Дело № 2а-2981/2021
22RS0068-01-2021-002696-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2021 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
судьи Ваншейд А.К.,
при секретаре Пухальской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решений незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений Алтайского края (далее - Алтайкрайимущество) о признании недействительными решений от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении в собственность без торгов земельного участка, от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, расположенного по адресу ...., для индивидуального жилищного строительства; ответа от ДД.ММ.ГГГГ № на претензию; возложении на административного ответчика обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов указанного земельного участка.
В обоснование требований указано, что отказ административного ответчика обоснован реализацией административным истцом ранее права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, утратой оснований для получения земельного участка в соответствии с Законом Алтайского края № 98-ЗС. По мнению административного истца, отказ не основан на законе, поскольку земельный участок в ....» относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства и огородничества, и не может быть использован для индивидуального жилищного строительства. Соответственно ранее ему участок для индивидуального жилищного строительства не предоставлялся. Оспариваемое решение нарушает право административного истца на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация ...., комитет по строительству, архитектуре и развитию ...., комитет по земельным ресурсам и землеустройству ...., ФИО6
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагает, что административный истец не имеет права на получение земельного участка в связи с реализованным ранее правом на бесплатное предоставление в собственность земельного участка. Ответ на претензию не является отказом, а является письмом разъяснительного характера, в связи с чем не нарушает права административного истца. Кроме того, в настоящее время в отношении спорного земельного участка принято решение о предварительном согласовании предоставления в собственность иному лицу.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил провести судебное заседание в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, не возражали против проведения судебного заседания без их участия.
От комитета по строительству, архитектуре и развитию города представлены возражения на иск, в которых также указано на отсутствие оснований для повторного предоставления бесплатно земельного участка.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемые решения, ответы приняты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в суд административный истец направил иск ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.
В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.39.19 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 ст.3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 N 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (в редакции от 02.11.2020) (далее – Закон № 98) закреплено право граждан, имеющих трех и более детей, нуждающихся в жилых помещениях, совместно проживающих с детьми, состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и проживающих на территории Алтайского края не менее двух лет до даты подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Указанные граждане имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края, в том числе на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, за исключением территории городского округа - города Барнаула Алтайского края. Гражданам, состоящим на учете на территории города Барнаула, земельные участки в соответствии с настоящей частью могут быть предоставлены на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, а также в следующих населенных пунктах, входящих в состав территории города Барнаула: селах Власиха, Гоньба, Лебяжье, станциях Власиха, Железнодорожная Казарма 242 км, Железнодорожная Казарма 250 км, Железнодорожная Казарма 253 км, Ползуново, поселках Бельмесево, Березовка, Борзовая Заимка, Землянуха, Казенная Заимка, Конюхи, Лесной, Мохнатушка, Научный Городок, Новомихайловка, Плодопитомник, Пригородный, Садоводов, Центральный, Черницк, Ягодное (п.3.3 Закона № 98-ЗС).
Как установлено в судебном заседании, административный истец относится к категории граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, что не оспаривается административным ответчиком, подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предоставлении в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 737 кв.м., по адресу ...., для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пп. 6 ст.39.5, ст.39.17 Земельного кодекса РФ, Законом №-ЗС.
Решением Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в предоставлении участка в собственность без проведения торгов по следующим основаниям: испрашиваемый земельный участок частично находится на территории общего пользования; административный истец не имеет права на приобретение земельного участка в связи с предоставлением ранее в его собственность земельного участка, расположенного в .....
Оценивая законность данного решения административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу п.8 ст.27, п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ приватизация земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, запрещена.
Согласно ст.50 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 N 447, не допускается размещение объектов индивидуального жилищного строительства на территории общего пользования.
В силу положений п.19 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Подпунктом 13 ч.11 ст.7 Закона N 98-ЗС также предусмотрено, что помимо оснований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, принимается в случае расположения части земельного участка в границах территории общего пользования.
Факт частичного нахождения запрашиваемого земельного участка, площадью 737 кв.м., в границах территории общего пользования подтверждается ответом комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ №, схемой земельного участка.
С учетом изложенного административный ответчик правомерно отказал ФИО1 в предоставлении в собственность без торгов земельного участка по адресу ...., кадастровый №, площадью 737 кв.м.
Поскольку отказ в предоставлении земельного участка в связи нахождением части земельного участка в границах территории общего пользования является законным и обоснованным, указание в оспариваемом решении еще одного основания отказа не имеет правового значения и не влечет незаконность данного решения.
На основании изложенного оснований для признания незаконным решения Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № у суда не имеется.
Что касается решения Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №, то оно не может быть признано законным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка по адресу ...., кадастровый №. При этом им были уточнены границы земельного участка, после чего его площадь составила 731 кв. м., что подтверждается межевым планом, актом согласования местоположения границ земельного участка. Указанный земельный участок более не располагался в границах территории общего пользования, о чем свидетельствует ответ комитета по строительству, архитектуре и развитию .... от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос суда.
Однако решением Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления данного земельного участка в собственность без проведения торгов. В качестве основания отказа указано на отсутствие права на приобретение земельного участка в связи с предоставлением ранее в собственность административного истца земельного участка, расположенного в ..... При этом административный ответчик сослался на нарушение принципа однократности предоставления земельного участка, предусмотренного нормами земельного законодательства.
Действительно, в соответствии с п.1 ст.39.19 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Подпункты 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предусматривают следующие основания предоставления бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:
- предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пп. 6);
- предоставление земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было зарегистрировано право собственности на земельный участок, кадастровый №, площадью782 кв.м., по адресу: ...., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, назначение земельного участка: для садоводства.
Основанием регистрации права на данный земельный участок является свидетельство на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому садоводческому товариществу «Космос» на основании постановления администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен в собственность земельный участок площадью 28 га.
Указанным постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ № изъяты земли, ранее предоставленные предприятиям и организациям для коллективного садоводства и огородничества, и предоставлены в коллективно-долевую собственность СНТ.
Согласно справке председателя .... от ДД.ММ.ГГГГ № участок в ...., приобретен ФИО1 в мае 2015 года. Соответственно, с указанного времени административный истец вступил в члены СНТ.
В соответствии с п. 2.7 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Подпунктом 3 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции по состоянию на 03.04.2018) в качестве основания предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа предусмотрено предоставление земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
С учетом приведенных нормативных положений суд приходит к выводу, что земельный участок в .... приобретен сначала в общую собственность членов товарищества, а затем оформлен в личную собственность ФИО1 не по основанию, предусмотренному пп.7 ст.39.5 Земельного кодекса РФ, а по основанию, предусмотренному пп.3 названной статьи, на который принцип однократности, предусмотренный п.1 ст.39.19 Земельного кодекса РФ не распространяется.
Кроме того, земельный участок, выделенный ФИО1, с 1992 года находился в общей собственности членов .... в связи с чем указанный земельный участок предоставлен ФИО1 не непосредственно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что также свидетельствует о неприменении в данном случае положений п.1 ст.39.19 Земельного кодекса РФ.
Представленный договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между бывшим владельцем садового участка ФИО5 (продавец) и ФИО1 (покупатель), согласно которому продавец передал, а покупатель принял и оплатил денежной суммой в размере 100000 руб. садовый домик, хозяйственные постройки, а также земельный участок в СНТ «Космос», общей площадью 782 кв.м. по адресу ...., свидетельствует об отсутствии признака безвозмездности.
Также суд учитывает, что на момент включения многодетной семьи ФИО1 в перечень граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки, (ДД.ММ.ГГГГ) в Алтайском крае действовал закон Алтайского края от 16.12.2002 № 88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», положениями которого было предусмотрено право многодетной семьи на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства независимо от реализации ранее членами этой семьи права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно по иным предусмотренным названным законом Алтайского края основаниям, а также не было предусмотрено такое основание для исключения многодетной семьи из реестра многодетных семей как реализация ранее членами многодетной семьи права на получение земельного участка в собственность по иному, не предусмотренному пунктом 3 статьи 3 настоящего закона, основанию.
Ввиду изложенного довод административного ответчика о том, что административным истцом уже реализовано право на получение земельного участка бесплатно, неправомерен, в связи с чем требование административного иска о признании незаконным решения Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит удовлетворению.
Между тем, оснований для возложения на административного ответчика обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка у суда не имеется, поскольку принятие конкретного решения в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является прерогативой уполномоченного органа исполнительной власти.
Возложение на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ также не восстановит права административного истца, поскольку распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № Управление имущественных отношений Алтайского края предварительно согласовало предоставление в собственность без торгов земельного участка общей площадью 730 кв.м. по адресу ...., кадастровый № иному лицу - ФИО6 Соответственно, основания для возложения данной обязанности на административного ответчика отсутствуют.
Требования административного истца о признании незаконным ответа от ДД.ММ.ГГГГ № на претензию ФИО1, поданную после получения решения об отказе в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат удовлетворению, поскольку ответ Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ не является вновь принятым решением в отношении испрашиваемого земельного участка, а лишь разъясняет административному истцу основания ранее принятых решений об отказе в предоставлении и в предварительном согласовании предоставления спорных земельных участков в собственность бесплатно.
Таким образом, сам по себе ответ Управления от ДД.ММ.ГГГГ не влечет каких-либо правовых последствий для административного истца, соответственно, не нарушает его права. Указанный ответ дан с соблюдением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
На основании изложенного административный иск подлежит частичному удовлетворению. Суд признает незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, расположенного по адресу ..... В остальной части требований оснований для их удовлетворения не установлено.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, расположенного по адресу .....
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.К. Ваншейд