Решение по делу № 2-1102/2022 от 07.06.2022

Дело № 2-1102/2022

УИД 66RS0012-01-2022-001185-77

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Каменск-Уральский

Свердловской области

08 июля 2022 года

Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Зуевой О.С., при секретаре Подгорбунских Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Каменска-Уральского, действующего в интересах Калашниковой Ю.А. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор г. Каменска-Уральского обратился в интересах Калашниковой Ю.А. с иском к ГКУ Службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» (далее – Каменск-Уральский центр занятости) о возложении обязанности признать Калашникову Ю.А. безработной и поставить на регистрационный учет в качестве безработного с 20.10.2021 назначить выплату пособия по безработице с 20.10.2021.

В обоснование иска указано, что по обращению Калашниковой Ю.А. прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что 20.10.2021 Калашникова Ю.А. подала в электронной форме заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России». 29.10.2021 приказом № 302 Д52/2118 Калашникова Ю.А. была зарегистрирована в качестве безработной с назначением пособия по безработице с 20.10.2021. В связи с отсутствием у Калашниковой Ю. А. регистрации по месту жительства по указанному в заявлении адресу приказом ГКУ СЗН СО «Каменск- Уральский центр занятости» от 07.12.2021 №341 Д 39/2118 принято решение о снятии Калашниковой Ю. А. с регистрационного учета в качестве безработной; приказом от 07.12.2021 №341 П 28/2118 принято решение о прекращении выплаты пособия по безработице. 09.12.2021 Калашниковой Ю.А. из ГКУ СЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» направлено уведомление о необходимости возврата выплаченного пособия по безработице в сумме 12163,78 руб.

Прокурор полагает, что Калашникова Ю.А. подлежит признанию безработной с назначением выплаты пособия с момента обращения 20.10.2021, ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правила регистрации безработных граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891, Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, а также определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.10.2000 № 199-О и от 06.02.2003 № 105-О.

В судебном заседании помощник прокурора Савина Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам и основаниям.

Истец Калашникова Ю.А. требования иска поддержала, в дополнение указала, что имеет временную регистрацию с 13.10.2021 по 13.10.2026 в жилом помещении по ул. Кирова, 57-56, где постоянно проживает. Данное жилое помещение принадлежит родственникам, собственного жилья истец не имеет, поэтому не может оформить постоянную регистрацию. По настоящее время не трудоустроена.

Представитель ответчика ГКУСЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» Михайлов Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. В судебном заседании и в письменном отзыве указал, что не имея регистрации по месту жительства Калашникова Ю.А., исходя из буквального толкования правовых норм, не может быть признана безработной. Место пребывания не является местом жительства гражданина.

Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов гражданского дела, объяснений явившихся участников судебного разбирательства, установлено, что 20.10.2021 Калашникова Ю.А. подала в электронной форме заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России». В качестве адреса места жительства Калашниковой Ю.А. был указан «г. Каменск-

Уральский, ул. <*****>

На дату подачи данного заявления Калашникова Ю.А. была зарегистрирована по месту пребывания в г. Каменске-Уральском, ул. <*****> в период с 13.10.2021 по 13.10.2026 (свидетельство № 987 от 13.10.2021).

Приказом № 341П28/2118 от 07.12.2021 Калашниковой Ю.А. было отказано в признании безработной. Согласно объяснениям представителя ответчика, основанием для вынесения приказа послужило предоставление недостоверных сведений о месте жительства заявителя, Калашниковой Ю.А. в качестве такого был указан адрес временного пребывания: г. Каменск-Уральский, ул. <*****>, при этом в паспорте отсутствовали сведения о регистрации Калашниковой Ю.А. по месту жительства.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (часть 2 статьи 7, часть 3 статьи 37, часть 2 статьи 39).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 названного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Согласно пункту 2 статьи 3 того же Закона о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в статье 3 названного Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он не содержит такого основания, позволяющего не признать гражданина безработным, как отсутствие регистрации по месту жительства.

Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 утверждены Правила регистрации безработных граждан. Согласно пункту 4 указанных Правил, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при

предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

На период обращения действовали Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460.

В силу пункта 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее – заявление в электронной форме). Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 Временных правил).

Запрос иных сведений начал производится с 01.06.2020 (пункт 4(1) Временных правил).

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Статьей 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, предусмотрено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из анализа указанных правовых норм следует, что регистрация по месту жительства не входит в понятие места жительства и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте. Наличие или отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.1998 № 2-П, конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания).

Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 05.10.2000 № 199-0, 06.02.2003 № 105-0 указал, что введение требования регистрации безработных граждан по месту жительства не означает, что учет безработных возможен только при наличии у гражданина регистрации по месту жительства. Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. При этом административный акт является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2013 № 1868-О также разъяснено, что пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными

органами.

Таким образом, тот факт, что на момент обращения Калашниковой Ю.А. с заявлением, поданным в электронной форме (20.10.2021), у последней имелась регистрация по месту пребывания в г. Каменске-Уральском по ул. <*****>, и именно данный адрес был указан в качестве адреса места жительства, не должен ограничивать ее конституционные права.

При изложенных обстоятельствах заявленные прокурором в интересах Калашниковой Ю.А. исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Каменска-Уральского, действующего в интересах Калашниковой Ю.А. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» о возложении обязанностей – удовлетворить.

Возложить на Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» обязанность признать Калашникову Ю.А. безработной и поставить ее на регистрационный учет в качестве безработной с 20.10.2021.

Возложить на Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» обязанность возобновить Калашниковой Ю.А. выплату пособия по безработице с 20.10.2021.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.

Судья подпись. О.С. Зуева

Решение в окончательной форме изготовлено 15.07.2022.

2-1102/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурору г. Каменска-Уральского
Калашникова Юлия Александровна
Ответчики
ГКУ "Каменск-Уральский центр занятости"
Суд
Синарский районный суд г. Каменск-Уральского
Судья
Зуева О.С.
Дело на странице суда
sinarsky.svd.sudrf.ru
07.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2022Передача материалов судье
10.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2022Судебное заседание
15.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2022Дело оформлено
08.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее