Решение по делу № 2-4596/2022 от 28.03.2022

УИД 24RS0056-01-2022-002913-13

№ 2-4596/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года                  г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Алеевой М.С., при помощнике судьи Трубниковой Т.А., с участием представителя истца Обединой Е.А., ответчика Попова П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска к Попову П.А. об освобождении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ДМИиЗО администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к Попову П.А. об освобождении земельного участка, требования мотивированы тем, что в результате мероприятий, проведенных в рамках муниципального земельного контроля ДМИиЗО администрации г. Красноярска, выявлен факт нарушения земельного законодательства. Земельный участок с кадастровым номером кадастровый номер:50 принадлежит на праве собственности Попову П.А. По сведениям ЕГРП земельный участок, расположенный по адресу: г.Красноярск, ул.адрес, имеет площадь 1009 +/- 11 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый жилым домом, для индивидуальной жилой застройки. По результатам обмера установлено, участок огражден забором, площадь используемого земельного участка по адресу: г.Красноярск, Центральный район, ул.адрес превышает границы предоставления на 244,0 кв.м, из них: 169,0 кв.м. самовольное занятие земельного участка с кадастровым номером кадастровый номер, с видом разрешенного использования - размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне жилой усадебной застройки, а также в смежных территориальных зонах, либо с обслуживанием таких объектов, для размещения коммуникаций (на участке расположены части строений); 75,0 кв.м. самовольное занятие земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале кадастровый номер (на участке расположены части строений). Таким образом, в действиях Попова П.А. установлены признаки нарушений п.1 ст.25, п.1 ст.39.1 ЗК РФ, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале кадастровый номер, общей площадью 75,0 кв.м, а также земельного участка с кадастровым номером кадастровый номер, площадью 169,0 кв.м, ответственность за которые предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ. На основании изложенного просило обязать ответчика в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу освободить путем сноса (демонтажа) 169 кв.м. самовольно занятого муниципального земельного участка с кадастровым номером кадастровый номер и 75,0 кв.м. самовольно занятого земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале кадастровый номер от строений, самовольно возведенных за границами земельного участка кадастровым номером кадастровый номер:50; в случае неисполнения решения суда взыскать с Попова П.А. в пользу ДМИиЗО администрации г. Красноярска денежную сумму в размере 5 000 руб. за каждую неделю просрочки исполнения до момента фактического исполнения.

В судебном заседании представитель истца ДМИиЗО администрации г.Красноярска Обедина Е.А. (доверенность от 30.12.2021 года) исковые требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала.

В судебном заседании ответчик Попов П.А. исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что приобрел дом на земельном участке, обнесенным забором. Самовольно забор он не возводил. Данный забор установлен аналогично границам земельных участков соседей.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.124 ГК РФ РФ субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Частью 1 ст.125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании ч.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Частью 1 ст.39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с пп.2 ч.1 ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп.4 ч.2 ст.60 ЗК РФ).

На основании ч.ч.1,2 ст.72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.

Согласно п.1 ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле на территории города Красноярска, утвержденным Решением Красноярского районного Совета депутатов от 14.09.2021 года № 13-188 предметом муниципального земельного контроля является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст.46 Устава города Красноярска для реализации полномочий, возложенных на администрацию города, образуются органы администрации города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об органах.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденным Распоряжением администрации г. Красноярска от 23.05.2013 года № 110-р «Об утверждении Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска» является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством. Осуществляет контроль за рациональным использованием земель и лесов, расположенных на территории Красноярска, в соответствии с действующим законодательством департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет соответствующие обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Осуществляет муниципальный земельный, муниципальный лесной контроль, а также муниципальный контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок с кадастровым номером кадастровый номер:50 принадлежит на праве собственности Попову П.А. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: г.Красноярск, ул.адрес, имеет площадь 1009 +/- 11 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый жилым домом, для индивидуальной жилой застройки.

22.10.2020 года заместителем главы города- руководителем департамента Муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска подписан приказ № 1422 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Попова П.А.

Попов П.А. с датой проверки ознакомлен почтовым уведомлением 10.11.2020 года, а также лично 03.12.2020 года.

Как следует из акта проверки органом муниципального контроля №217 в отношении Попова П.А. проведена проверка по соблюдению требований земельного законодательства. В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером кадастровый номер:50 принадлежит на праве собственности Попову П.А. Согласно данным выписки из ЕГРН от 29.11.2020 № 001, полученной посредством межведомственного информационного взаимодействия из филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, земельный участок, расположенный по адресу: г.Красноярск, ул.адрес, имеет площадь участка 1009 +/- 11 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый жилым домом, для индивидуальной жилой застройки.

По результатам обмера установлено, что участок огражден забором, площадь используемого земельного участка по адресу: г.Красноярск, Центральный район, ул.адрес превышает границы предоставления на 244,0 кв.м., из них: 169,0 кв.м. самовольное занятие земельного участка с кадастровым номером кадастровый номер, с видом разрешенного использования - размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне жилой усадебной застройки, а также в смежных территориальных зонах, либо с обслуживанием таких объектов, для размещения коммуникаций (на участке расположены части строений); 75,0 кв.м. самовольное занятие земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале кадастровый номер (на участке расположены части строений).

Таким образом, в действиях Попова П.А. установлены признаки нарушений п.1 ст.25, п.1 ст.39.1 ЗК РФ, выразившееся в самовольном занятии земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале кадастровый номер, общей площадью 75,0 кв.м., а также земельного участка с кадастровым номером кадастровый номер, общей площадью 169,0 кв.м., ответственность за которые предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ.

По результатам проверки Попову П.А. выдано предписание № 100 от 18.12.2020 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, которым Попову П.А. предписано привести земельный участок с кадастровым номером кадастровый номер:50 в границы предоставления путем освобождения земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале кадастровый номер общей площадью 75,0 кв.м. от части строения, площадью 9,0 кв.м., части строения площадью 1,0 кв.м, части забора, а также земельного участка с кадастровым номером кадастровый номер от части строения, площадью 15,0 кв.м., части строения, площадью 29,0 кв.м.

Предписание получено ответчиком Поповым П.А. лично 31.12.2020 года.

Кроме того, согласно акту выездного обследования ДМИиЗО администрации г. Красноярска №7 от 18.01.2022 года проведена повторная проверка по соблюдению требований земельного законодательства, которой установлено, что по результатам инструментального обследования установлено, что участок огражден забором, площадь используемого земельного участка по адресу: г.Красноярск, Центральный район, ул.адрес превышает границы предоставления на 244,0 кв.м., из них: 169,0 кв.м. самовольное занятие земельного участка с кадастровым номером кадастровый номер, с видом разрешенного использования - размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне жилой усадебной застройки, а также в смежных территориальных зонах, либо с обслуживанием таких объектов, для размещения коммуникаций (на участке расположены части строений); 75,0 кв.м. самовольное занятие земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале кадастровый номер (на участке расположены части строений).

В протоколе инструментального обследования от 18.01.2022 года установлен каталог координат:

объект

Площадь

№ точки

X

Y

1

10

кв.м

1

634200,53

98965,64

2

634202,38

98965,55

3

634202,83

98971,10

4

634201,10

98971,31

2

9

кв.м

1

634190,95

98945,38

2

634192,11

98945,31

3

634193,20

98955,35

4

634192,47

98955,44

3

15

кв.м

1

634194,48

98945,13

2

634194,95

98951,20

3

634193,16

98951,34

4

634193,47

98955,33

5

634193,20

98955,35

6

634192,11

98945,31

4

29

кв.м

1

634200,53

98965,64

2

634201,10

98971,31

3

634195,85

98971,61

4

634195,44

98966,00

Таким образом, предписание № 100 от 18.12.2020 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации ответчиком Поповым П.А. не исполнено.

При указанных обстоятельствах исковые требования о возложении на Попова П.А. обязанности в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу освободить путем сноса (демонтажа) вышеуказанный земельный участок от самовольно возведенных сооружений подлежат удовлетворению.

Согласно ч.2 ст.62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В соответствии с ч.1 ст.308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 года №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка). Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 ГК РФ).

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд полагает, что требования истца о взыскании с ответчика судебной неустойки в случае неисполнения решения суда подлежат удовлетворению.

Сумму неустойки суд определяет в размере 5 000 руб. в неделю, поскольку такая неустойка будет способствовать тому, что исполнение судебного акта окажется для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.

Период для взыскания неустойки следует определить со дня, следующего за последним днем для исполнения обязательства в натуре, т.е. с 15-го дня после вступления настоящего решения суда в законную силу, по день фактического исполнения обязательства в натуре.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика Попова П.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. в доход местного бюджета, поскольку истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска к Попову П.А. об освобождении земельного участка удовлетворить.

Обязать Попова П.А. в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу освободить путем сноса (демонтажа) 169 кв.м. самовольно занятого муниципального земельного участка с кадастровым номером кадастровый номер и 75,0 кв.м. самовольно занятого земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале кадастровый номер от строений, самовольно возведенных за границами земельного участка с кадастровым номером кадастровый номер:50.

Взыскать с Попова П.А. в пользу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска судебную неустойку в размере 5 000 руб. в неделю, начиная с 15-го дня после вступления настоящего решения в законную силу, по день исполнения обязательства в натуре - освобождения путем сноса (демонтажа) 169 кв.м. самовольно занятого муниципального земельного участка с кадастровым номером кадастровый номер и 75,0 кв.м. самовольно занятого земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале кадастровый номер от строений, самовольно возведенных за границами земельного участка с кадастровым номером кадастровый номер:50.

Взыскать с Попова П.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25.05.2022 года.

Председательствующий: подпись М.С.Алеева

Копия верна:

Судья                       М.С.Алеева

2-4596/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска
Ответчики
Попов Павел Александрович
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Алеева Мария Сергеевна
Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
28.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2022Передача материалов судье
30.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2022Судебное заседание
24.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее