РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2018 года Чапаевский городской суд Самарской области в составе:председательствующего судьи Законова М.Н.,при секретаре Сергеевой О.Е.,рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-811/2018 по административному исковому заявлению МИФНС России №16 по Самарской области к Хлынову ФИО6 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС России <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> обратился в суд к Хлынову А.И. с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 243 рубля, за 2015 год – 1 243 рубля, пени в размере 27 рублей 35 копеек.
Впоследствии в части взыскания транспортного налога за 2014 год отказались и просили суд взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 1 243 рубля и пени в размере 27 рублей 35 копеек.
Свои требования мотивировали тем, что Хлынов А.И. является налогоплательщиком транспортного налога, в связи с чем в его адрес было направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 1 243 рубля в срок до 01.12.2016 года.
В связи с неуплатой налога, Хлынову А.И. выставлено требование №13182 по состоянию на 06.02.2017 года об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 1 243 рубля пени в размере 27 рублей 35 копеек в срок до 03.04.2017 года.
В связи с неоплатой задолженности, налоговый орган обратился в суд с требованиями о взыскании с Хлынова А.И. задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 1 243 рубля, пени в размере 27 рублей 35 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца - налогового органа – не явился, извещался судом надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик – Хлынов А.И. в судебном заседании возражал против административного иска, ссылаясь на пропуск налоговым органом срока подачи иска в соответствии со ст. 48 НК РФ, просил в иске отказать.
Разрешая заявленные административные требования, суд исходит из следующего.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.
Так, в статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущенный указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что ФИО2 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> в качестве налогоплательщика.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Из материалов дела следует, что Хлынову А.И. направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 1 243 рубля в срок до <Дата обезличена>.
Также Хлынову А.И. выставлено требование <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 1 243 рубля пени в размере 27 рублей 35 копеек в срок до <Дата обезличена>.
В связи с неуплатой налога в установленный в требовании срок, МИФНС <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Хлынова А.И. задолженности по транспортному налогу за 2013 год в размере 1 243 рубля, за 2014 год в размере 1 243 рубля, за 2015 год в размере 1 243 рубля и пени в размере 27 рублей 35 копеек.
04.12.2017 года мировым судом судебного района г. Чапаевск вынесен судебный приказ в отношении Хлынова А.И. о взыскании задолженности по транспортному налогу, который определением мирового судьи судебного участка №122 судебного района г. Чапаевск от 12.12.2017 года отменен, что послужило основанием для подачи настоящего административного иска.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании п. п. 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей судебного участка N 122 судебного района <Адрес обезличен> <Дата обезличена>, следовательно, шестимесячный срок обращения в суд истекал <Дата обезличена> (<Дата обезличена> + 6 месяцев).
Налоговый же орган обратился в суд с административным иском <Дата обезличена>, то есть по истечении указанного срока. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлено, в судебное заседание для дачи пояснений и обоснование позиции по делу представитель административного истца не явился.
Каких-либо доказательств, указывающих на наличие уважительных причин пропуска срока на подачу административного иска, то есть зависящие не от бездействия налогового органа, а иных объективных причин, которые могут быть приняты во внимание судом для оправдания пропуска срока для обращения в суд (непредставление в налоговые органы достоверной информации, необходимой для правильного определения налоговой базы, несвоевременное извещения налоговых органов об отмене судебного приказа и прочее) в материалах дела не имеется и суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том. что налоговым органом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с административным иском о взыскании с Хлынова А.И. задолженности по налогам и пени, что является основанием для отказа в административном иске.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России №16 по Самарской области к Хлынову ФИО7 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за 2015 год – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд <Адрес обезличен> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Чапаевского городского суда М.Н. Законов