Решение по делу № 2-318/2022 (2-3660/2021;) от 02.12.2021

№ 2-318/2022

64RS0047-01-2021-006929-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2022 года                                город Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Мониной О.И.,

при секретаре судебного заседания Курбанове Р.Д.,

с участием представителя истцов Грачевой С.П.,

представителя ответчика Муратовой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Постниковой Ирины Николаевны, Красноперовой Марии Ивановны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконными решений об отказе в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

установил:

Истцы обратились в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконными решений об отказе в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии. Требования мотивированы тем, что <дата> Постниковой И.Н., была назначена пенсия по старости в размере 11 823 руб. 84 коп., в том числе размер фиксированной выплаты к страховой пенсии- 6 044 руб., 48 коп. и заведено пенсионное дело на основании СНИЛС <данные изъяты>. <дата> Красноперовой М.И., была назначено пенсия по старости в размере 10 254 руб. 04 коп., в том числе размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 6 044 руб., 48 коп., и заведено пенсионное дело на основании СНИЛС <данные изъяты>. <дата> Постникова И.Н. и <дата> Красноперова М.И. получили выписки о сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, при ознакомлении с которыми истцы обнаружили, что сведений о среднемесячном заработке за 1999 год в выписке не имеется, среднемесячный заработок за 2000-2001 года у истцов Постниковой И.Н. и Красноперовой М.И. не соответствует и сильно занижен. Мировым судьей судебного участка <адрес> было установлено, что МУП ПУ «Водоканал» занижал заработную плату в период с 1999-2001 год и было вынесено решение по делу от <дата>, где суд обязал МУП ПУ «Водоканал» произвести перерасчет заработной платы за 1999, 2000, 2001 год. Согласно перерасчету заработной платы в период с 1999 по 2001 года МУП ПУ «Водоканал» была до начислена и выплачена Постниковой И.Н. заработная плата в соответствии с решением суда в размере 31 856 руб. 98 коп., а Красноперовой М.И. за вышеуказанный период МУП ПУ «Водоканал» была начислена и выплачена заработная плата, в соответствии с решением суда, в размере 35 602 руб. 68 коп. Из выписок от <дата> и <дата> о сведениях о состоянии индивидуального лицевых счетов застрахованного лица, данные доначисления не отражены. На основании данных обстоятельств, <дата> Постникова И.Н. и <дата> Красноперова М.И. обратились в ГУ УПФ РФ в Энгельсском районе Саратовской области с письменными заявлениями о перерасчете пенсии, приложив решение суда и справку о перерасчете заработной платы. <дата> на свое заявление Постникова И.Н. получила от УПФ РФ в Энгельсском районе Саратовской области ответ за от <дата> об отказе в перерасчете страховой пенсии. <дата> на свое заявление, Красноперова М.И. получила от ГУ ОПФ РФ по Саратовской области ответ за от <дата> об отказе в перерасчете размера страховой пенсии. По мнению ГУ УПФ РФ в Энгельсском районе Саратовской области и ГУ ОПФ РФ по Саратовской области, оснований для перерасчета пенсии по сведениям, содержащимся в представленных документах, исходя из которых истцы просили произвести расчет размера пенсии не имеется, так как они не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. На основании изложенного истцы просят признать незаконными отказы ГУ ОПФР по Саратовской области в перерасчете размера страховой пенсии Красноперовой Марии Ивановне и Постниковой Ирине Николаевне. Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области произвести перерасчет размера пенсии Красноперовой Марии Ивановны, начиная с <дата>, с учетом заработной платы за 2000, 2001 г.г., подтвержденной решением мирового судьи судебного участка г. Энгельса Саратовской области по делу от <дата> и архивной справкой МУП «Энгельс-Водоканал» от <дата> Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области произвести перерасчет размера пенсии Постниковой Ирине Николаевне, начиная с <дата>, с учетом заработной платы за 2000, 2001 г.г., подтвержденной решением мирового судьи судебного участка г. Энгельса Саратовской области по делу от <дата> и справкой МУП «ПУ Водоканал» от <дата>, взыскать с государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области в пользу Красноперовой Марии Ивановны расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб., взыскать с государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области в пользу Постниковой Ирины Николаевны расходы по оплате услуг представителя в размере 25000 руб.

Представитель истцов Грачева С.П. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.

Представитель ответчика Муратова И.Ю. поддержала возражения на исковое заявление, просила в иске отказать (л.д.218-220, 221-223).

Истцы и третье лицо в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в представленных заявлениях просили дело рассмотреть без их участия.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в силу ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей истца, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом.

Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Положения ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 01 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 01 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 01 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный ст. 102 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (определения от 04 апреля 2017 года № 696-О, от 28 ноября 2019 года № 3181-О).

Действующий с 01 января 2015 года порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (ч. 6
ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Согласно ст. 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), подлежит перерасчету, в том числе в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Закона при установлении ему трудовой пенсии.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Из материалов дела следует, что <дата> Постниковой И.Н., была назначена пенсия по старости в размере 8500 руб. 81 коп., в том числе размер фиксированной выплаты к страховой пенсии- 6 044 руб., 48 коп. и заведено пенсионное дело на основании СНИЛС <данные изъяты>. <дата> Красноперовой М.И., была назначено пенсия по старости в настоящее время размере 10 254 руб. 04 коп., в том числе размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 6 044 руб., 48 коп., и заведено пенсионное дело на основании СНИЛС <данные изъяты>.

<дата> Постникова И.Н. и <дата> Красноперова М.И. получили выписки о сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, при ознакомлении с которыми истцы обнаружили, что сведений о среднемесячном заработке за 1999 год в выписке не имеется, среднемесячный заработок за 2000-2001 года у истцов Постниковой И.Н. и Красноперовой М.И. не соответствует и очень сильно занижен.

<дата> Постникова И.Н. и <дата> Красноперова М.И. обратились в ГУ УПФ РФ в Энгельсском районе Саратовской области с письменными заявлениями о перерасчете пенсии, приложив решение суда и справку о перерасчете заработной платы, приложив копию решения мирового судьи судебного участка № 1 г. Энгельса Саратовской области от <дата> по гражданскому делу , копии справок МУП «ПУ «Водоканал» (л.д.14,15).

Из ответов ГУ УПФ РФ в Энгельсском районе Саратовской области и ГУ ОПФ РФ по Саратовской области следует, что пенсионный орган отказал в перерасчете размера пенсии Постниковой И.Н. и Красноперовой М.И. на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 г. Энгельса Саратовской области от 28 апреля 2004 года, поскольку доначисленные суммы заработной платы не отражены в сведения индивидуального (персонифицированного) учета (л.д. 41, 42).

Согласно решению суда Мирового судьи судебного участка №1 города Энгельса Саратовской области по делу от <дата>, истец Посникова И.Н. получила перерасчет заработной платы в размере 31 856 руб. 98 коп. следующим образом: 3 326 руб. на сберегательный счет , открытый в ЗАО «Экономбанк», что подтверждается сберегательной книжкой (л.д.79), 28 530 руб. 98 коп. в кассе МУП Водоканал наличными денежными средствами.

Согласно решения суда Мирового судьи судебного участка №1 города Энгельса Саратовской области по делу от <дата>, истец Красноперова М.И. получила перерасчет заработной платы в размере 35 602 руб. 68 коп. следующим образом: 3 717 руб. на сберегательный счет , открытый в ЗАО «Экономбанк», что подтверждается сберегательной книжкой (л.д.78), 31 885 руб., 68 коп. в кассе МУП Водоканал наличными денежными средствами.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № 1 г. Энгельса Саратовской области от 28 апреля 2004 года по гражданскому делу на МУП «ПУ «Водоканал» возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы Постниковой И.Н. и Красноперовой М.И. за 1999, 2000, 2001 годы с учетом разряда и ставки рабочего первого разряда, определяемой по сообщению Госстроя РФ и п. 5.1 Отраслевого тарифного соглашения по организациям жилищно-коммунального хозяйства (л.д.16-18).

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно справки от <дата> и справки от <дата>, в период за 2000-2001 годы заработная плата Постниковой И.Н. и Красноперовой М.И. во исполнении решения суда Мирового судьи судебного участка №1 города Энгельса Саратовской области по делу 2-109/2004 от 28 апреля 2004 г. была пересчитана в сторону увеличения (л.д. 243, -244, 245, 246-247, 248).

По сведениям ГУ - УПФ РФ корректирующие сведения за 1999 – 2001 годы страхователем МУП ПУ «Водоканал» не представлялись. МУП ПУ «Водоканал» снят с учета в налоговом органе (ликвидирован вследствие банкротства) 24 ноября 2005 года.

В архивных справках, выданных МУП «Энгельс-Водоканал» на основании договора на оказание услуг по архивному хранению документации, размер заработной платы Постниковой И.Н. и Красноперовой М.И. за 2000 – 2001 годы указан без учета произведенных доначислений.

Таким образом, поскольку работодателем МУП «УП «Водоканал» недоначислялась часть заработной платы Постниковой И.Н. и Красноперовой М.И. за период 2000 – 2001 годов, то суммы недоначисленной заработной платы не отражены в выписке из индивидуального лицевого счета истца за указанный период и не вошли в состав заработка за 2000 – 2001 годы, определяемого в целях оценки пенсионных прав, что повлияло на размер страховой пенсии.

Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с доводами и возражениями участвующих в деле лиц по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что недоначислением и невыплатой заработной платы в полном объеме в период 2000 – 2001 года, непредоставлением корректирующих сведений в пенсионный орган работодатель нарушил пенсионные права истца, и учитывая, что необходимость перерасчета заработной платы Постниковой И.Н. и Красноперовой М.И. за период 2000- 2001 годов подтверждена вступившим в законную силу судебным постановлением, в справке МУП «УП «Водоканал», отвечающей необходимым условиям, предусмотренным законом, содержатся сведения о размере заработной платы с учетом доначислений, требования истца к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области являются обоснованными.

Таким образом, принимая во внимание предмет заявленных исковых требований, суд приходит к выводу о незаконности действий по отказу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области в перерасчете размера страховой пенсии, исходя из доначисленной заработной платы за 2000 – 2001 год, в связи с чем, учитывая установленный законом заявительный порядок перерасчета размера пенсии, на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области следует возложить обязанность произвести перерасчет размера пенсии Красноперовой Марии Ивановны, начиная с <дата>, с учетом заработной платы за 2000, 2001 г.г., подтвержденной решением мирового судьи судебного участка <адрес> по делу от <дата> и справкой МУП «ПУ Водоканал» от <дата>, о также произвести перерасчет размера пенсии Постниковой Ирине Николаевне, начиная с <дата>, с учетом заработной платы за 2000, 2001 г.г., подтвержденной решением мирового судьи судебного участка №1 г. Энгельса Саратовской области по делу от <дата> и справкой МУП «ПУ Водоканал» от <дата>

На основании ч. 1 ст. 88 ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

Постниковой И.Н. заявлены к взысканию с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб., Красноперовой М.И. заявлены к взысканию с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб.

Как следует из п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

В соответствии с п.п. 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от
21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (ст.ст. 98, 100 ГПК РФ).

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Постникова И.Н. на основании договора от 07/01 на возмездное оказание услуг с Грачевой С.П. за оказанные юридические услуги оплачены денежные средства в размере 25000 руб. (л.д. 76)

Красноперовой М.И. на основании договора от 07/02 на возмездное оказание услуг с Грачевой С.П. за оказанные юридические услуги оплачены денежные средства в размере 25000 руб. (л.д. 77)

Учитывая объем правовой помощи, оказанной истцам, категорию и сложность рассматриваемого спора, продолжительность судебного разбирательства, суд полагает заявленную сумму расходов на оплату услуг представителя, не отвечающей критерию разумности, и с учетом положений ч. 1 ст. 100 ГПК РФ считает необходимым взыскать с ответчика по 5000 руб. в пользу каждого из истцов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Постниковой И.Н., Красноперовой М.И., удовлетворить.

Признать незаконными отказы ГУ ОПФР по Саратовской области в перерасчете размера страховой пенсии Красноперовой Марии Ивановне и Постниковой Ирине Николаевне.

Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области произвести перерасчет размера пенсии Красноперовой Марии Ивановны, начиная с 20.10.2021 года, с учетом заработной платы за 2000, 2001 г.г., подтвержденной решением мирового судьи судебного участка №1 г. Энгельса Саратовской области по делу №2-109/2004 от 28.04.2004 г. и справкой МУП «ПУ Водоканал» №174 от 31.05.2004 г.

Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области произвести перерасчет размера пенсии Постниковой Ирине Николаевне, начиная с 27.09.2021 года, с учетом заработной платы за 2000, 2001 г.г., подтвержденной решением мирового судьи судебного участка №1 г. Энгельса Саратовской области по делу №2-109/2004 от 28.04.2004 г. и справкой МУП «ПУ Водоканал» №158 от 25.05.2004 г.

Взыскать с государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области в пользу Красноперовой Марии Ивановны расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб.

Взыскать с государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области в пользу Постниковой Ирины Николаевны расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                    /подпись/                    О.И. Монина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 февраля 2022 г.

2-318/2022 (2-3660/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Постникова Ирина Николаевна
Красноперова Мария Ивановна
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по Саратовской области
Другие
Грачева Светлана Петровна
Муратова Инна Юрьевна
МУП Энгельс-Водоканал
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Судья
Монина Ольга Ивановна
Дело на странице суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
02.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2021Передача материалов судье
08.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2021Подготовка дела (собеседование)
23.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2022Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
01.02.2022Судебное заседание
01.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее