Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Темникова В.Ю., при секретаре ФИО2, с участием прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление автомобильных дорог» о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Невьянский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указано, что Невьянской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Невьянского городского округа, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства в указанной сфере.В частности, установлено, что на участке дороги 1 км + 530 – 2 км 960 автодороги «подъезд к <адрес> от км. 85 + 785 а/д <адрес> – <адрес> – <адрес>», проходящей по населенному пункту <адрес>, отсутствует стационарное уличное освещение и тротуар, предусмотренные п.п. 4.5.1, 4.6.1 ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ № ******-<адрес> данной инфраструктуры на указанных выше участках автомобильных дорог создает угрозу безопасности дорожного движения, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе пешеходов.
Указанные нарушения подтверждаются информацией, содержащейся в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленном старшим госинспектором ДН ОГИБДД МО МВД России «Невьянский».
С учетом изложенного, прокурор просит возложить на ответчика обязанность организовать дорожную деятельность по оборудованию автомобильной дороги на участке дороги 1 км + 530 – 2 км 960 автодороги «подъезд к <адрес> от км. 85 + 785 а/д <адрес> – <адрес> – <адрес>», проходящей по населенному пункту <адрес> элементами обустройства автомобильных дорог - пешеходными дорожками или тротуарами, стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ № ******-ст..
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3, действующий по поручению Невьянского городского прокурора, исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» ФИО4 с иском не согласилась по доводам отзыва, указала, что ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» в соответствии с Уставом, является государственным заказчиком, в оперативном управлении которого находятся автомобильные дороги общего пользования регионального значения <адрес>. Для устройства дороги тротуарами, освещением необходим отвод дополнительного земельного участка. ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» является юридическим лицом, находящимся в ведении Министерства транспорта и связи <адрес>. Министерство транспорта и связи <адрес> является главным распорядителем средств областного бюджета. Согласно п.39 Устава ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета, в связи с чем, является государственным заказчиком и в соответствии с ст.69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации действует в рамках государственного задания, размещает заказы на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в пределах вышеприведенных значений. При этом государственный заказчик не вправе размещать заказы на выполнение работ, не предусмотренные программой, и выходить за пределы утвержденного бюджетного финансирования. Выполнение строительно-монтажных работ на автодороге возможно при наличии проектной документации на объект. Реконструкция участков автомобильной дороги на участке дороги 1 км + 530 – 2 км 960 автодороги «подъезд к <адрес> от км. 85 + 785 а/д <адрес> – <адрес> – <адрес>», проходящей по населенному пункту <адрес> в части обустройства освещения и тротуаров, проходящих по территории населенных пунктов не предусмотрена постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******-ПП «Об утверждении государственной программы <адрес> "Развитие транспортного комплекса <адрес> до 2024 года».
В срок, указанный прокуратурой в исковых требованиях, организовать дорожную деятельности по оборудованию автомобильной дороги элементами обустройства невозможно, а решение, в случае удовлетворения иска, будет неисполнимым. Соответственно, выполнение требований по устройству тротуаров, освещения возможно в срок, не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомили, об отложении дела слушанием не просили.
На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В ходе судебного заседания установлено, что на участке дороги 1 км + 530 – 2 км 960 автодороги «подъезд к <адрес> от км. 85 + 785 а/д <адрес> – <адрес> – <адрес>», проходящей по населенному пункту <адрес>, отсутствует стационарное уличное освещение и тротуар, предусмотренные п.п. 4.5.1, 4.6.1 ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ № ******-<адрес> указанных сооружений дороги создает угрозу безопасности дорожного движения на данных участках автодорог, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе пешеходов. Это не оспаривалось сторонами и подтверждается представленными суду фотографиями, актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным старшим инспектором ДН ОГИБДД МО МВД России «Невьянский».
В силу ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
На основании ст. 24 названного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности на них отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Организация надлежащего освещения автодорог является важной составляющей мер по обеспечению безопасности дорожного движения, поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог. Объекты, предназначенные для освещения автомобильной дороги, в силу п. 5 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются элементами благоустройства.
В частности, требования безопасности к содержанию дорог включают организацию надлежащего освещения согласно указанным прокурором СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», а также ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Первые стандарты относятся функционированию осветительных установок. Последний стандарт определяет место расположения данных осветительных установок.
В соответствии с п. 4.6.1.1 ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», на который в обоснование своего иска ссылается прокурор, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Вместе с тем, положения ФИО5 52766-2007 утратили свое обязательное значение с ДД.ММ.ГГГГ ввиду вступления в силу «ТР № ******. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ******. В настоящее время обязательными являются требования ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», в п. 4.6.2.1 которых предусмотрено, что стационарное электрическое освещение устанавливается на участках дорог в населенных пунктах. Последний из указанных ГОСТов не предусматривает требования наличия стационарного электрического освещения за пределами населенного пункта на расстоянии не менее 100 м.
Согласно п.п. 1, 5 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся пешеходные дорожки.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ст. 12 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В соответствии со ст. 33 данного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Часть 5 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 15 (ч.2) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Участок дороги 1 км + 530 – 2 км 960 автодороги «подъезд к <адрес> от км. 85 + 785 а/д <адрес> – <адрес> – <адрес>», проходящей по населенному пункту <адрес> включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения <адрес>, утвержденный Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******-ПП.
Уставом ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» предусмотрено, что предметом деятельности данного учреждения является оказание государственных услуг, организация выполнения работ и осуществление государственных функций в целях обеспечении реализации полномочий органов государственной власти <адрес> в пределах, установленных Уставом в сфере дорожной деятельности. Учреждение является владельцем автомобильных дорог общего пользования регионального значения, закрепленных за ним на праве оперативного управления. Учреждение самостоятельно осуществляет определенную Уставом деятельность.
Из этого следует, что обязанность по реконструкции и капитальному ремонту указанной в исковом заявлении дороги (включая установку наружного уличного освещения и обустройство пешеходных дорожек (тротуаров) на ней), должна быть возложена на ответчика ГКУ СО «Управление автомобильных дорог».
Пункт 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Согласно пункту 3.50 «ГОСТ 32846-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» тротуар - имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода и на земляном полотне или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.
Согласно пунктам 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 «ФИО5 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ФИО5 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
На основании исследованных доказательств, учитывая, что на участке дороги 1 км + 530 – 2 км 960 автодороги «подъезд к <адрес> от км. 85 + 785 а/д <адрес> – <адрес> – <адрес>», проходящей по населенному пункту <адрес> имеется твердое покрытие, проходят в границах населенного пункта, суд приходит к выводу, что отсутствие пешеходных дорожек на указанных выше участках автомобильной дороги, а также освещения создает опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку является сопутствующим условием дорожно-транспортных происшествий. Этим обусловлена необходимость обустройства на данном участке автомобильной дороги пешеходных дорожек и освещения.
Для устройства тротуарами вдоль автомобильных дорог необходим отвод дополнительного земельного участка. В связи с чем, работы по устройству тротуаров владельцем автодороги могут быть выполнены при оформлении дополнительного земельного участка, что в соответствии с утвержденной Приказом Министерства Транспорта Российской Федерации № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог относится к комплексу работ по реконструкции.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог регионального значения <адрес> утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******-ПП. Указанным нормативным актом установлено следующее.
Организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог включает в себя, в том числе, разработку проектов работ по ремонту автомобильных дорог или сметных расчетов стоимости работ по содержанию автомобильных дорог и непосредственно само проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения <адрес>, находящихся в оперативном управлении ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», осуществляется указанным учреждением. Данное учреждение осуществляет формирование плана разработки проектов ремонта или сметных расчетов по содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, для проведения работ по обустройству автомобильной дороги на участке дороги 1 км + 530 – 2 км 960 автодороги «подъезд к <адрес> от км. 85 + 785 а/д <адрес> – <адрес> – <адрес>», проходящей по населенному пункту <адрес> пешеходными дорожками и тротуарами, а также освещением необходима разработка соответствующего проекта, включение его в перечень объектов ремонта, которые разрабатываются ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», согласовываются и утверждается Министерством транспорта и связи <адрес>.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования Невьянского городского прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Устанавливая указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда.
Реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Реконструкция участков автомобильной дороги на участке дороги 1 км + 530 – 2 км 960 автодороги «подъезд к <адрес> от км. 85 + 785 а/д <адрес> – <адрес> – <адрес>», проходящей по населенному пункту <адрес> в части обустройства освещения и тротуаров, проходящих по территории населенных пунктов не предусмотрена постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******-ПП «Об утверждении государственной программы <адрес> "Развитие транспортного комплекса <адрес> до 2024 года».
Учитывая объем работ по устранению выявленных нарушений, суд считает необходимым установить ответчику для исполнения возложенных судом обязанностей срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Невьянского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление автомобильных дорог» удовлетворить.
Возложить на Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление автомобильных дорог» обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать выполнение работ по оборудованию автомобильной дороги на участке дороги 1 км + 530 – 2 км 960 автодороги «подъезд к <адрес> от км. 85 + 785 а/д <адрес> – <адрес> – <адрес>», проходящей по населенному пункту <адрес> элементами обустройства автомобильных дорог - пешеходными дорожками или тротуарами, стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Председательствующий В.Ю. Темников