Дело № № Председательствующий – судья ФИО5
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики ФИО4 в составе:
председательствующего – ФИО12,
судей – ФИО16
при секретаре ФИО8,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Правительства РИ и Министерства здравоохранения РИ на решение Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования заместителя прокурора Республики Ингушетия в интересах ФИО2 к Правительству Республики Ингушетия и Министерству здравоохранения Республики Ингушетия об обязании в бесплатном обеспечении лекарственными средствами.
Заслушав доклад судьи ФИО12, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора РИ обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах ФИО2 к Правительству РИ и Министерству здравоохранения РИ об обязании в бесплатном обеспечении лекарственными средствами, ссылаясь на то, что прокуратурой республики проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении права ее малолетнего сына ФИО2, 2013 года рождения, на обеспечение жизненно необходимым лекарственным средством, которой установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом детства и состоит на диспансерном учете в отделении детской консультации ГБУ «Назрановская городская больница» с диагнозом «дегенеративное заболевание нервной системы мукополисахаридоз VI типа», установленным в Российской детской клинической больнице г.Москва. Учитывая тяжелое состояние и быстрое прогрессирование заболевания, по жизненным показаниям назначено введение лекарственного средства «Галсульфаза»(Наглазим) пожизненно.
Указанный лекарственный препарат не входит в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 №2053-р перечень централизованно закупаемых за счет федерального бюджета лекарственных препаратов. Истец полагает, что ФИО1 имеет право на бесплатное получение этого лекарственного препарата, а на государственные органы власти Республики Ингушетия возложена обязанность обеспечения его им в соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 932 (далее - Программа), а также Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» и Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан». Однако, действий, направленных на бесперебойное обеспечение ФИО1 лекарственными средствами, необходимыми для лечения заболевания, ответчики не приняли, в связи с чем просит суд признать бездействие Правительства Республики Ингушетия и Министерства здравоохранения Республики Ингушетия незаконным, возложить на Правительство Республики Ингушетия обязанность принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата «Галсульфаза» (Наглазим) для ФИО1, возложить на Министерство здравоохранения Республики Ингушетия обязанность обеспечить его этим препаратом до отмены приема лечащим врачом и заключить в установленном порядке контракт на приобретение лекарственного средства «Галсульфаза» (Наглазим) в соответствии с медицинскими показаниями. Обратить решение суда к немедленному исполнению в части принятия мер по организации мероприятий, направленных на приобретение этого препарата и обеспечения им ФИО1 до отмены его приема.
Представитель истца - старший помощник прокурора <адрес> ФИО9 поддержал доводы искового заявления, просил его удовлетворить.
Представители Министерства здравоохранения РИ и Правительства РИ просили отказать в удовлетворении заявленных требований, представили письменные возражения.
Судом постановлено указанное решение.
Решение суда обжаловано Правительством РИ и Министерством здравоохранения РИ, которые просят его отменить. Апеллянты ссылаются на нарушение судом норм процессуального и материального права, полагая, что дело ошибочно рассмотрено в исковом порядке, также полагая, что на органах власти субъектов Российской Федерации нет обязанности принимать меры, указанные в иске.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО10 просил решение суда оставить без изменения, жалобы ответчиков оставить без удовлетворения.
Представители ответчиков Правительства РИ ФИО11 и ФИО17 просили удовлетворить жалобы по изложенным в них доводам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав мнение представителей сторон, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО2, 2012 года рождения, является инвалидом детства и состоит на диспансерном учете в отделении детской консультации ГБУ «Назрановская городская больница» с диагнозом «дегенеративное заболевание нервной системы мукополисахаридоз VI типа», установленным в Российской детской клинической больнице г. Москва. Учитывая тяжелое состояние и быстрое прогрессирование заболевания, по жизненным показаниям назначено введение лекарственного средства «Галсульфаза» (Наглазим) пожизненно.
Федеральный законодатель своим законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в ст. 16 указал, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 (ред. от 14.02.2002) "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению N 1.
Дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет и Инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации, калоприемников, мочеприемников и перевязочных материалов (по медицинским показаниям).
Кроме того указанным Постановлением Правительства РФ N 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 4 Постановления).
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", определившей компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 4, 15 Конституционного закона Республики Ингушетия от 10.06.1998 N 5-РКЗ "О Правительстве Республики Ингушетия" Правительство Республики Ингушетия обеспечивает исполнение на территории Республики Ингушетия Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Ингушетия, законов Республики Ингушетия, указов Главы Республики Ингушетия.
Правительство Республики Ингушетия осуществляет меры, в частности, обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики, взаимодействует с общественными и религиозными организациями, разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.
Поскольку вопросы исполнения на территории Республики Ингушетия Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Ингушетия, законов Республики Ингушетия, указов Главы Республики Ингушетия, а также обеспечения проведения единой государственной социальной политики, реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения и реализации прав граждан на охрану здоровья входят в непосредственную компетенцию Правительства РИ, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований заместителя прокурора РИ является обоснованным.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Следовательно, закрепленные Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, также должны осуществляться в связи с реализацией территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
При таких обстоятельствах довод представителя Минздрава РИ об отсутствии обязанности органов государственной власти субъекта РФ реализовывать положения Постановления Правительства РФ № 890 является необоснованным, так как передача в ведение субъекта РФ регулирование вопроса, непосредственно вытекающего из Конституции РФ и связанного с обязательством РФ по медицинскому обеспечению, не может быть принята свидетельства отсутствия обязанности исполнения указанных обязательств органами власти субъекта РФ.
Таким образом, отсутствие прямого указания на полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, в перечне полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не может рассматриваться в системе действующего правового регулирования как не предполагающее обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации организовать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственное обеспечение соответствующих категорий граждан. Иное означало бы снижение уровня государственных гарантий охраны здоровья граждан, особенно в этом нуждающихся в силу самого характера их заболевания.
Доводы апеллянтов о том, что прокурором нарушен порядок обращения в суд, а судом дело рассмотрено с процессуальными нарушениями, судебная коллегия находит несостоятельными, так как в данном случае между сторонами возник спор о праве на бесплатное медицинское обеспечение лекарственным средством.
Довод об отсутствии рецепта на получение лекарственного средства также является необоснованным, так как исходя из позиции ответчиков и материалов дела ФИО1 нуждается в бесплатном обеспечении лекарственными средствами.
Статьей 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" определено, что рецепт на лекарственный препарат - письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска.
Судебная коллегия также полагает, что отсутствие рецепта на получение лекарственного препарата не может быть основанием отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах малолетнего ФИО1 и лишения последнего права на получение жизненно необходимого лекарственного препарата, указанный недостаток может быть устранен как заинтересованными лицами – родителями ФИО13 при соответствующем обращении, так и ответчиком Министерством здравоохранения Республики Ингушетия самостоятельно на основании имеющихся медицинских материалов и показаний.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования заместителя прокурора Республики Ингушетия в интересах ФИО2 к Правительству Республики Ингушетия и Министерству здравоохранения Республики Ингушетия об обязании в бесплатном обеспечении лекарственными средствами, оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Республики Ингушетия и Министерства здравоохранения Республики Ингушетия оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО12