Решение по делу № 2а-158/2021 от 20.07.2021

Дело № 2а-158/2021

24RS0020-01-2021-000292-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2021 года                                                                                                 с. Идринское

Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арбузовой Н.В.,

при секретаре Сорокиной И.В.,

с участием представителя административного истца (заинтересованного лица) Абубакирова Д.М.,

заинтересованного лица Нелюбина М.А.,

рассмотрев административное дело по административному иску Непомнящей Татьяны Евгеньевны к Администрации Идринского сельского совета Идринского района Красноярского края о признании решения в части отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка незаконным, возложении обязанности принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Непомнящая Т.Е. обратилась в суд с административным иском к Администрации Идринского сельского совета Идринского района Красноярского края о признании решения в части отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка незаконным, возложении обязанности принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, требования мотивировав тем, что 12.07.2021 состоялись публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1815 кв.м, назначенные распоряжением Администрации Идринского сельского совета Идринского района Красноярского края от 08.06.2021 № 55-р, опубликованного в газете «Идринский вестник» № 24 от 11.06.2021 (место проведения: <адрес>). По результатам публичных слушаний, административным истцом 16.07.2021 вынесено заключение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в связи с несогласием смежных землепользователей Сорокина и Айвазяна. Полагая, что оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушат права административного истца, так как противоречит положениям норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующим порядок предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, просит: решение Администрации Идринского сельского совета Идринского района Красноярского края от 16.07.2021 в части отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка признать незаконным, возложить на административного ответчика обязанность принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка – магазины (код 4.4).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Сорокин А.В., Айвазян А.А., Администрация Идринского района Красноярского края, Абубакиров Д.М., Лукша И.В., Найданов А.М., Нелюбин М.А., Нелюбина С.А., Альканов А.Н., Альканова Е.В., Дежнёва О.Н., Дежнев А.И., Пугаев М.И., Немкова М.В.

В судебном заседании представитель административного истца (заинтересованное лицо) Абубакиров Д.М. требования иска поддержал.

Заинтересованное лицо Нелюбин М.А. с заявленными административными исковыми требованиями не согласился.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ст. ст. 226 и 227 данного Кодекса).

Пункт 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации допускает принятие судом решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам.

Виды разрешенного использования земельных участков, в том числе, условно разрешенные виды использования, устанавливаются градостроительным регламентом (п. 9 ст. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).

В силу ч. ч. 1 и 8 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по заявлению физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

Согласно ч. 9 ст. 39 упомянутого Кодекса на основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Анализ норм выше указанной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе, организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере.

Как усматривается из материалов дела (выписок из ЕГРН от 05.08.2021, 26.11.2018, 19.042021), в собственности административного истца Непомнящей Т.Е. находится земельный участок с расположенным на нем жилым домом, по адресу: <адрес>. Участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства. Площадь участка составляет 1788+/-30 кв.м. граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

04.06.2021 Непомнящая Т.Е. обратилась в Администрацию Идринского сельского совета Идринского района Красноярского края с заявлением, в котором просила провести публичные слушания по вопросу условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж1.1, – магазины (код 4.4).

08.06.2021 распоряжением главы Администрации Идринского сельского совета № 55-р назначено проведение публичных слушаний по вопросу предоставления условно разрешенного вида использования земельного участка – магазины (код 4.4), расположенного по адресу: <адрес>, на землях населенного пункта в территориальной зоне Ж1.1, площадью 1815 кв.м, на 15 час. 00 мин. 12.07.2021.

Письмом от 09.07.2021 № 445 о проведении публичных слушаний уведомлены собственники смежных земельных участков: Айвазян А.А., Сорокин А.В., Найданов А.М.

Из протокола публичных слушаний № 3 от 12.07.2021 усматривается, что публичные слушания по вопросу предоставления Непомнящей Т.Е. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, состоялись в назначенные время и дату, из присутствовавших 15 человек, проголосовали «За» -13, «Против» -2.

16.07.2021 комиссией по организации работы и проведению публичных слушаний Администрации Идринского сельского совета составлено заключение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка – магазины (код 4.4), в связи с несогласием смежных землепользователей.

Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя, в том числе, положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки.

В соответствии с ч.ч. 2, 2.1, 3 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Поскольку правила землепользования и застройки на территории Идринского сельского совета Идринского района Красноярского края изложены в редакции 2016 года, то рассмотрение вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, должно проводиться в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями которого, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. Указанные общественные обсуждения или публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3, 4, 7 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.

Согласно п.15 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

При этом, в соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Аналогичные положения указаны в Уставе муниципального образования Идринский район Красноярского края, согласно которому, к вопросам местного значения района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие в границах муниципального района для муниципальных нужд (п. 17 ч.1 ст. 8 Устава).

Для обсуждения проектов муниципальных нормативных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей района, главой района, Советом депутатов района могут проводиться публичные слушания. На публичные слушания должны выноситься, в том числе, вопросы по проектам решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (ч.ч.1,4 ст.43 Устава).

Органы местного самоуправления района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав района, о передаче им осуществления части своих полномочий, по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с БК РФ. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Соглашение о передаче полномочий заключается главой района при условия его предварительного одобрения Советом депутатов ч.ч. 3, 4, 4.1 ст.8 Устава).

Постановлением Администрации Идринского района Красноярского края от 06.05.2020 № 253-п утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», в соответствии с п.2.2. которого, предоставление данной муниципальной услуги осуществляется отделом по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации района.

Результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства, либо уведомление об отказе в предоставлении такового (п.2.3 Административного регламента).

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в его предоставлении и направляет их главе района. Решение о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении принимает глава района (п.3.6.1 Административного регламента).

В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

В то же время, ч.3 ст.14 указанного Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений.

Какими-либо соглашениями, а также Уставом Идринского сельского совета, либо специальным законом Красноярского края полномочия в сфере градостроительной деятельности за муниципальным образованием Идринский сельсовет не закреплялись.

По существу выше приведенных норм права следует, что Администрация Идринского сельского совета не обладает полномочиями в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования, в том числе, полномочиями по разрешению вопроса о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного на территории сельского поселения, поскольку такими полномочиями наделена Администрации Идринского района Красноярского края.

При таких обстоятельствах оспариваемое заключение от 16.07.2021, составленное комиссией по организации работы и проведению публичных слушаний Администрации Идринского сельского совета об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка следует признать принятым административным ответчиком по вопросу, не входящему в его компетенцию, что свидетельствует о его незаконности.

Поскольку административный ответчик не наделен полномочиями в сфере градостроительной деятельности, требование административного истца о возложении на Администрацию Идринского сельского совета обязанности принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным заключение Администрации Идринского сельского совета Идринского района Красноярского края от 16.07.2021 о результатах проведения публичных слушаний по вопросу предоставления Непомнящей Татьяне Евгеньевне разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в кадастровом квартале – магазины (код 4.4), расположенного по адресу: <адрес>, на землях населенного пункта в территориальной зоне Ж1.1.

В удовлетворении требований административного иска о возложении на Администрацию Идринского сельского совета Идринского района Красноярского края обязанности принять решение о предоставлении Непомнящей Татьяне Евгеньевне разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером – магазины (код 4.4) отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Идринский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                                                Н.В. Арбузова

Верно

Судья                                                                                                                        Н.В. Арбузова

Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2021 года.

2а-158/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Непомнящая Татьяна Евгеньевна
Ответчики
Администрация Идринского сельсовета Идринского района Красноярского края
Другие
Абубакиров Дмитрий Мадинович
Дежнев Александр Иванович
Альканов Алексей Николаевич
Немкова Марина Викторовна
Дежнёва Ольга Николаевна
Сорокин Анатолий Владимирович
Найданов Александр Михайлович
Нелюбина Светлана Анатольевна
Айвазян Арман Альбертович
Лукша Ирина Владимировна
Пугаев Миъхаил Иванович
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Нелюбин Михайил Александрович
Администрация Идринского района Красноярского края
Альканова Елена Васильевна
Суд
Идринский районный суд Красноярского края
Судья
Арбузова Наталия Викторовна
Дело на странице суда
idra.krk.sudrf.ru
20.07.2021Регистрация административного искового заявления
20.07.2021Передача материалов судье
20.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2021Судебное заседание
09.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее