Дело №2а-1833/2022
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Барнаул 04 июля 2022 года
Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего Подберезко Е.А., при секретаре Мордвиной А.А., с участием административного истца Баталова В.В., представителя административного истца Решетникова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к Баталову Вячеславу Владимировичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Баталову В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени.
В обоснование заявленных требований указывает, что административный ответчик в 2018 году владел квартирой по адресу <адрес>, транспортным средством - грузовым автомобилем № государственный регистрационный знак №, следовательно являлся налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Свою обязанность по уплате налогов за указанный налоговый период исполнял ненадлежащим образом, в связи с чем сложилась недоимка по транспортному налогу за 2018 год в сумме 7 292 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2018 год – 9 руб..
Направленные в адрес ответчика налоговые уведомление и требование оставлены тем без удовлетворения, судебный приказ о взыскании недоимки был отменен мировым судьей в связи с возражениям ответчика относительного его исполнения, в связи с чем, налоговый орган обратился в суд с настоящим иском и просит взыскать с ответчика возникшую недоимку и начисленные пени за неуплату транспортного налога за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 88 руб. 90 коп., по налогу на имущество за тот же период в размере 0 руб. 11 коп..
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на пропуск налоговым органом срока на обращение в суд.
Суд, с учетом мнения административного ответчика и его представителя, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного истца.
Выслушав пояснения административного ответчика, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно п.п.2, 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Из материалов дела усматривается, что на имя Баталова В.В. в 2018 году было зарегистрировано транспортное средство: грузовой автомобиль № государственный регистрационный знак № мощностью двигателя 175 л.с. (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ).
Налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.359, ч.1 ст.361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (далее - Закон Алтайского края N 66-ЗС).
Данным законом установлены следующие налоговые ставки: для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) – 50 рублей.
Таким образом, размер транспортного налога за 2018 год, подлежащего уплате административным ответчиком, составляет 7 292 руб. = 175 л.с. х 50 руб. / 12 мес. х 10 мес., следовательно расчет налогового органа является верным.
В соответствии с п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Обязанность по уплате налога предусмотрена ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу п.1,2 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года – ст.404 Налогового Кодекса РФ.
Согласно п.п.1,3,5 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Как следует из материалов дела в 2018 году Баталов В.В. являлся собственником квартиры по адресу <адрес> (квартира принадлежала ему на праве общей совместной собственности с ФИО4) инвентаризационной стоимостью 459035 руб. 07 коп., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с учетом применения коэффициента-дефлятора, установленного Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2017 №579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год», налоговая база в 2018 году составила: 339915 руб. 46 коп. (459035,07 руб. * 1,481 / 2).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований – ст.406 Налогового Кодекса РФ.
Согласно п.2 Решения Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 №375 (ред. от 23.12.2014) «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края» за жилой дом, квартира, комната, объект незавершенного строительства (в случае, если проектируемым назначением такого объекта является жилой дом), единый недвижимый комплекс (в состав которого входит хотя бы один жилой дом) суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 300000 рублей до 500000 рублей включительно - в размере 0,225%.
Таким образом, размер налога на имущество за 2018 год за указанную квартиру, подлежащего уплате административным ответчиком, составляет 764 руб. (339915,46 руб. х 0,225%).
Таким образом, расчет налога на имущество физических лиц, произведенный налоговым органом, является неверным, а сумма налога, рассчитанная судом, больше, чем просит взыскать административный истец.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363, пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество, транспортный налог подлежал уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, за 2018 год с учетом выходных дней налоги подлежали уплате до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Баталова В.В. заказным письмом направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1); заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2); рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 4 той же статьи требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
С учетом изложенного исковое заявление о взыскании налога могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно было быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В связи с неуплатой в установленный срок налога на имущество физических лиц, транспортного налога за 2018 год, ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой Баталову В.В. направлено требование об уплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Факт направления и получения вышеназванных документов (налогового уведомления и требования) подтвержден списками заказных писем.
Доказательств оплаты ответчиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год не представлено.
В связи с неисполнением в установленный срок требований об уплате налогов и пени, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с Баталова В.В. недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2018 год.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями от Баталова В.В. определением мирового судьи судебный приказ отменен.
С данным административным иском административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (реестр почтовой корреспонденции с отметкой почты).
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика, налоговым органом соблюден порядок и сроки обращения в суд с данным административным исковым заявлением (ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Учитывая, что Баталов В.В. в 2018 году являлся плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, однако обязанность по уплате налогов в установленный законом срок в полном объеме не исполнил, принимая во внимание соблюдение налоговым органом сроков обращения и порядка взыскания недоимки, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 7 292 руб., пени за неуплату транспортного налога за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 88 руб. 90 коп., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в пределах заявленных требований в сумме 9 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 0 руб. 11 коп..
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Статья 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относит государственную пошлину к судебным расходам.
Таким образом, с Баталова В.В. в доход муниципального образования городской округ г.Барнаул подлежит взысканию госпошлина в сумме 400 руб..
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю - удовлетворить.
Взыскать с Баталова Вячеслава Владимировича, проживающего по адресу <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю по Алтайскому краю с зачислением в доход бюджета Алтайского края недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 7 292 руб.,пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 88 руб. 90 коп., всего взыскать 7380 (семь тысяч триста восемьдесят) руб. 90 коп..
Взыскать с Баталова Вячеслава Владимировича, проживающего по адресу <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю с зачислением в доход бюджета муниципального образования городского округа – города Барнаула недоимку по налогу на имущество за 2018 год в размере 09 руб., пени в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 0 руб. 11 коп., а всего взыскать 9 (девять) руб. 11 коп..
Взыскать с Баталова Вячеслава Владимировича, проживающего по адресу <адрес> в доход бюджета муниципального образования – городской округ г.Барнаул государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) руб..
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула.
Председательствующий Подберезко Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 15.07.2022 года