Дело № 2-700/2022
УИД 79RS0002-01-2022-000078-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Биробиджан 24 февраля 2022 года
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Белоусовой И.А.,
при секретаре Курикаловой Ю.С.,
с участием:
процессуального истца помощника прокурора гБиробиджана ЕАО Орищенко Р.Е.,
истца Минзак И.Н.,
представителя третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Минзак Ивана Николаевича к департаменту здравоохранения правительства ЕАО, государственному предприятию Еврейской автономной области «Фармация» о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района Еврейской автономной области обратился в суд с иском в интересах Минзак Ивана Николаевича к департаменту здравоохранения правительства ЕАО, государственному предприятию Еврейской автономной области «Фармация» о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании компенсации морального вреда, указав, что Минзак И.Н. находится на диспансерном наблюдении в ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ».
Согласно представленным рецептам Минзак И.Н. выписаны лекарственные препараты «Analaprini» tabl 20 mg № в количестве 3 упаковки, «Gliclazidi» tabl 30 mg № в количестве 2 упаковки, «Atorvastatini» tabl obd 20 mg № в количестве 1 упаковки.
Департамент здравоохранения правительства ЕАО и ГП ЕАО «Фармация» задействованы в процессе организации обеспечения Минзак И.Н. необходимыми лекарственными средствами, в соответствии с их полномочиями.
Не обеспечение Минзак И.Н. в срок необходимыми лекарственными препаратами прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает его права на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.
В связи с неполучением лекарственных препаратов Минзак И.Н. испытывает нравственные страдания, не имеет возможности своевременно принимать соответствующий лекарственный препарат, что усложняет процесс лечения заболевания и отрицательно сказывается на его здоровье. При изложенных обстоятельствах Минзак И.Н. имеет право на компенсацию морального вреда.
Просит суд: обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО и ГП ЕАО «Фармация» организовать бесперебойное обеспечение Минзак И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными средствами «Amlodipini» tabl 5 mg №, «Enalaprini» tabl 20 mg №, «Gliclazidi» tabl 30 mg №, «Atorvastatini» tabl obd 20 mg № в объеме, назначенном соответствующими медицинскими учреждениями по медицинским показаниям; взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Минзак И.Н. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>; взыскать с ГП ЕАО «Фармация» в пользу Минзак И.Н. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора г.Биробиджан ЕАО, просил взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Минзак И.Н. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>. От требований об обязании департамент здравоохранения правительства ЕАО и ГП ЕАО «Фармация» организовать бесперебойное обеспечение Минзак И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными средствами «Amlodipini» tabl 5 mg №, «Enalaprini» tabl 20 mg №, «Gliclazidi» tabl 30 mg №, «Atorvastatini» tabl obd 20 mg № в объеме, назначенном соответствующими медицинскими учреждениями по медицинским показаниям – оказался, представив суду заявление прокурора Ленинского района ЕАО об отказе от исковых требований в данной части и аналогичное заявление Минзак Н.И. Дополнительно суду пояснил, что необходимо принять суду данные отказы от исковых требований в части, поскольку они подписаны и истцом и представителем процессуального истца. Последствия отказа от исковых требований в части разъяснены и понятны. По существу поддержал доводы искового заявления.
Истец Минзак И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме указав, что лекарственные препараты ему долго не выдавались. Также указал, что он был вынужден ездить за лекарственными препаратами, тратить денежные средства, чтобы самому их приобрести. Заявление об отказе от исковых требований в части, не поддержал.
Представитель департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен.
Представитель ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В.А., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворении требований истца. Требования истца о компенсации морального вреда к департаменту здравоохранения, полагал завышенными.
Представитель 3-го лица – ОГБУЗ «ленинская ЦРБ», в судебное заседание н явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившися участников и, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Частью 3 ст. 80 указанного Федерального закона определено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав представляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
На основании ч. 5 ст. 6.3 указанного Федерального закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с п. 2.7 которого, в случае временного отсутствия лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств взамен выписанного или иного лекарственных средств по вновь выписанному рецепту.
Из материалов дела следует, что Минзак И.Н. ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ выписано 4 рецепта на лекарственные препараты «Analaprini» tabl 20 mg № в количестве 3 упаковки, «Gliclazidi» tabl 30 mg № в количестве 2 упаковки, «Atorvastatini» tabl obd 20 mg № в количестве 1 упаковки.
В судебном заседании установлено, что истец обеспечен данными лекарственными средствами по указанным рецептурным бланком только в 2022 году.
Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Порядок реализации истцом своего процессуального права на отказ от иска, предусмотренный ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, определен ст. 173 ч. 1 ГПК РФ Данная норма предусматривает, что заявление истца об отказе от иска заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом. В случае, если отказ от иска выражен в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Представителем процессуального истца в судебное заседание представлено заявление об отказе от иска, заявленного к департаменту здравоохранения правительства ЕАО, в части возложения обязанности обеспечить лекарственными препаратами.
Вместе с тем, в судебном заседании материальный истец не поддержал свое заявление об отказе от исковых требований в указанной части, в связи с чем, суд полагает что указанное требование подлежит разрешению по существу.
Право истца на обеспечение лекарственными препаратами «Analaprini», «Gliclazidi» и «Atorvastatini», ответчиком не оспаривалось.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: 1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; 2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; 3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Статьей 3 Закона ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» предусмотрено, что обеспечение лекарственными средствам, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средсвта и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в порядке, установленном правительством области.
В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 №152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области (далее - область), осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.
Пунктами 2.1.14 указанного Положения предусмотрено, что департамент здравоохранения осуществляет организацию обеспечения населения лекарственных препаратов для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Постановлением правительства ЕАО от 24.05.2018 № 184-пп утвержден порядок организации обеспечения лекарственным препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания в Еврейской автономной области.
Потребность в лекарственных препаратов граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи по льготным рецептам, формируется департаментом здравоохранения правительства ЕАО на основании заявок, поданных учреждениями здравоохранения.
При этом организация обеспечения лекарственными средствами препаратов на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО, непосредственное обеспечение - на ГП ЕАО «Фармация».
В нарушение вышеизложенного Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, рецепты, выписанные Минзак И.Н. ДД.ММ.ГГГГ, обслужены только в 2022 году, в связи, с чем требования Минзак И.Н. к департаменту здравоохранения правительства ЕАО об организации бесперебойного обеспечения лекарственными препаратами, подлежат удовлетворению.
Необеспечение истца в срок необходимыми лекарственными препаратами, прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает права материального истца на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами.
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных средств, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Управление здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти ЕАО по реализации закона ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения (пункт 1 постановления правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп «О реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения» (далее - постановление правительства от 16.07.2013 № 339-пп)).
Пунктом 2.1, пунктом 2.2 указанного постановления управление здравоохранения правительства ЕАО обязано организовывать размещение заказа на оказание услуг по хранению и отпуску лекарственным препаратом и (или) изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком, а также организовать размещение заказа на поставку лекарственным препаратом и изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком
В соответствии с пунктом 11 Порядка льготного обеспечения лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп, аптечные организации в обязательном порядке осуществляют ежедневный учет и обмен информацией с управлением здравоохранения правительства ЕАО об отпущенных рецептах и рецептах, принятых на отсроченное обеспечение.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что обязанность по контролю за своевременным и достаточным обеспечением льготными лекарственными препаратами отдельных групп населения возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что департамент здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении Минзак И.Н., исполнил ненадлежащим образом.
Департамент здравоохранения правительства ЕАО не представил суду доказательств того, что во исполнение возложенных на него функций, контролировало закупку, отпуск необходимых лекарственным препаратом и медицинских изделий в срок по отсроченным рецептам, и предпринял все возможные меры для своевременного обеспечения материального истца, лекарственными препаратами по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что вина департамента здравоохранения ЕАО в причинении Минзак И.Н. морального вреда нашла свое подтверждение, поскольку департаментом здравоохранения правительства ЕАО обязанность по приобретению, контролю за отпуском лекарств и предоставлении лекарственных препаратов в установленные сроки не выполнена, что повлекло несвоевременное обеспечение Минзак И.Н. жизненоважными лекарственными препаратами, наличием в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями за свою жизнь и здоровье, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственных препаратов, назначенных врачом и необходимых по жизненным показаниям, невозможностью своевременно отслеживать соответствующие медицинские показатели организма.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание возраст истца, период, в течение которого он не был обеспечен назначенными ему лекарственными препаратами, степень вины департамента здравоохранения правительства ЕАО, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда не соответствует принципу разумности и справедливости, считает необходимым взыскать с ответчика – департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу истца Минзак И.Н. компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд –
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Минзак Ивана Николаевича к департаменту здравоохранения правительства ЕАО, государственному предприятию Еврейской автономной области «Фармация» о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области организовать бесперебойное обеспечение Минзак Ивана Николаевича лекарственными препаратами «Analaprini», «Gliclazidi» и «Atorvastatini», согласно назначению соответствующих медицинских учреждений.
Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Минзак Ивана Николаевича морального вреда в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.А. Белоусова
В окончательной форме решение изготовлено 09.02.2022.