Решение по делу № 33-6693/2023 от 21.06.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-6693/2023      председательствующий судья суда первой инстанции Киреев Д.В.

    91RS0003-01-2022-004925-58

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи                      Морозко О.Р.

судей                                                                  Готовкиной Т.С.

                                     Новикова Р.В.

при секретаре                                 Подвезной Т.Г.

рассмотрела 10 июля 2023 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой Ирины Григорьевны к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства», Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, об обязании осуществить определенные действия,

по апелляционной жалобе Морозовой Ирины Григорьевны на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым                                  О.Р. Морозко, исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Морозова И.Г. обратилась с иском в суд к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства» и Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в котором, с учетом уточнения исковых требований заявила требования о возложении на Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства» обязанности произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внести уточнение в индивидуальный лицевой счет за период с 01.01.2015 по 31.12.2018, указав код особых условий труда "27-ПД" и об обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым принять корректировку (исправление) указанных сведений.

В обоснование иска истец указал, что в период с 01.01.2015 года по настоящее время работает в должности мастера производственного обучения (преподавателя) в Алуштинском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства». Вместе с этим, за период её работы с 01.01.2015 по 31.12.2018 в лицевом счете не отражен код особых условий труда «27-ПД», что нарушает ее право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в организациях для детей. Полагая указанное бездействие ответчиков незаконным, истец обратился с настоящим иском в суд.

Протокольным определением Алуштинского городского суда Республики Крым от 19 января 2023 года допущена замена ответчика – Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым – на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от              18 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований             Морозовой И.Г. отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении иска. Указывает на то, что судом допущено нарушение норм процессуального права и необоснованно отказано в иске по мотиву добровольного удовлетворения ответчиками требований истца, поскольку основанием к отказу в иске может служить только незаконность и необоснованность исковых требований, а совершение ответчиком действий по выполнению требований истца должно являться основанием для указании в решении суда на то, что оно в исполненной части не подлежит приведению в исполнение.

Истец Морозова И.Г. и ее представитель в судебном заседании настаивали на доводах апелляционной жалобы истца.

Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы истца, просил решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц.

Заслушав судью–докладчика, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях"

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 в том числе лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подп. "м" п. 1 Постановления Правительства № 665 при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

-    Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

-    Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

-    Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

-    Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и правила исчисления периодов работы.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от                          28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно абзацу 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от N27-ФЗ застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд.

Абзацем 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет утвержден постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. N 519 п.

Согласно пункту 3 указанного Порядка территориальные органы ПФР осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет по заявлению застрахованного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее - заявление).

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Морозова И.Г. с 01.11.2012 года по настоящее время работает в Алуштинском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства», являющемся правопреемником КРПТУЗ «Симферопольское высшее профессиональное училище ресторанного сервиса и туризма».

Из лицевого счета застрахованного лица следует, что работодатель - ГБПОУ РК «Романовский колледж гостеприимства» перечислял страховые взносы за Морозову И.Г., однако код особых условий труда не указал, что явилось препятствием для включения в педагогический стаж периода работы Морозовой Л.А. с 01.01.2015 года по 31.12.2021 года и приводит к уменьшению педагогического стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

20.09.2022 года Морозова И.Г. обратилась в ГБПОУ РК «Романовский колледж индустрии гостеприимства» с заявлением о внесении корректировки в индивидуальный лицевой счет.

В ответ на указанное письмо ГБПОУ РК «Романовский колледж индустрии гостеприимства» сообщило об осуществлении корректировок сведений индивидуального персонифицированного учета педагогическим работникам колледжа, в том числе              Морозовой И.Г. по форме СЗВ-СТАЖ за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 и направлении указанных сведений для дальнейшей корректировки лицевых счетов территориальным органом ПФР, а также указало на то, что до 01.01.2019 информация в Пенсионный фонд Республики Крым предоставлялась на бумажных носителях, ввиду чего учреждение направило в адрес ОПФР по РК письмо с просьбой о внесении соответствующих корректировок за период работы истца с 01.01.2015 по 31.12.2018 (л.д. 16).

Согласно п. 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, работа за период с 01.11.1999 в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.

Из справки Государственного бюджетного профессиональногообразовательного учреждения Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства» №1361/01-09 от 20.12.2022 года установлено, что именно в Алуштинском филиале колледжа, в котором осуществляет трудовую деятельность истец, в том числе в спорный период, обучалось более 50% детей до 18 лет от общего числа обучающихся (л.д.63).

Данное обстоятельство также подтверждается Актом документальной проверки первичных документов, подтверждающих работу в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии Коваленко (Морозовой) Ирине Григорьевне от 02.07.2021, проведенной специалистом-экспертом отдела назначения, перерасчета пенсии и оценки пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому, в том числе в оспариваемый период истцом выполнены нормы рабочего времени педагогической учебной нагрузки, установленные за ставку заработной платы (должностной оклад), а количество обучающихся в Алуштинском филиале указанного учебного заведения в возрасте до 18 лет составило более 50% от общего количества обучающихся.

При этом, довод представителя пенсионного органа о том, что указанный показатель численности учащихся в возрасте до 18 лет по сравнению с общей численностью обучающихся подлежит определению по юридическому лицу в целом, а не по отдельно взятом филиалу судебной коллегией отклоняется, исходя из следующего.

Как отметил Конституционный Суд РФ в определении от 24.11.2016 N 2386-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (с 1 января 2015 года - страховую пенсию по старости) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение указанной пенсии связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. По этому признаку законодатель выделяет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Положения п. 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 направлены на конкретизацию механизма реализации закрепленного в названной норме Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья педагогическая деятельность осуществляется в учреждениях для детей, то есть в учреждениях, основной контингент обучающихся в которых составляют лица в возрасте до 18 лет (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2005 года N 278-О).

При этом, устанавливая указанный механизм, законодатель в императивном порядке связывает его реализацию с выполнением условия обучения в учебных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет, однако не устанавливает такого императивного порядка для определения организационно-правовой формы учреждения, а именно не устанавливает обязательности определения численности учащихся в учебном учреждении от общей численности обучающихся в организации, осуществляющей обучение, являющейся юридическим лицом, тогда как следует различать понятия учебного учреждения и организации, осуществляющей обучение.

Так, понятийный аппарат закреплен в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.06.2023) "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой:

образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

организации, осуществляющие образовательную    деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Следовательно, понятие учебного учреждения, закрепленное в п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, с учетом вышеуказанных целей и задач льготного порядка пенсионного обеспечения, не подлежит отождествлению с более узким понятием организации, осуществляющей образовательную деятельность, как юридического лица – субъекта трудовых правоотношений (работодателя) и субъекта лицензирования (лицензиата).

В силу ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Сведения об Алуштинском филиале Колледжа, в котором осуществляет трудовую деятельность истец, содержатся в уставе Колледжа, а также включены в сведения ЕГРЮЛ, что подтверждено соответствующей выпиской.

Из содержания Положения об Алуштинском филиале Колледжа следует, что основным его видом и целью его деятельности является образовательная деятельность по профессиональным образовательным программам (п.п. 1.3, 1.6 Положения).

Непосредственное управление Филиалом осуществляет заведующий филиалом, назначаемый приказом директора колледжа. Заведующий филиалом на основе единоначалия несет ответственность за правильную организацию всей работы Филиала и результаты его деятельности перед коллективом и руководством Колледжа, а также фактически осуществляет иные функции, присущие руководителю учебного заведения (п.п. 2.1, 2.4 Положения).

В разделе 3 Положения, регулирующем образовательную деятельность филиала закреплен механизм осуществления указанной деятельности.

Из анализа указанных документов в их взаимосвязи следует, что Колледж регламентирует деятельность филиала без непосредственного участия в организации учебного процесса, что свидетельствует по сути о такой степени обособленности данного структурного подразделения, которая позволяет классифицировать его как самостоятельное учебное учреждение в структуре юридического лица - организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, с учетом того, что участниками процесса не оспаривались соответствие должности истца и наименования учебного учреждения Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, как не оспаривалось и выполнение истцом норм педагогической нагрузки в юридически значимый период, с учетом обучения в указанный период в Алуштинском филиале Колледжа более 50% детей в возрасте до                18 лет, что повлекло риск утраты истцом профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, условия работы истца в спорные периоды времени отвечают требованиям действующего законодательства, предусматривающего возможность зачета в льготный стаж работы в названных образовательных учреждениях при обучении не менее 50% детей в возрасте до 18 лет в учебном заведении.

Из представленной в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции выписки из ИЛС и пояснений представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым следует, что в программном обеспечении произведена корректировка сведений ИЛС за период работы Морозовой И.Г. с 2015 года по 2018 год с проставлением кода льготы «27-ПД» в графе «особые условия труда» индивидуального лицевого счета за вышеуказанные периоды.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от                     01 апреля 1996 года N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно статье 3 Федерального закона РФ от 01 апреля            1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона, страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Абзацем 4 статьи 14 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования" застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.

В рассматриваемом случае согласно имеющейся в материалах дела выписке из лицевого счета следует, что ответчик Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства» до направления иска в суд отчетность по форме СЗВ-КОРР, содержащую сведения о коде льготы «27-ПД» в отношении периода работы истца с 01.01.2015 по 31.1.2018 не подавал.

При этом, из имеющихся в деле сведений и материалов следует, что работодатель выполнение истцом в указанный период работы, дающей право на льготное пенсионирование, не оспаривает, однако не исполнил своей обязанности по направлению в пенсионный орган указанной отчетности, содержащий корректировку кода льготы «27-ПД», что повлекло отсутствие в ИЛС истца сведений об особом характере работ, выполнявшемся в оспариваемый период.

Предоставленная переписка должностных лиц ответчиков о выполнении работодателем указанной обязанности не свидетельствует.

Учитывая изложенное, а также то, что подача указанной корректирующей отчетности является достаточной для корректировки ИЛС истца, именно действиями работодателя нарушено право истца на учет в стаж работы, дающей право на льготное пенсионирование.

Таким образом, требования истца в этой части являлись обоснованными и подлежали удовлетворению без приведения решения суда в этой части к исполнению.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Следует также учитывать, что согласно ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Частями 2-3 ст. 13 ГПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Таким образом, установленная судебным актом обязанность осуществления корректировки ИЛС истца работодателем должна являться основанием обязательности такого решения, в том числе для органа пенсионирования в части правильности и достоверности сведений ИЛС, откорректированных на основании судебного акта.

Ввиду изложенного, коллегия соглашается с доводами апеллянта о том, что отказ в иске в данной части мог иметь место только в случае незаконности и необоснованности заявленных требований, тогда как добровольное удовлетворение ответчиком в ходе рассмотрения дела требований истца не свидетельствует о наличии таких оснований к отказу в иске. Кроме того, отказ в иске в указанной части может повлечь для истца негативные последствия, поскольку позволяет органу пенсионирования оспаривать обоснованность корректировки работодателем сведений ИЛС истца, что подтверждено предоставленными судебной коллегии актом №505 от 03.07.2023 о результатах документальной проверки Колледжа за 2014/2015-2022/2023 годы и направлением органом пенсионирования по результатам указанной проверки уведомлением в адрес Колледжа с указанием на необходимость корректировки сведений, в том числе в отношении оспариваемого периода стажа истца.

Таким образом, коллегия пришла к выводу о необходимости отмены постановленного судом первой инстанции решения в данной части с принятием нового решения об удовлетворении требований истца к работодателю с указание на то, что решение в данной части не подлежит приведению в исполнение.

Что касается требований, предъявленных истцом к органу пенсионирования, - основания для их удовлетворения у суда отсутствовали, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в иске в этой части, исходя из следующего.

Судом установлено, что корректировка сведений ИЛС истца была осуществлена непосредственно работодателем путем подачи отчетности по форме СЗВ-КОРР, принятие которой осуществляется в автоматическом режиме и не зависит от волеизъявления либо действий пенсионного органа.

Корректировка сведений ИЛС осуществляется органом пенсионирования по обращению страхователя (работодателя) либо застрахованного лица (работника), при этом, истец в адрес органа пенсионирования по указанному вопросу не обращался и ему указанным органом в корректировке сведений ИЛС не отказывалось, в связи с чем право истца органом пенсионирования в данной части нарушено не было.

В свою очередь, вопрос принятия отчетности работодателя пенсионным органом не зависел от волеизъявления последнего, ввиду чего в случае непринятия предоставленной работодателем отчетности спор может разрешаться исключительно между указанными лицами (органом пенсионирования и работодателем) по инициативе одного из них и сам по себе в установленных по делу обстоятельствах прав истца не затрагивает.

Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции в данной части по своей сути является законным, в связи с чем коллегией не установлено оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в данной части.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Морозовой Ирины Григорьевны к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства» и принять в данной части новое решение, которым иск Морозовой Ирины Григорьевны удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства» произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Морозовой Ирины Григорьевны с указанием кода особых условий труда «27-ПД» за период работы с 01 января 2015 года по 31 декабря 2018 года.

Решение не приводить в исполнение в связи с его фактическим исполнением.

В остальной части оставить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2023 без изменения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья                               О.Р. Морозко

Судьи:                                                                        Т.С. Готовкина

                                    Р.В. Новиков

33-6693/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Морозова Ирина Григорьевна
Ответчики
Государственное бюджетное профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Романовский колледж индустрии гостеприимства"
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
21.06.2023Передача дела судье
10.07.2023Судебное заседание
14.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2023Передано в экспедицию
10.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее