Решение по делу № 2а-718/2021 от 18.06.2021

                            66RS0037-01-2021-000782-42

Дело № 2а-718/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор.Лесной Свердловской области                17 августа 2021 года             

Городской суд города Лесного Свердловской области в составе: председательствующего судьи Саркисян Т.В. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к Колногорову И.Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням

установил:

Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России **** по ***** (далее также МИФНС России **** по СО, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением, просит удовлетворить заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание обязательных платежей и восстановить срок на взыскание с ответчика задолженности: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым с бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 3 604,81 руб., пени – 64,41 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год в размере 1 494,94 руб. и пени в размере 24,79 руб.; по НДС за 4 ***** размере 1 388 руб., пени – 71,12 руб.; по пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 51,80 руб., по пени по транспортному налогу в сумме 554,24 руб., а всего взыскать 7 226,23 руб.

В обоснование иска указано, что административный ответчик Колногоров И.Ю. (далее по тексту - Ответчик, налогоплательщик) не исполнил обязанность по уплате по уплате:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за 2020 год в сумме 3604,81 руб.

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФОМС за 2020 год в сумме 1494,94 руб.

Ответчик состоит на налоговом учете Межрайонной ИФНС России **** по ***** (далее - Инспекция) по месту жительства. В период с *** по *** ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

С *** вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового Кодекса Российской Федерации, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от *** №243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Рос Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок исчисления сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в статье 419 настоящего Кодекса, производится самостоятельно в соответствии со статьями 431 и 432 настоящего Кодекса.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

В отношении страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в программном комплексе производится автоматический расчет, исчисление и перенос в КРСБ сумм страховых взносов в соответствии с Кодексом.

В соответствии со ст. 430 НК РФ размер фиксированного платежа за 2020 год на ОП составил 32448 рублей, на ОМС - 8426 рублей.

Таким образом, поскольку налогоплательщик *** прекратил ИП, то за 2020 год страховые взносы на ОПС в фиксированном размере начислены в соответствии с п.5 ст. 430 HК РФ в размере 3604,81 руб., срок уплаты - ***.

Страховые взносы на ОМС в фиксированном размере начислены в соответствии с 430 НК РФ в размере 1494,94 руб. (8426/12 мес.*2 + 8426/12 мес/31 дн. * 4 дн.), срок уплаты - ***.

Уплата данных взносов налогоплательщиком не производилась.

Кроме того, административный ответчик не исполнил обязанность по уплате НДС за 4 ***** год в сумме 1388,12 руб.

Ответчиком в Межрайонную инспекцию ФНС России N 27 по ***** представлена налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2019 г., согласно которой налогоплательщиком исчислен к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость на (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в сумме 2224,00 руб., в том числе: 1112,00 руб. по сроку уплаты ***; 1112,00 руб. по сроку уплаты *** Налогоплательщиком частично уплачен НДС, задолженность составила 1388,12 руб.

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (п.2, ст. 57 НК РФ). Начисление пени прекращается в момент фактической уплаты налога.

В соответствии со статьей 75 НК РФ ответчику начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога, по процентной ставке равное трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на ОПС начислены пени в сумме 64,41 руб., в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на ОМС начислены пени в размере 24,79 руб.; по НДС начислены пени в размере 71,12 руб., по транспортному налога начислены пени в размере 556,24 руб.; по налогу на имущество физических лиц начислены пени в размере 51,80 руб..

Должнику было направлено соответствующее требование N 13695, ****, 13702 об уплате суммы задолженности по налогам и взносам, штрафам и пени.

Требования об уплате налога и пени до настоящего времени ответчиком не исполнено.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения истца с настоящим административным иском, при этом срок для подачи настоящего административного искового заявления истек. Поскольку причиной несвоевременного обращения административного истца за защитой нарушенных прав явилась высокая загруженность и ежегодное возрастание количества налогоплательщиков, МИФНС России **** по ***** просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления. Кроме того, в соответствии с пп.9, 14 п.1 ст. 31. п.2 ст. 48 НК РФ Инспекция обратилась в адрес мирового судьи соответствующего судебного участка по месту жительства должника с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций. *** мировым судьей судебного участка **** судебного района ***** был вынесен судебный приказ, который впоследствии по заявлению административного ответчика был отменен.

В связи с тем, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, в соответствии с пунктом 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства РФ судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства без выяснения мнения административного ответчика относительно применения такого порядка без ведения аудиопротоколирования и протокола.

Исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

***

***

***

***

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.3 п.3 ст.48 НК РФ).

Заявление о вынесении судебного приказа подано налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, с соблюдением сроков установленных пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно ***.

Мировым судьей судебного участка 2 судебного района ***** *** вынесен судебный приказ о взыскании с Колногорова И.Ю. налоговой задолженности, пени на недоимку.

Судебный приказ от *** ****а-1794/2020 отменен ***.

Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С настоящим иском административный истец обратился в суд ***, т.е. по истечению шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.3 п.3 ст.48 НК РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от *** N 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Административным истцом в суд представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в качестве уважительной причины пропуска данного срока указано на большую загруженность налоговой инспекции.

Между тем, исследовав материалы дела и оценив доводы МИФНС России **** по ***** о наличии оснований для восстановления срока на обращение в суд, приходит к выводу, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться в суд с административным иском, не имелось. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд заявлением о вынесении судебного приказа в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации). У административного истца имелась реальная возможность обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные законом сроки.

При этом суд учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении Конституционного Суда РФ от *** N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом суду не представлено.

При указанных выше обстоятельствах, принимая во внимание, что ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления о взыскании недоимки не удовлетворено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России **** по ***** к Колногорову И.Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней, со дня получения лицами участвующими в деле копии решения в Свердловский областной суд через городской суд г.Лесного Свердловской области.

Судья Т.В. Саркисян

2а-718/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 27 по Свердловской области
Ответчики
Колногоров Игорь Юрьевич
Суд
Городской суд г. Лесного Свердловской области
Судья
Саркисян Т.В.
Дело на сайте суда
lesnoy.svd.sudrf.ru
18.06.2021Регистрация административного искового заявления
22.06.2021Передача материалов судье
23.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
17.08.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
17.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее