Дело № 2а-1395/2018 15 ноября 2018 года
29RS0022-01-2018-001591-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,
при секретаре Мельницкой А.В.,
с участием представителя административного истца Шабанова Н.Ю.,
представителя административного ответчика Вешнякова В.А.,
представителя заинтересованного лица Буткевич С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному иску заместителя Приморского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Приморское» о признании бездействия незаконным, обязании создать маневренный жилищный фонд,
установил:
Приморский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Приморское» (далее – администрация) о признании бездействия незаконным, обязании создать маневренный жилищный фонд. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией МО «Приморское» (далее - ответчик) жилищного законодательства, по результатам которой установлено, что на территории сельского поселения отсутствует маневренный жилищный фонд, в результате чего нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации жилищные права неопределенного круга лиц. Межрайонной прокуратурой 23.05.2018 главе МО «Приморское» внесено представление по фактам нарушений жилищного законодательства, в том числе ввиду отсутствия на территории сельского поселения маневренного фонда, по результатам рассмотрения которого администрацией поселения принят ряд организационных мер, не приведших к реальному устранению отмеченных нарушений. В результате отсутствия на территории МО «Приморское» жилых помещений маневренного фонда нарушаются права неопределенного круга лиц на жилище, его безопасность. В связи с чем просит суд признать бездействие администрации муниципального образования «Приморское», выразившееся в отсутствии маневренного жилищного фонда на территории сельского поселения, незаконным, обязать администрацию муниципального образования «Приморское» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории МО «Приморское» маневренный жилищный фонд для переселения граждан.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник Приморского межрайонного прокурора Шабанов Н.Ю. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Вешняков В.А. с исковыми требованиями не согласился. Указал, что на территории МО «Приморское» отсутствует маневренный жилищный фонд, однако, отсутствует норма закона, прямо предусматривающая обязанность органа местного самоуправления создавать маневренный фонд. Обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений не ограничивает самостоятельность местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности. Полагает, что отсутствие маневренного фонда нельзя расценивать как незаконное бездействие администрации. В настоящее время планируется проведение мероприятий по созданию маневренного фонда, однако, отсутствует достаточное финансирование.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО «Приморский муниципальный район» Буткевич С.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку действующим жилищным законодательством не установлена прямая обязанность органа местного самоуправления по созданию маневренного фонда. В настоящее время обсуждается вопрос о создании маневренного жилищного фонда.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что Приморской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО «Приморское» требований жилищного законодательства.
Проверкой установлено, что на территории МО «Приморское» отсутствует специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище.
В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к компетенции органов местного самоуправления сельского поселения в области жилищных отношений относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Подпунктом 3 пункта 1.1 соглашения от 05.10.2015 о передаче отдельных полномочий администрации МО «Приморское», заключенного между администрацией МО «Приморский муниципальный район» и администрацией МО «Приморское», поселению переданы полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Согласно пп. 1, 9 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст. 95 ЖК РФ в муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Судом установлено, что семье Потапахиной Ф.Ф., на время проведения капитального ремонта в муниципальном жилом помещении была предоставлена квартира, расположенная в аварийном жилом доме, а в настоящее время данная семья проживает в жилом помещении в п. Васьково, расположенном в границах другого поселения, жилое помещение предоставлено им на условиях договора коммерческого найма.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории МО «Приморское» сторонами не оспаривается, как не оспаривается и факт проживания на территории МО «Приморское» граждан, нуждающихся в переселении в маневренный жилищный фонд, поскольку занимаемые ими жилые помещения в установленном законом порядке признаны аварийными и непригодными для постоянного проживания.
Несмотря на то, что положениями статьи 95 ЖК РФ прямо не предусмотрено предоставление жилых помещений маневренного фонда лицам, проживающим в жилых помещениях, признанных аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу, вместе с тем обеспечение указанных лиц жилыми помещениями маневренного фонда при отсутствии у органа местного самоуправления возможности предоставить жилое помещение по договору социального найма, действующим законодательством не исключается.
Следует учитывать, что проживание граждан в аварийных домах создает угрозу их жизни и здоровью, является опасным, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
При указанных обстоятельствах, существование реальной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации является основанием для переселения граждан из аварийных жилых домов с предоставлением им жилого помещения маневренного фонда до предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, судом установлено, что на территории МО «Приморское» отсутствует специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, что нарушает права граждан.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из содержания п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Суд полагает, что в ходе судебного разбирательства установлено наличие совокупности указанных условий, поскольку обязанность обеспечения жилищных прав граждан на территории поселения возложена на администрацию МО «Приморское» законом и соглашением от 05.10.2015, а факт неисполнения данной обязанности нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Довод представителя административного ответчика об отсутствии должного финансирования для выполнения указанной обязанности не основан на законе. Кроме того, заявляя о недостаточном финансировании в рамках заключенного соглашения от 05.10.2015, стороной административного ответчика не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об обращении в администрации МО «Приморский муниципальный район» с просьбой об увеличении финансирования, что свидетельствует о бездействии со стороны администрации МО «Приморское».
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Признавая бездействие административного ответчика незаконным, суд полагает необходимым возложить на него обязанность создать на территории МО «Приморское» маневренный жилищный фонд для переселения граждан.
По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
При установлении срока исполнения возложенной обязанности, суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем, подлежащих совершению организационных и иных мероприятий. С учетом особенностей бюджетного планирования, финансирования, объема и характера, подлежащих принятию администрацией организационных мероприятий, срок исполнения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда следует установить в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу, при том, что возражений ответчика относительно сроков для исполнения решения не заявлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя Приморского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приморское» о признании бездействия незаконным, обязании создать маневренный жилищный фонд удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Приморское», выразившееся в отсутствии маневренного фонда на территории сельского поселения.
Возложить на администрацию муниципального образования «Приморское» обязанность в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда создать на территории МО «Приморское» маневренный жилищный фонд для переселения граждан.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Шитикова