Дело № 2а-2165 З/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» сентября 2018 года, Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Коломенского городского суда Московской области Зуйкиной И.М., при секретаре судебного заседания Кургиной П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коломенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Разбейко Денису Александровичу об обязании исключить сведения о генеральном директоре и учредителе юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Коломенский городской прокурор обратился в суд с административным иском, в интересах неопределенного круга лиц к Разбейко Д.А. об обязании исключить сведения о генеральном директоре и учредителе юридического лица.
В обосновании заявленных требований прокурор, участвующий в деле Вольхина Т.А. указала и пояснила в судебном заседании, что Коломенской городской прокуратурой проведена проверка юридических лиц и их органов управления с целью пресечения деятельности фирм-однодневок, используемых, в том числе в целях хищения средств государственного оборонного заказа, с учетом сведений, полученных из налоговых органов.
В ходе проведения проверки установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г.г. Разбейко Д.А., действуя умышленно, заведомо зная, что он формально будет являться единственным учредителем и (или) органом управления созданного юридического лица, при этом, не имея цели управления юридическим лицом, в г. Москве подписал пакет документов, подготовленный неизвестными лицами, после чего произвел ряд операций, установленных законодательством Российской Федерации, влекущих регистрацию юридического лица.
В результате Разбейко Д.А. были образованы юридические лица, предоставлены в ИФНС России недостоверные данные об органе управления юридическими лицами, что повлекло внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о Разбейко Д.А., который является генеральным директором, а в ряде организаций и учредителем, у которого отсутствует цель управления юридическими лицами, а именно:
1. <данные изъяты> (№), которое было образовано путем создания юридического лица ДД.ММ.ГГГГ г., генеральным директором и учредителем которого является Разбейко Д.А., сведения о генеральном директоре и учредителе юридического лица внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
2. <данные изъяты> (№), образовано путем создания юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор и учредитель Разбейко Д.А., сведения о генеральном директоре и учредителе юридического лица внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
3. <данные изъяты> (№), образовано путем создания юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор и учредитель Разбейко Д.А., сведения о генеральном директоре и учредителе юридического лица внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
4. <данные изъяты> (№), образовано путем создания юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор и учредитель Разбейко Д.А., сведения о генеральном директоре и учредителе юридического лица внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
5. <данные изъяты> (№), образовано путем создания юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор и учредитель Разбейко Д.А., сведения о генеральном директоре и учредителе внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
6. <данные изъяты> (№), образовано путем создания юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор и учредитель Разбейко Д.А., сведения о генеральном директоре и учредителе внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
Размещение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о том, что Разбейко Д.А. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени <данные изъяты> свидетельствует о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, противоречит принципам ведения государственного реестра и влечет необходимость внесения в него соответствующих изменений.
Коломенский городской прокурор просил обязать Разбейко Д.А. исключить сведения юридических лиц:
<данные изъяты> (№),
<данные изъяты> (№),
<данные изъяты> (№),
<данные изъяты> (№),
<данные изъяты> (№),
<данные изъяты> (№), сведения о генеральном директоре и учредителе юридического лица Разбейко Д.А., внесенные в ЕГРЮЛ.
Административный ответчик Разбейко Д.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился в судебное заседание, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 50, 60).
С учетом установленных обстоятельств и мнения участника процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Представители заинтересованных лиц МРИ ФНС России № 7 по Московской области, МРИ ФНС № 46 по г. Москве надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 59, 61), в судебное заседание не явились. С учетом установленных обстоятельств и мнения участника процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: в том числе фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В судебном заседании установлено, что в период с 2014 по 2016 г.г. лично Разбейко Д.А. по его заявлению в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены изменения в сведения о генеральном директоре и учредителе организаций: <данные изъяты>.
В силу пункта 2 статьи 17 указанного выше Федерального закона, для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В административном исковом заявлении указывается и подтверждается материалами дела, что внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. Данных обстоятельств не оспаривал и Разбейко Д.А., указывая на данные факты в письменных объяснениях (л.д. 10-11).
Форма заявления N Р14001 утверждена приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-6/25@.
Раздел 1 листа Р заявления содержит перечень лиц, кто может выступать в качестве заявителя.
Таким образом, для внесения в ЕГРЮЛ изменений о руководителе общества необходимо обращение в регистрирующий орган уполномоченного лица. Иного порядка закон не предусматривает.
Как установлено материалами дела, Разбейко Д.А. никакого руководства указанными юридическими лицами не осуществляет, никаких документов по деятельности организации не подписывает. Названные выше организации являются фирмами однодневками (л.д. 3).
Таким образом, назначить иного руководителя административный ответчик не может, поскольку таких кандидатур не имеется и деятельность организаций не ведется.
Изменение учредителей в <данные изъяты> может быть произведено способами: отчуждение доли в уставном капитале общества физическому или юридическому лицу, или самому обществу.
Однако исковые требования к <данные изъяты> об обязании приобретения долей в уставном капитале, принадлежащих Разбейко Д.А. не предъявлялись.
Доказательств наличия приобретателей долей в уставном капитале указанных обществ административным истцом не представлено.
Налоговый орган, как регистрирующий орган, в силу действующего законодательства, при изложенных обстоятельствах, не вправе внести изменения в сведения в ЕГРЮЛ в отношении Разбейко Д.А. если не будут представлены соответствующие документы, а именно: протоколы о назначении руководителей обществ, сделки по отчуждению долей в уставном капитале названных обществ
Заявителем в данном случае должен выступать уполномоченное лицо в лице нового руководителя или нового учредителя общества.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся документы и сведения о юридическом лице, в частности фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В силу п. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
На основании пункта 2 статьи 18 Закона представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Федерального закона.
На основании абзаца 1 пункта 1.2 статьи 9 упомянутого Федерального закона заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность, которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Законом (п. 4 ст. 9).
Форма заявления № Р14001 для вышеназванного внесения изменений утверждена Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-6/25@.
Раздел 1 листа Р заявления содержит перечень лиц, кто может выступать в качестве заявителя.
Обязанность по принятию мер, направленных на внесение изменений в ЕГРЮЛ, в связи с прекращением полномочий руководителя общества, возложена на учредителя юридического лица.
В рассматриваемом случае заявление в налоговый орган по форме № Р14001 в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, может быть подано Разбейко Д.А. при наличии кандидатур руководителей и фактической деятельности указанных юридических лиц.
Представленное в регистрирующий орган уведомление о прекращении полномочий не является основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении полномочий руководителя юридического лица.
Суд, учитывая, что, с учетом положений ч. 1.2 ст. 9, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части установления заявительного порядка представления заявления и соответствующих документов для совершения регистрирующим органом регистрационных действий, установив, что заявление по форме №Р14001 уполномоченным лицом в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ в налоговый орган не может быть подано, а также исходя из того, что возложение обязанности на лицо совершить какие-либо действия возможно лишь в случае, если таковая обязанность возложена на это лицо законом, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований об обязании административного ответчика исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о генеральном директоре и учредителе юридических лиц: <данные изъяты> (№), <данные изъяты> (№), <данные изъяты> (№), <данные изъяты> (ИНН №), <данные изъяты> (ИНН №), <данные изъяты> (ИНН №).
При этом суд отмечает, что административным истцом избран неверный способ защиты нарушенного права, поскольку права неопределенного круга лиц, могут быть восстановлены путем исключения юридических лиц, прекративших свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Статья 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяет порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О и др.), положения данной статьи Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривающие в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Такое правовое регулирование, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети "Интернет" на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из указанного реестра.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 188, 281-285 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Коломенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании Разбейко Дениса Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения исключить сведения юридических лиц:
- <данные изъяты> (№),
- <данные изъяты> (№),
- <данные изъяты> (№),
- <данные изъяты> (№),
- <данные изъяты> (№),
- <данные изъяты> (№), сведения о генеральном директоре и учредителе юридических лиц, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судебного решения.
Мотивированное решение изготовлено «02» октября 2018 года.
Судья
Коломенского городского суда
Московской области подпись И.М. Зуйкина
Копия верна: И.М. Зуйкина
РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ