Решение по делу № 2а-4445/2017 от 13.11.2017

К делу № 2а-4445/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

21 декабря 2017 года                                       г.-к.Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                            Грошковой В.В.,

при секретаре                                            Стадниченко К.Е.,

с участием представителя административных истцов Низовцева В.Б.,

представителя административного ответчика и заинтересованного лица Нафтаева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Коваленко Т. В., Макарова В. А. к Управлению имущественных отношений Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным отказа в передаче в собственность земельного участка,

у с т а н о в и л :

Коваленко Т. В., Макаров В. А. обратились в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным отказа в передаче в собственность земельного участка.

В обоснование заявления указали, что им на праве собственности принадлежит объект недвижимости – склад общей площадью 123 кв.м., расположенный по адресу: г. Анапа, пр. Индустриальный, д. <адрес>. Данный склад располагается на земельном участке площадью 423 кв.м. с кадастровым номером , находящемся у административных истцов на праве аренды согласно договору цессии от 09.11.2015 года по договору аренды от 31.07.2008 года.

В связи с тем, что на арендуемом земельном участке располагаются объекты недвижимости, административными истцами было подано заявление в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность, однако письмом УИО г. Анапа от 24.10.2017 года в предоставлении участка было отказано со ссылкой на нахождение участка в границах 3-й зоны горно-санитарной охраны курорта Анапа, установленной постановлением Совета министров РСФСР №45 от 30.01.1985 года.

Не согласившись с данным отказом, административные истцы просят суд признать его незаконным и обязать УИО г. Анапа передать административным истцам в собственность за плату спорный земельный участок, ссылаясь на положения ст.чт. 1, 35, 39.3, 39.20 ЗК РФ, ст. 552 ГК РФ.

В судебном заседании представитель административных истов – Низовцев В.Б., действующий на основании доверенностей, поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Одновременно указал, что незаконность отказа подтверждается сложившейся судебной практикой, которой установлено, что на территории г. Анапа границы зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта, утвержденные Постановлением Совета министров РСФСР №45 от 30.01.1985 года, не установлены, на местность не вынесены, данное постановление применению не подлежит.

Представитель административного ответчика УИО администрации МО город-курорт Анапа, одновременно представляющий интересы заинтересованного лица – администрации МО город-курорт Анапа – Нафтаев А.В., действующий на основании доверенностей, возражал против заявленных требований, ссылаясь на то, что отказ законный и обоснованный.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела Коваленко Т.В. и Макаров В.А, являются собственниками объекта недвижимости – здания склада площадью 123 кв.м., расположенного по адресу: г. Анапа, пр. Индустриальный, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09.03.2016 года.

Данный объект недвижимости располагается на земельном участке площадь. 423 кв.м. с кадастровым номером имеющем вид разрешенного использования – эксплуатация склада, находящемся у административных истцов на праве аренды согласно договору аренды от 31.07.2008 года, заключенному с Управлением имущественных отношений администрации МО город-курорт Анапа, и договору цессии (уступки прав требования от 09.11.2015 года). Право аренды зарегистрировано в ЕГРАП, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 6.12.2017 года.

Из оспариваемого административными истцами отказа Управления имущественных отношений г. Анапа от 24.10.2017 года следует, что административные истцы до истечения срока действия договора аренды земельного участка обратились с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность под объектом недвижимости, однако им было отказано со ссылкой на то, что участок распложен в 3-й зоне санитарной (горно-санитарной) охраны курорта и в связи с чем ограничен в обороте, то есть предоставлению в собственность не подлежит..

Давая правовую оценку оспариваемому отказу, суд исходит из следующего.

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным Кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ч.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Земельный участок общей площадью 423 кв.м., расположенный по адресу: г.Анапа, пр. Индустриальный, <адрес>, сформирован в установленном порядке, в отношении него проведён государственный кадастровый учёт, присвоен кадастровый номер сведения о данном земельном участке внесены в ГКН с 26.06.2008 года.

Согласно ст.4 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Согласно кадастровому паспорту от 26.08.2008 года и выписки из ЕГРП от 6.12.2017 года спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – для эксплуатации склада, является муниципальной собственностью, и каких-либо сведений об отнесении этого участка или его частей к землям особо охраняемых природных территорий не имеется.

Земельный Кодекс РФ подразделяет все земли на категории и предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования (ст.7 ЗК РФ). Таким образом, земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель.

Так, в соответствии со ст.ст. 83-84 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских населенных пунктов и отделенные чертой от земель других категорий.

В соответствии с п.10 ст.85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, а земельные участки, включенные в состав таких зон, используются в соответствии с требованиями ст.ст.94-100 ЗК РФ. Таким образом в случаях, когда особо охраняемые природные территории располагаются в границах населенных пунктов, происходит совмещение правового режима использования таких территорий и правового режима использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав особо охраняемых природных территорий и одновременно в границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта.

Согласно п. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Указом Президента РФ от 22.09.1994г. № 1954 «О федеральном курортном регионе Анапа» району курорта Анапа в границах округов санитарной охраны был придан статус федерального курортного региона. Утвержден перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.01.1985 № 45 установлены границы и режим округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае.

В судебном заседании установлено и не отрицалось сторонами, что спорный земельный участок расположен в границах населенного пункта г. Анапа.

Понятие округа санитарной (горно-санитарной) охраны дано в Федеральном законе от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», согласно статье 1 которого округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

В судебном заседании установлено, что границы округа горно-санитарной охраны и входящих в него зон горно-санитарной охраны никогда не выносили на местность, не согласовывались с органами государственной власти, местного самоуправления, собственниками объектов недвижимого имущества, что подтверждается вступившим в законную силу решением суда от 27.11.2014 года по делу №2-3139/2014.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 8) в кадастр недвижимости вносятся сведения об объекте недвижимого имущества:

- категория земель, к которой отнесен земельный участок (если объектом недвижимости является земельный участок); вид или виды разрешенного использования земельного участка; сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории; иные ограничения (обременения) в отношении земельного участка и т.п.

Данных о том, что спорный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых природных территорий, суду представлено не было.

Кроме того статьей 95 ЗК РФ определен состав земель особо охраняемых природных территорий, к которым относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Федеральным законом от 28.12.2013 № 406-ФЗ лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из состава земель особо охраняемых природных территорий.

Таким образом довод Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о том, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте ввиду нахождения его в 3-й зоне горно-санитарной охраны курорта, является неверным.

Согласно ч. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, занятого указанными зданием, строением, сооружением, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

По смыслу ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со ст. 28 ФЗ РФ от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности обязаны либо взять, либо приобрести у государства указанные земельные участки, если иное не предусмотрено законом.

Кроме того, ст.1 ЗК РФ установлен основной принцип земельного законодательства - единство судьбы земельных участков с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственниками таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст.39.17 ЗК РФ.

Исследуя в совокупности все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме ввиду того, что административные истцы ограничены в реализации своего права на приобретение земельного участка в собственность под объектом недвижимости.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Коваленко Т. В., Макарова В. А. к Управлению имущественных отношений Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным отказа в передаче в собственность земельного участка,– удовлетворить.

Признать отказ Управления имущественных отношений Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 24.10.2017 года в предоставлении в собственность Коваленко Т. В. и Макарову В. А. земельного участка - незаконным.

Обязать Управление имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа предоставить в общую долевую собственность по ? доле каждому за плату Коваленко Т. В. и Макарову В. А. земельный участок площадью 423 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, пр. Индустриальный, д. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 22.12.2017 года.

2а-4445/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Макаров В. А.
Коваленко Т. В.
Ответчики
Администрация МО г.к. Анапа
Другие
Администрация МО г.-к. Анапа
Суд
Анапский городской суд Краснодарского края
Судья
Грошкова Виктория Викторовна
Дело на сайте суда
anapa-gor.krd.sudrf.ru
13.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
15.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2017[Адм.] Судебное заседание
21.12.2017[Адм.] Судебное заседание
21.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее