категория 2.171
91RS0№-17
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 мая 2024 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Пронина Е.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя ФИО2 ФИО1 И.А. к ФИО7 о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ФИО2 ФИО1 ФИО8 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит:
- возложить обязанность на ФИО9 произвести ФИО2 перерасчет размера платы за предоставляемую коммунальную услугу «электроснабжение» с учетом тарифа для населения, проживающего в жилых домах (в том числе, в домах гостиничного типа и общежитиях), оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками и кухонными электроплитами (в том числе, в сельской местности) за период с ДД.ММ.ГГГГ до даты вступления решения суда в законную силу;
- возложить обязанность на ФИО10 производить ФИО2 начисление размера платы за предоставляемую коммунальную услугу «электроснабжение» с учетом тарифа для населения, проживающего в жилых домах (в том числе, в домах гостиничного типа и общежитиях), оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками и кухонными электроплитами (в том числе, в сельской местности) со дня, следующего за днем вступления решения суда в законную силу;
- взыскать с ФИО11 в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, штраф в размере <данные изъяты> рублей;
- взыскать с ФИО12 в пользу ФИО2 по истечению одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу судебную неустойку в размере <данные изъяты> рублей за каждый месяц неисполнения решения суда;
- взыскать с ФИО13 в пользу ФИО2 расходы на юридические услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ФИО2 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>», <адрес>. Между ФИО14 и истцом письменный договор энергоснабжения не заключался, однако договорные отношения подтверждаются фактическим потреблением истцом электроэнергии и открытым на его имя лицевым счетом №. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о применении соответствующего тарифа на электрическую энергию (л.д. 18, т.1). Согласно ответу ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30, т.1) истцу сообщено о невозможности применения тарифа на электроэнергию согласно п. 1.4 приложения № к приказу государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», по <адрес> на 2022 год» по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, по причине того, что истцом предоставлен технический паспорт, выданный обществом <данные изъяты> ФИО4, вместо государственного БТИ. Аналогичный ответ был предоставлен ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ относительно тарифа на электроэнергию для лицевого счета №. На основании указанных обстоятельств, истец полагает свои права нарушенными и подлежащими защите в судебном порядке.
Стороны в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явились, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими расписками и почтовыми отправлениями, приобщенными к материалам настоящего гражданского дела.
Кроме того, информация о судебном заседании заблаговременно была размещена на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Рассмотрев ходатайство представителя истца об отложении судебного заседания, суд протокольным определением отказал в его удовлетворении, поскольку представителем истца не приведены доказательства невозможности явки в судебное заседание, а также ходатайство не содержит сведений о наличии действительной процессуальной необходимости отложения судебного заседания. Кроме того, рассматривая вышеуказанное ходатайство, суд руководствуется принципом разумности сроков гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст. 117, 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу с учетом надлежащего извещения сторон о судебном заседании.
Суд, исследовав материалы настоящего дела, все обстоятельства дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
В соответствии ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Ст. 539 ГК РФ закреплено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определено, что государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Крым установление тарифов в сфере электроэнергетики относится к деятельности Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, который уполномочен осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Крым, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории "Население", по <адрес> на 2022 год» были утверждены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему потребителей на территории Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ; тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему потребителей на территории Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ; Порядок применения тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему потребителей на территории Республики Крым.
В соответствии с п. 1.4 приложения № к приказу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления о применении тарифа) отпуск электроэнергии производится по тарифу, установленному для населения, проживающему в жилых домах (в том числе в жилых домах гостиничного типа и общежитиях), оборудованных в установленном порядке электрообогревательными установками или электрообогревательными установками и кухонными электроплитами (в том числе в сельской местности).
При этом, следует отметить, что сам по себе факт оборудования индивидуального жилого дома кухонной электроплитой или электрообогревательными установками не является основанием для применения вышеуказанных тарифов. Оборудование жилого дома электрообогревательными установками и кухонными электроплитами должно осуществляться в установленном порядке.
Под установленным порядком понимается оборудование помещений кухонными электроплитами, электрообогревательными установками в соответствии с требованиями законодательства в области строительства, электро- и пожаробезопасности, и иных норм.
Дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электрообогревательными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или если произведена реконструкция электрических сетей дома и соответствующие изменения внесены в технический паспорт.
Оснащенность стационарными электрическими плитами, электрообогревательными и (или) электронагревательными установками жилого помещения определяется в соответствии с техническим паспортом.
Согласно предоставленному Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым разъяснению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстроя России) от ДД.ММ.ГГГГ №-АТ/04, сведения о наличии или отсутствии напольных (стационарных) электроотопительных установок (электроплит) обязательно указываются в техническом паспорте многоквартирного или жилого дома. Это указание является подтверждением того, что дом оборудован в установленном порядке электроустановками.
Согласно п. 2.3 приложения № к приказу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления о применении тарифа) «Тариф для населения, проживающего в жилых домах (в том числе в домах гостиничного типа и общежитиях), оборудованных в установленном порядке электрообогревательными установками или электрообогревательными установками и кухонными электроплитами (в том числе в сельской местности) применяется к потребителям электрической энергии Республики Крым и распространяется на потребителей в садоводческих или огороднических некоммерческих товариществах при условии предоставления сведений, указанных в техническом паспорте об установке электрообогревательного оборудования и кухонной электроплиты, необходимых для расчета платы за услуги по электроснабжению, с момента установленного настоящим пунктом.
Подтверждение установки электрообогревательного оборудования или электрообогревательного оборудования и кухонной электроплиты при переустройстве помещений осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ при внесении изменений в технический паспорт.
Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Согласно пунктам 4, 5 статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.
В целях государственного учета жилищного фонда Бюро технической инвентаризации осуществляют, в частности, техническую инвентаризацию жилищного фонда (абзац 2 пункта 7 Положения). В соответствии с пунктом 8 Положения техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Бюро технической инвентаризации осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
ФИО2 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, что подтверждается соответствующими сведениями ЕГРН.
Между ФИО17 и истцом письменный договор энергоснабжения не заключался, однако договорные отношения подтверждаются фактическим потреблением истцом электроэнергии и открытым на его имя лицевым счетом №.
На основании постановления <адрес> <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № нежилое здание (садовый дом) признан жилым зданием (жилым домом) объект капитального строителсьва с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, Трудовское сельское поселение, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о применении соответствующего тарифа на электрическую энергию (л.д. 18, т.1).
К вышеуказанному заявлению истцом был приложен технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (паспорт составлен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). В вышеуказанном техническом паспорте содержаться сведения о виде отопления в вышеуказанном доме – <данные изъяты>
Согласно ответу ГУП РК «Крымэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30, т.1) истцу сообщено о невозможности применения тарифа на электроэнергию согласно п. 1.4 приложения № к приказу государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», по <адрес> на 2022 год» по адресу: <адрес>, <адрес>, по причине того, что истцом предоставлен технический паспорт, выданный обществом <данные изъяты> ФИО4, вместо государственного БТИ.
Аналогичный ответ был предоставлен ГУП РК «Крымэнерго» ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ относительно тарифа на электроэнергию для лицевого счета 9002318.
Как усматривается из ответа филиала ГУП РК «Крым БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 171, т.1) в архиве филиала отсутствует инвентарное дело на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, Трудовское сельское поселение, <адрес>, территория ТСН Садоводческое товарищество «Искра», <адрес>.
Как указано выше, истцом в адрес ответчика вместе с заявлением был представлен технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, Трудовской сельский совет, СТ «Искра», ул. 34, уч. 2240, 2252, составленный ФЛП ФИО4 (паспорт составлен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), в котором содержаться сведения о виде отопления в вышеуказанном доме – <данные изъяты>
При этом, в материалах регистрационного дела на жилой дом, представленного Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, имеется технический паспорт ООО «КП БТИ Крыма» на садовый дачный дом, расположенный по адресу: <адрес> составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором отсутствуют сведения о наличии в указанном доме электрического котла отопления.
Таким образом, между данными вышеуказанных технических паспортов имеются расхождения в части указания на наличие либо отсутствие электрического котла отопления в спорном домовладении, вследствие чего содержащаяся информация о характеристиках жилого дома указанная в техническом паспорте, составленном <данные изъяты> ФИО4 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предоставленном в адрес ответчика с заявлением об изменении тарифа, не соответствует действительности.
Истцом, несмотря на требования суда, не была представлена документация на электрический котел отопления с указанием его характеристик, даты приобретения и т.д.
Кроме того, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец пояснил, что с 2013 года спорный жилой дом подвергался реконструкции, сведений о легализации которой материалы дела не содержат.
Доводы искового заявления и представителя истца о том, что в соответствии с требованиями Федерального Конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» - технический паспорт составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ относится к документам, которые действуют на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь без ограничения их действия, несостоятельны, в силу следующего.
Согласно ст. 12 Федерального Конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ года №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Из вышеизложенного следует, что вышеуказанный технический паспорт не относится к документам, перечисленным в статье 12 Федерального Конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а ФЛП ФИО4 не является государственным и иным официальным органом Украины, либо государственным и иным официальным органом Автономной Республики Крым, государственным и иным официальным органом <адрес>, уполномоченным выдавать перечисленные в данной норме документы.
Таким образом, доказательств соблюдения установленного порядка оборудования жилого дома электроотопительными установками, истцом не представлено, следовательно, тариф, установленный п. 1.4 приложения № к приказу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления о применении тарифа), может применяться только при условии соблюдения соответствующего порядка.
Вышеуказанное не противоречит правоприменению, содержащемуся в апелляционном определении Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №; определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, 2-1115/2022.
Учитывая изложенное выше правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности на ГУП РК «Крымэнерго» произвести ФИО2 перерасчет и осуществлять начисление размера платы за предоставляемую коммунальную услугу «электроснабжение» с учетом тарифа для населения, проживающего в жилых домах (в том числе, в домах гостиничного типа и общежитиях), оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками и кухонными электроплитами (в том числе, в сельской местности) за период с ДД.ММ.ГГГГ до даты вступления решения суда в законную силу и далее.
В связи с не подтверждением материалами дела фактов нарушения прав истца, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании с <данные изъяты> в пользу ФИО2 компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, штрафа в размере <данные изъяты>, судебной неустойки в размере <данные изъяты> за каждый месяц неисполнения решения суда, расходов на юридические услуги представителя в размере 30 000 рублей.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления представителя ФИО2 ФИО1 И.А. к ФИО18 о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, штрафа – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Пронин
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ