Судья Сибиев Р.Р. Дело №5-1229/2023
Дело №7-1002/2023
Р е ш е н и е
30 августа 2023 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Сабитов И.Н., рассмотрел в судебном заседании жалобу Ахмедова Эльсевара Агарза оглы на постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 23 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 23 августа 2023 года, гражданин Республики Азербайджан Ахмедов Э.А. (далее – заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), подвергнут административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 рублей в доход государства с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В обеспечение исполнения состоявшегося по делу судебного акта в части административного выдворения за пределы Российской Федерации, постановлено содержать заявителя в Центре временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России по Республике Татарстан (далее – ЦВСИГ МВД по РТ).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, Ахмедов Э.А. не оспаривая событие административного правонарушения, просит постановление изменить, исключить указание на назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Ахмедов Э.А. содержится в ЦВСИГ МВД по РТ, извещен о времени и месте рассмотрения дела, его явка в судебное заседание обязательной не признана, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя.
Проверка доводов жалобы, изучение материалов дела позволяют прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В силу части 4 статьи 18.8 КоАП РФ повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Ахмедову Э.А. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
18 августа 2023 года в 20 часов 30 минут в ходе проверки документов сотрудниками полиции установлено, что гражданин Республики Азербайджан Ахмедов Э.А., состоящий на миграционном учёте по адресу: <адрес>, который в нарушение Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №109-ФЗ), фактически проживает по адресу: <адрес> без миграционного учета. Ранее, вступившим в силу постановлением заместителя начальника ОВМ ОМВД России по Альметьевскому району от 4 июля 2023 года, Ахмедов Э.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, основания, условия пребывания иностранных граждан на ее территории, определяются в частности, положениями Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации, регулируются Федеральным законом №109-ФЗ.
Из системного анализа положений норм названных Федеральных законов следует, что временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания в порядке и срок, установленные в соответствии с Федеральным законом №109-ФЗ или международным договором Российской Федерации.
Постановке на учет по месту пребывания подлежат временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, предусмотренных законом. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
Принимая обжалуемое постановление, судья городского суда исходил из доказанности вины Ахмедова Э.А. в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
При оценке доводов жалобы необходимо руководствоваться следующим.
В силу статей 26.2, 26.7 КоАП РФ, доказательствами являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 КоАП РФ и виновность заявителя в его совершении подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; копией постановления начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Альметьевскому району 4 июля 2023 года; рапортом сотрудника отдела МВД России по Альметьевскому району от 18 августа 2023 года; объяснением Ахмедова Э.А. от 18 августа 2023 года, из которого следует, что с момента прибытия в Российскую Федерацию, он, то есть Ахмедов Э.А. проживает по адресу: Республика Татарстан, город Альметьевск, улица Ленина дом №59, квартира №42 и другими представленными в дело доказательствами, оцененными судьей городского суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Из совокупности доказательств следует однозначный вывод о том, что заявитель с момента прибытия в Российскую Федерацию, то есть с 18 июня 2023 года, проживает по адресу: <адрес> без постановки на миграционный учет по месту пребывания в порядке и срок, установленные Федеральным законом №109-ФЗ.
Таким образом, действия Ахмедов Э.А., выразившиеся в повторном в течение одного года совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, правильно квалифицированы по части 4 статьи 18.8 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено заявителю в пределах санкции части 4 статьи 18.8 КоАП РФ.
Указания в жалобе на стечение жизненных обстоятельств, на наличии у заявителя супруги и несовершеннолетних детей, проживающих в Российской Федерации, не могут повлечь отмену или изменение судебного постановления.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05 марта 2014 года № 628-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" пришел к выводу о том, что семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. Законность проживания (пребывания) иностранного гражданина, соблюдение требований миграционного законодательства позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина близких родственников, несовершеннолетних детей, в том числе, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает такого иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Необходимость назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, прямо предусмотрена санкцией части 4 статьи 18.8 КоАП РФ.
При назначении Ахмедову Э. административного наказания требования статьи 4.1 КоАП РФ судьей городского суда соблюдены.
Ахмедов Э. нарушил законодательство Российской Федерации, надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации не принял, что свидетельствует об игнорировании им установленного в данном государстве правопорядка.
Ограничение прав Ахмедова Э. в данном случае произведено в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в целях защиты правопорядка от противоправного поведения, выразившегося в нарушении установленных законом миграционных правил.
Назначение Ахмедову Э. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обоснованность такого вывода подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в частности, в постановлении от 26 ноября 2021 года № 5-АД21-97-К2.
Нормы материального права применены и истолкованы судьей районного суда правильно, нарушений процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ, влекущих безусловную отмену постановления, в ходе производства по делу не допущено. Обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р е ш и л:
постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 23 августа 2023 года, вынесенное в отношении Ахмедова Эльсевара Агарза оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Ахмедова Эльсевара Агарза оглы - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12, 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сабитов И.Н.