Дело № 2-559/2
УИД 66RS0012-01-2022-000392-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский 17 мая 2022 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Земской Л.К., при ведении протокола помощником судьи Дзюба О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Каменска-Уральского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АВИС», Ершову А.Г. о возложении обязанности осуществить мероприятия по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор города Каменска-Уральского Свердловской области обратился в суд с интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «АВИС», Ершову А.Г. о возложении обязанности в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить мероприятия по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала г. Каменска-Уральского, утвердить её результата, а также разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала г. Каменска-Уральского.
В обоснование требований иска указано, что Ершову А.Г. на основании договора купли-продажи от 09.08.2018 на праве собственности принадлежит объект транспортной инфраструктура – автовокзал г.Каменска-Уральского (Свердловская область г.Каменск-Уральский ул. Привокзальная, 15). ООО «АВИС» осуществляет деятельность по управлению автовокзалом на основании договора аренды от 24.09.2018.
В нарушение требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1642 (далее по тексту Требования по обеспечению транспортной безопасности № 1642), Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 № 34, на момент проведения прокурорской проверки и по момент предъявления иска в суд утвержденный план обеспечения транспортной безопасности автовокзала, а также актуальные результаты проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры отсутствуют. Имеется паспорт антитеррористической защищенности автовокзала, который выдавался ОАО «Пассажирские транспортные перевозки» в 2014 году, и в соответствии с действующим законодательством автовокзалу не требуется, оценка уязвимости объекта проводилась 10.05.2017.
В судебном заседании помощник прокурора города Каменска-Уральского Юрпалов И.А. настаивал на удовлетворении требований иска. Указал, то несмотря на то обстоятельство, что ОО «АВИС» занимает лишь часть помещений здания по ул. Привокзальная, 15, оценка уязвимости должна производиться в отношении всего объекта. Обязанность должна быть возложена в том числе на собственника здания Ершова А.Г., поскольку исходя из приведенного в иске законодательства он как собственник несет бремя содержания объекта недвижимости с соответствующим целевым назначением.
Представитель ООО «АВИС» - директор Прудникова Ю.С. в судебном заседании не оспаривала обоснованность предъявленных прокурором исковых требований. При этом указала, что ввиду сложного материального положения Общества, возможности произвести соответствующие действия не имеется.
Ответчик Ершов А.Г. в судебное заседание не явился, направил для участия в деле своего представителя Шишина Е.В., действующего на основании нотариальной доверенности.
Представитель ответчика Шишин Е.В. в удовлетворении исковых требований к ответчику Ершову А.Г. просил отказать. Полагал, что как собственник здания Ершов А.Г. является ненадлежащим ответчиком, поскольку сам он объект транспортной инфраструктуры не эксплуатирует. Согласно данным ЕГРН здание было приобретено Ершовым А.Г. как нежилое, без какого-то определенного целевого назначения. Соглашения с ОМС «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» о сохранении целевого использования данного объекта как здания автовокзала оценивает как ничтожную сделки в силу ее противоречия закону.
Представители третьих лиц ООО «КаменскТелеком» Павловских О.В., ПАО «МТС» Назаров И.С., ООО «Экспресс» Вискунов Р.Г., действующие на основании соответствующих доверенностей, в судебном заседании разрешение заявленного прокурором иска оставили на усмотрение суда.
Представители третьих лиц ОМС «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» Федосеева И.В., ООО РГ «Браво» Сивкова М.Ю. направили в адрес суда ходатайства с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители третьих лиц Федеральное дорожное агентство «Росавтодор», ПАО «Банк «Синара», ООО «Екатеринбург-2000», ПАО «Вымпел-Коммуникации», ООО «Экспресс-Сити», ООО «Элара», ИП Балин А.М., ИП Березин М.И., Гавриш Е.В., Ядрышников А.В,, ИП Ресина Е.В., ООО «ТелеПлат», ООО «Адэль», ИП Тетерин П.Ю., НОЧУДПО «Юношеская автомобильная школа «Авто-Премиум», ООО «Кэрри» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок, причин уважительности неявки, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений по заявленным требованиям в адрес суда не направили.
С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Судом установлено, что прокуратурой города Каменска-Уральского Свердловской области проведена проверка исполнения требований законодательства в области антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры автовокзала г.Каменска-Уральского. В ходе надзорных мероприятий было установлено, и это не оспаривается стороной ответчика в ходе рассмотрения гражданского дела, следующее.
Ершову А.Г. на праве собственности на основании договора купли-продажи имущества, заключенного 09.08.2018 с ОАО «Управляющая компания «Пассажирские транспортные перевозки» в лице конкурсного управляющего Рождественского В.С., принадлежит нежилое здание (согласно договора – автовокзала) с кадастровым номером 66:45:0100398:142, общей площадью 2 145, 4 кв.м., расположенное по ул. Привокзальная, 15, в г.Каменске-Уральском Свердловской области. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 10.09.2018.
В соответствии с положениями ч.4 ст.132 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона. Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Договор купли-продажи был заключен по результатам проведенных в рамках дела о банкротстве ОАО «Управляющая компания «Пассажирские транспортные перевозки» торгов (протокол № 214230 от 06.08.2018). На основании определения Арбитражного суда Свердловской области от 31.05.2017 по делу № А60-42594/2015 приобретенное Ершовым А.Г. по договору купли-продажи от 09.08.2018 имущество является социально значимым, является единым объектом транспортной инфраструктуры в рамках обеспечения автобусного пассажирского сообщения в г. Каменске-Уральском и включено в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок по состоянию на 03.04.2017, о чем указано непосредственно в п.1.1 договора.
16.08.2018 между ОМС «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» и Ершовым А.Г. было заключено соглашение об исполнении условий конкурса, согласно которого Ершов А.Г. обязался сохранять целевое использование приобретенного имущества (в том числе здания по ул. Привокзальная, 15) как объекта транспортной инфраструктуры, обеспечивающего пассажирское автобусное сообщение на территории муниципального образования город Каменск-Уральский, в течение не менее 10 лет с момента заключения соглашения.
При изложенных обстоятельствах вопреки доводам представителя ответчика Шишина Е.В. принятая на себя Ершовым А.Г. обязанность по сохранению целевого использования здания (объект транспортной инфраструктуры, автовокзал) не противоречит закону, и заключенное 16.08.2018 соглашение об исполнении условий конкурса нельзя считать ничтожным.
Между арендодателем Ершовым А.Г. и арендатором ОО «АВИС» 24.09.2018 заключен и действует по настоящее время договор аренды № ДА-1/2018 в отношении нежилых помещений №№ 26-37 по поэтажному плану 1 этажа и № 66 по поэтажному плану 2 этажа, а также помещения общего пользования, расположенные в цокольном этаже (санузлы), на 1 этаже (зона ожидания посадки, зона подхода к санузлам и выхода к посадочному перрону, зона оформления проездных документов) и на 2 этаже (зона ожидания посадки) в здании, расположенном по ул. Привокзальная, 15, в г.Каменске-Уральском. Согласно п.1.3 названного договора здание будет использоваться для деятельности автовокзала.
ООО «АВИС» согласно представленного в материалы дела Устава общества, названного договора аренды, и объяснений представителя ответчика Прудниковой Ю.С. в судебном заседании, осуществляет деятельность по управлению автовокзалом г. Каменска-Уральского с 2018 года по настоящее время.
Согласно представленных в материалы дела договоров, часть иных помещений в здании по ул. Привокзальная, 15, в г.Каменске-Уральском, передана Ершовым А.Г. в аренду привлеченным судом к участию в деле третьим лицам.
В соответствии с п.п. «а» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» автовокзалы отнесены к объектам транспортной инфраструктуры.
В силу п. 10 ст. 1 указанного Федерального закона транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов транспортной инфраструктуры.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Как следует из положений п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
На основании п.п.2,3 ст.5 указанного Федерального закона оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Как следует из пункта 2 названной статьи планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, используемых в целях торгового мореплавания, на которые распространяются требования, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
На основании абз. 3 п.п. 17 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности № 1642, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: при переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании обеспечивать проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление в Федеральное дорожное агентство на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры).
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, в настоящее время (с 01.03.2022) утвержден Приказом Минтранса России от 02.07.2021 № 225.
Согласно п.п.1,2 указанного Порядка разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации (далее соответственно - планы, суда), осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры. Планы должны разрабатываться на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и (или) судна.
По результатам проведенной прокуратурой города Каменска-Уральского проверки, а также в ходе рассмотрения гражданского дела судом было установлено, что в отношении объекта транспортной инфраструктуры – автовокзал г.Каменска-Уральского, расположенного по ул. Привокзальная, 15, отсутствуют актуальные результаты проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и план обеспечения транспортной безопасности. Имеется лишь паспорт антитеррористической защищенности автовокзала, который выдавался ОАО «Пассажирские транспортные перевозки» в 2014 году, и в соответствии с действующим законодательством автовокзалу не требуется, оценка уязвимости объекта проводилась 10.05.2017, т.е. до перехода права собственности на указанное здание.
При этом исходя из приведенных выше правовых норм, а также анализа содержания названных выше договора купли-продажи имущества от 09.08.2018, соглашение об исполнении условий конкурса от 16.08.2018, договора аренды от 24.09.2018, обязанность по обеспечению транспортную безопасности объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала г. Каменска-Уральского, как обосновано указано прокурором, должна быть возложена как на собственника здания Ершова А.Г., так и на эксплуатирующее автовокзал ООО «АВИС». Доводы представителя ответчика Шишина Е.В. о том, что Ершов А.Г. является ненадлежащим ответчиком по иску, суд признает несостоятельными, поскольку приобретая на торгах здание автовокзала Ершов А.Г. достоверно знал о том, что названное имущество является социально значимым, обязался в течение определенного времени эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением, предусмотренные нормативно-правовыми актами обязательства собственника объекта транспортной инфраструктуры в области обеспечения безопасности иным лицам (в том числе ООО «АВИС») им переданы не были.
При этом несмотря на то обстоятельство, что ООО «АВИС» занимает лишь часть помещения здания по ул. Привокзальная, 15, в г.Каменске-Уральском, и иные помещения в названном здании переданы в аренду иным лицам, приведенные выше правовые нормы, с учетом представленных стороной ответчика сведений о внутренней конфигурации помещений объекта недвижимости, подтверждают доводы прокурора о невозможности проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности в отношении лишь отдельных помещений здания.
Отсутствие у ООО «АВИС» достаточных средств для исполнения возложенных на коммерческую организацию обязанностей не освобождает ответчику от исполнения императивных требований закона.
Поскольку неисполнение ответчиками требований в области транспортной безопасности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе пользующихся услугами автовокзала г.Каменска-Уральского, прокурору вправе предъявить рассматриваемый иск в порядке ст.45 ГПК РФ.
При изложенных обстоятельствах требования иска подлежат удовлетворению.
Согласно п.п.1,2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает, что указанного истцом в иске срока достаточно для выполнения возложенной на ответчиков обязанности. Доказательств невозможности совершения названных выше действий в этот срок стороной ответчика суду не представлено.
В силу положений ст.ст.98,103 ГПК РФ с ответчиков в равных долях в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 руб. (по 150 руб. с каждого).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора города Каменска-Уральского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АВИС», Ершову А.Г. о возложении обязанности осуществить мероприятия по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры удовлетворить.
Возложить на общество с ООО «АВИС» (ИНН 6612053521, ОГРН 118668070114), Ершова А.Г. <*****>) в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить мероприятия по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - Автовокзала города Каменска-Уральского (Свердловская область г.Каменск-Уральский ул. Привокзальная, 15), утвердить ее результаты, а также разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - Автовокзала города Каменска-Уральского.
Взыскать с ООО «АВИС» (ИНН 6612053521, ОГРН 118668070114), Ершова А.Г. (<*****>) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме по 150 руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья: Земская Л.К.
Мотивированное решение изготовлено 24.05.2022.