Решение по делу № 33-3421/2023 от 29.05.2023

Судья Вирюкина К.В.                         УИД 39RS0002-01-2022-008071-24

Дело № 2-867/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33-3421/2023

21 июня 2023 г.                                     г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Ольховского В.Н.,

судей Алферовой Г.П., Филатовой Н.В.

при секретаре Быстровой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения «Городское дорожное строительство и ремонт» городского округа «Город Калининград» на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 20 марта 2023 г. по иску прокурора города Калининграда в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт», администрации ГО «Город Калининград» о возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения представителя МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» Косаревой И.Г., поддержавшей апелляционную жалобу, прокурора Маркеловой Г.И., считавшей решение суда правильным и возражавшей против доводов, изложенных в апелляционной жалобе,

УСТАНОВИЛА:

прокурор города Калининграда обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, указав, что в результате проведенной 05 сентября 2022 г. по заявлению Смирновой И.А. проверки установлен факт нарушения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а именно по ул. Чапаева от д. 2 до д. 10, от ул. М.Расковой до Каштановой аллеи по нечетной стороне ул. Чапаева, от ул. Закавказской до ул. Энгельса по нечетной стороне ул. Чапаева в г. Калининграде тротуары имеют множественные дефекты, параметры которых превышают предельно допустимые нормы. Прокурором города Калининграда в адрес главы Администрации ГО «Город Калининград» было внесено представление об устранении нарушений, которое удовлетворено, однако нарушения своевременно не устранены. Ненадлежащее состояние тротуаров по ул. Чапаева в г. Калининграде ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц.

    Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просил суд обязать МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» до конца 2023 года привести тротуары по ул. Чапаева от д. 2 до д. 10, от ул. М. Расковой до Каштановой аллеи по нечетной стороне ул. Чапаева, от ул. Закавказской до ул. Энгельса по нечетной стороне ул. Чапаева в г. Калининграде в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст; обязать Администрацию ГО «Город Калининград» профинансировать мероприятия по приведению тротуаров по ул. Чапаева от д. 2 до д. 10, от ул. М.Расковой до Каштановой аллеи по нечетной стороне ул. Чапаева, от ул. Закавказской до ул. Энгельса по нечетной стороне ул. Чапаева в г. Калининграде в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст.

Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 20 марта 2023 г. иск прокурора удовлетворен: на МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» возложена обязанность до конца 2023 года привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст, тротуары по ул. Чапаева от д. 2 до д. 10, от ул. М. Расковой до Каштановой аллеи по нечетной стороне ул. Чапаева, от ул. Закавказской до ул. Энгельса по нечетной стороне ул. Чапаева в г. Калининграде; на Администрацию ГО «Город Калининград» возложена обязанность профинансировать мероприятия по приведению тротуаров по ул. Чапаева от д. 2 до д. 10, от ул. М. Расковой до Каштановой аллеи по нечетной стороне ул. Чапаева, от ул. Закавказской до ул. Энгельса по нечетной стороне ул. Чапаева в г. Калининграде в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст.

МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и отказе в иске со ссылкой на то, что заявленные прокурором требования касаются вопросов местного значения, которые решаются планово в соответствии с утвержденным бюджетом. Ответчик считает, что заявление прокурором иска в рамках настоящего дела и рассмотрение дела судом свидетельствуют о вмешательстве прокурора и суда в бюджетный процесс и деятельность органа местного самоуправления по вопросам местного значения, что является недопустимым.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» задачами в области безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу пункта 1 статьи 24 данного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 12 указанного Федерального закона безопасность дорожного движения должна обеспечиваться, в частности, содержанием дорог на территории Российской Федерации, под которым согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 1 статьи 12 названного Закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельность по содержанию автомобильных дорог является одним из элементов дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 данного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Частью 1 статьи 34 этого Федерального закона установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.

    Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа «Город Калининград» отнесена законом к вопросам местного значения данного городского округа и подлежит осуществлению Администрацией ГО «Город Калининград», являющейся в соответствии Уставом данного муниципального образования исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия по решению вопросов местного значения.

Постановлением главы Администрации ГО «Город Калининград» от 02 февраля 2009 г. № 161 утвержден Устав МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт», положениями которого на данное учреждение возложены функции муниципального заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов муниципальной собственности. Так, в соответствии с пунктами 1.7, 2.1, 2.2 данного Устава МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» является некоммерческой организацией, осуществляющей функции муниципального заказчика в целях обеспечения реализации деятельности, предусмотренной законодательством РФ, финансовое обеспечение которой осуществляется на основании бюджетной сметы. Основными целями деятельности учреждения являются осуществление полномочий Администрации ГО «Город Калининград» по формированию и исполнению муниципального заказа по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, содержанию и ремонту улично-дорожной сети, в том числе автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, проездов на территориях общего пользования в границах ГО «Город Калининград», в рамках разработанных и утвержденных целевых программ, по заданиям, формируемым учредителем, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до учреждения.

Решением Городского совета депутатов Калининграда от 27 ноября 2013 г. № 420 МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт», дополнительным соглашением к договору № 208 от 09 декабря 2009 г. передано имущество, находящееся в муниципальной собственности, на праве безвозмездного пользования. В перечень переданного имущества входят объекты внешнего благоустройства: дороги (в границах красных линий), дорожные знаки, пешеходные мосты, путепроводы и т.д.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог, то есть в данном случае на МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт».

Одним из основных нормативных документов, устанавливающих требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, является ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст, которым установлены максимально допустимые размеры дефектов проезжей части, а также тротуаров.

Вместе с тем из представленных суду доказательств следует, что тротуары по ул. Чапаева от д. 2 до д. 10, от ул. М.Расковой до Каштановой аллеи по нечетной стороне ул. Чапаева, от ул. Закавказской до ул. Энгельса по нечетной стороне ул. Чапаева в г. Калининграде имеют множественные дефекты, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые по ГОСТу Р 50597-2017, ширина тротуара в районе дома 12-14 по ул. Чапаева составляет 2,5 метра, местами тротуар имеет сужение шириной до 0,9 метров в связи с наличием на нем деревьев, о чем также свидетельствует ответ начальника Центра ДиТН ПБДД ГИБДД УМВД России по Калининградской области от 05 сентября 2022 г. № ЦДиТН/1028р, адресованный прокурору.

Факт наличия указанных нарушений, в том числе то обстоятельство, что они до настоящего времени не устранены, ответчиком не оспаривается.

Установив данные обстоятельства, и принимая во внимание, что наличие вышеуказанных нарушений в содержании дорог угрожает безопасности дорожного движения по ним, в том числе создает опасность причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, суд обоснованно удовлетворил иск прокурора и возложил на МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт», к компетенции которого в силу требований вышеуказанных норм права отнесено содержание дорог общего пользования местного значения городского округа в соответствии с транспортно-эксплуатационными характеристиками и требованиями технических регламентов, обязанность устранить недостатки эксплуатационного состояния вышеуказанных тротуаров, а на Администрацию ГО «Город Калининград» – обязанность профинансировать мероприятия по приведению этих тротуаров в соответствие с установленными требованиями, установив в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ разумный и достаточный срок для исполнения данного решения.

Вопреки изложенным администрацией МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» в апелляционной жалобе доводам, заявление прокурором в пределах предоставленных ему законом полномочий требований о понуждении ответчиков к устранению нарушений действующего законодательства в сфере дорожной деятельности не может свидетельствовать о неправомерном вмешательстве прокурора в бюджетный процесс и деятельность органа местного самоуправления по вопросам местного значения.

При таких обстоятельствах решение суда является законным. Оснований для его отмены не установлено.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Калининграда от 20 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

33-3421/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура города Калининграда
Ответчики
Муниципальное казенное учреждение Городское дорожное строительство и ремонт
Администрация городского округа «Г ород Калининград»
Другие
Центр ДиТН ГИБДД УМВД России по Калининградской области
Комитет развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации ГО Город Калининград
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Ольховский Владимир Николаевич
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
01.06.2023Передача дела судье
21.06.2023Судебное заседание
04.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2023Передано в экспедицию
21.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее