов питания для детей, заказчиком и плательщиком которых являются родители (законные представители).
Доводы РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рѕ том, что договорные отношения РІ рамках трёхстороннего РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° являются неправомерным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј укло░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░‹░ј ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░µ░ј ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј ░—░°░є░ѕ░Ѕ░° ░„– 44-░¤░—, ░І░ѕ░·░ј░ѕ░¶░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ░Ћ ░ѓ░…░ѕ░ґ░° ░ѕ░‚ ░є░ѕ░Ѕ░є░ѓ░Ђ░Ѓ░Ѕ░‹░… ░░ ░є░ѕ░Ѕ░є░ѓ░Ђ░µ░Ѕ░‚░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░ґ░ѓ░Ђ ░ї░Ђ░░ ░І░‹░±░ѕ░Ђ░µ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░І░‰░░░є░° ░ї░Ђ░ѕ░ґ░ѓ░є░‚░ѕ░І ░ї░░░‚░°░Ѕ░░░Џ, ░є ░·░°░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░Ћ ░ґ░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░Ђ░° ░Ѕ░° ░Ѕ░µ░І░‹░і░ѕ░ґ░Ѕ░‹░… ░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░░░Џ░…(░Ѕ░µ ░ї░ѕ░ґ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░є░°░‡░µ░Ѓ░‚░І░ѕ ░░ ░І░‹░Ѓ░ѕ░є░°░Џ ░†░µ░Ѕ░° ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░І░»░Џ░µ░ј░ѕ░№ ░ї░Ђ░ѕ░ґ░ѓ░є░†░░░░), ░‡░‚░ѕ ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░°░µ░‚ ░ї░Ђ░°░І░° ░Ђ░ѕ░ґ░░░‚░µ░»░µ░№ ░І░ѕ░Ѓ░ї░░░‚░°░Ѕ░Ѕ░░░є░ѕ░І ░Ѕ░° ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░†░µ░Ѕ░ѓ ░ї░Ђ░ѕ░ґ░ѓ░є░‚░ѕ░І ░ї░░░‚░°░Ѕ░░░Џ, ░‚░°░є ░░ ░Ѕ░° ░ї░ѕ░»░ѓ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░±░°░»░°░Ѕ░Ѓ░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░ ░ѕ░‚░І░µ░‡░°░Ћ░‰░µ░і░ѕ ░І░Ѓ░µ░ј ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј ░ї░░░‚░°░Ѕ░░░Џ, ░Ѓ░ѓ░ґ ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░» ░Ѕ░µ ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░ј░░, ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░І░Ѓ░µ ░ѓ░‡░°░Ѓ░‚░Ѕ░░░є░░ ░ґ░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░Ђ░° ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░Ѓ░°░ј░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░ј░░ ░Ѓ░ѓ░±░Љ░µ░є░‚░°░ј░░, ░Ѕ░µ ░Ѕ░°░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░І░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░‹░ј░░ ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░ј░ѕ░‡░░░Џ.
░ќ░µ ░░░ј░µ░µ░‚░Ѓ░Џ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░‚░ѕ░ј░ѓ, ░‡░‚░ѕ ░ї░ѕ ░‚░Ђ░‘░…░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░Ѕ░µ░ј░ѓ ░ґ░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░Ђ░ѓ ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“. ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░µ░ґ░µ░Ѕ░° ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░І░є░° ░Ѕ░µ░є░°░‡░µ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░ѕ░ґ░ѓ░є░‚░ѕ░І ░ї░░░‚░°░Ѕ░░░Џ ░░ ░ї░ѕ ░·░°░І░‹░€░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░†░µ░Ѕ░°░ј.
░ќ░°░ї░Ђ░ѕ░‚░░░І, ░ѕ░‚░Ѓ░ѓ░‚░Ѓ░‚░І░░░µ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░»░Џ░Ћ░‰░µ░№ ░І ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░€░µ░Ѕ░░░Џ░… ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░Џ░µ░‚ ░ѕ░‚░Ѓ░ѓ░‚░Ѓ░‚░І░░░µ ░є░ѕ░Ђ░Ђ░ѓ░ї░†░░░░, ░° ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░µ ░·░°░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ґ░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░Ђ░°, ░І░ѕ░·░ј░ѕ░¶░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░µ░і░ѕ ░Ђ░°░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░¶░µ░Ѕ░░░Џ, ░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░░░µ ░ґ░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░Ђ░° ░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ђ░є░µ ░є░°░‡░µ░Ѓ░‚░І░° ░ї░Ђ░ѕ░ґ░ѓ░є░†░░░░, ░І░‹░±░ѕ░Ђ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░І░‰░░░є░° ░Ѕ░µ░ї░ѕ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ ░Ѓ░°░ј░░░ј░░ ░Ђ░ѕ░ґ░░░‚░µ░»░Џ░ј░░ (░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░µ░»░Џ░ј░░) ░І░ѕ░Ѓ░ї░░░‚░°░Ѕ░Ѕ░░░є░ѕ░І ░Ѓ░ї░ѕ░Ѓ░ѕ░±░Ѓ░‚░І░ѓ░µ░‚ ░Ђ░°░·░І░░░‚░░░Ћ ░є░ѕ░Ѕ░є░ѓ░Ђ░µ░Ѕ░†░░░░.
░џ░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░Ѕ░µ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░ѕ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░° ░░ ░░░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░°░І░ѕ░І░‹░… ░°░є░‚░ѕ░І ░ї░Ђ░░ ░·░°░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░░ ░‚░Ђ░µ░…░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░Ѕ░µ░і░ѕ ░ґ░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░Ђ░° ░„–░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“. ░Ѕ░° ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░І░є░ѓ ░ї░Ђ░ѕ░ґ░ѓ░є░‚░ѕ░І ░ї░░░‚░°░Ѕ░░░Џ, ░І ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░‡░µ░ј, ░Ѕ░µ ░░░ј░µ░µ░‚░Ѓ░Џ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ґ░»░Џ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░Џ ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ґ░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░Ђ░° ░Ѕ░µ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░ј, ░є░°░є ░░ ░Ѕ░µ ░░░ј░µ░µ░‚░Ѓ░Џ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ґ░»░Џ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░ѕ░І ░њ░‘░”░ћ░Ј ░«░”░µ░‚░Ѓ░є░░░№ ░Ѓ░°░ґ ░є░ѕ░ј░±░░░Ѕ░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І░░░ґ░° ░„– 74░», ░ћ░ћ░ћ ░«░Ў░‚░░░ј░ѓ░»░», ░џ░ѕ░»░░░‰░ѓ░є ░Ў.░ќ. ░Ђ░°░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░і░Ѕ░ѓ░‚░Њ ░·░°░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“. ░ґ░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░Ђ ░„– ░Ѕ░° ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░І░є░ѓ ░ї░Ђ░ѕ░ґ░ѓ░є░‚░ѕ░І ░ї░░░‚░°░Ѕ░░░Џ.
░џ░Ђ░ѕ░°░Ѕ░°░»░░░·░░░Ђ░ѕ░І░°░І ░Ѓ░ѕ░±░Ђ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░І ░Ѓ░ѕ░І░ѕ░є░ѓ░ї░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░░ ░ґ░°░І ░░░ј ░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░ѓ░Ћ ░ї░Ђ░°░І░ѕ░І░ѓ░Ћ ░ѕ░†░µ░Ѕ░є░ѓ, ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░Ђ░░░€░µ░» ░є ░ї░Ђ░°░І░░░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѓ ░ѕ ░‚░ѕ░ј, ░‡░‚░ѕ ░І ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░µ░‚ ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ░Ћ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░░ ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј.
░”░»░Џ ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░‹ ░░░»░░ ░░░·░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░ѕ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј, ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░І ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░µ 330 ░“░џ░љ ░ ░¤, ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░Ѕ░µ ░░░ј░µ░µ░‚░Ѓ░Џ.
░”░ѕ░І░ѕ░ґ░‹ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░ѕ ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ ░░░Ѓ░є░°, ░Ѕ░°░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░Ѕ░° ░ї░µ░Ђ░µ░ѕ░†░µ░Ѕ░є░ѓ ░░░ј░µ░Ћ░‰░░░ј░Ѓ░Џ ░І ░ґ░µ░»░µ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°░ј, ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░ ░Ѕ░µ ░ј░ѕ░і░ѓ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░‹ ░І░ѕ ░І░Ѕ░░░ј░°░Ѕ░░░µ ░ї░ѕ ░І░‹░€░µ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ј░ѕ░‚░░░І░°░ј.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚.░Ѓ░‚. 328-330 ░“░џ░љ ░ ░¤, ░Ѓ░ѓ░ґ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░
░ћ░џ░ ░•░”░•░›░░›:
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ў░ѕ░І░µ░‚░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░і.░Ў░°░ј░°░Ђ░‹ ░ѕ░‚ 02 ░°░І░і░ѓ░Ѓ░‚░° 2019░і. ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░±░µ░· ░░░·░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ, ░° ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░Ў░ѕ░І░µ░‚░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░і.░Ў░°░ј░°░Ђ░‹ - ░±░µ░· ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ.
░ќ░°░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‰░µ░µ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ ░І░Ѓ░‚░ѓ░ї░°░µ░‚ ░І ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░Ѓ░░░»░ѓ ░Ѕ░µ░ј░µ░ґ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░µ░і░ѕ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ, ░░ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░░░µ░Ѓ░‚░ѕ░№ ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░ѕ░±░‰░µ░№ ░Ћ░Ђ░░░Ѓ░ґ░░░є░†░░░░ (░і.░Ў░°░ј░°░Ђ░°) ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ 3 ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░µ░І.
░џ░ ░•░”░Ў░•░”░ђ░ў░•░›░¬░Ў░ў░’░Ј░®░©░░™:
░Ў░Ј░”░¬░: