УИД 51RS0019-01-2023-000258-65
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2023 года г.Полярные Зори
Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Ханиной О.П.,
при секретаре Шигановой А.В.,
с участием представителя истца Соловей П.А.,
рассмотрев в ходе открытого судебного заседания материалы гражданского дела по иску заместителя военного прокурора 62 военной прокуратуры гарнизона – войсковая часть 77940 в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации неосновательного обогащения о взыскании с Митина О.И. в доход Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора 62 военной прокуратуры гарнизона – войсковая часть 77940, обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании с Митина О.И. неосновательного обогащения в доход Российской Федерации, указав в обоснование заявленных требований следующее.
В период с 26.07.1994 по 06.09.2018 Митин О.И. проходил военную службу на различных должностях в воинских частях, в том числе, входивших в состав Северного флота.
25.06.2018 Митин О.И. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, 06.09.2018 исключен из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения и направлен на учет в отдел военного комиссариата Кандалакшского и Ковдорского районов, города Полярные Зори Мурманской области (далее – отдел военного комиссариата), при этом стаж его военной службы в районах Крайнего Севера составил 9 лет 5 месяцев 12 дней. С расчетом выслуги лет на пенсию Митин О.И. должным образом ознакомлен.
Учитывая, что Митин О.И. прослужил в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях менее 15 календарных лет, то в соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и «Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии….», утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 №941, при проживании в местностях, где районный коэффициент к денежному довольствию военнослужащим не установлен, право на начисление пенсии с его применением Митин О.И. не имел и не имеет.
12.12.2018 Митин О.И. обратился в отдел военного комиссариата с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4 как лицу, непосредственно перед увольнением проходившему военную службу в районе Крайнего Севера, при этом он ознакомлен с условиями выплаты пенсии и с обстоятельствами, лишающими права на дальнейшее получение пенсии или влекущими уменьшение ее размера, а также дал обязательство сообщить об убытии на постоянное место жительства (пребывания) в другую область или государство, очем свидетельствует его подпись в указанном заявлении.
С 07.09.2018 отделом военного комиссариата Митину О.И. назначена выплата пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4.
Вместе с тем, в январе 2021 года Митин О.И. утратил право на получение пенсии с применением районного коэффициента 1,4, поскольку с января по декабрь 2021 года постоянно проживал по адресу: <адрес>, а также на основании трудового договора от 26.01.2021 №** осуществлял трудовую деятельность в ООО *** (уволен на основании приказа от 16.12.2021 №**).
С декабря 2021 года постоянно проживает в <адрес>, где осуществляет трудовую деятельность в АО ***.
О своем фактическом проживании в период с 26.01.2021 по 31.01.2023 в <адрес> Митин О.И. в военный комиссариат не сообщил.
Будучи осведомленным о порядке и условиях выплаты пенсии за выслугу лет, а также об отсутствии права на сохранение районного коэффициента при выезде на постоянное место жительства за пределы Мурманской области, Митин О.И., сохраняя формальную регистрацию по адресу: <адрес>, где в действительности не проживал, необоснованно получал пенсию за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4 путем умолчания от пенсионного органа о месте своего проживания.
В результате указанных действий Митину О.И. начислены и выплачены денежные средства в виде разницы между пенсиями за выслугу лет, исчислявшейся с применением районного коэффициента 1,4, и без этого коэффициента, на общую сумму 398180 руб. 28 коп., что свидетельствует о получении ответчиком неосновательного обогащения на указанную сумму, которая до настоящего времени в бюджет не возмещена.
31.01.2023 в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ материалы проверки в отношении Митина О.И. для решения вопроса об уголовном преследовании направлены в УМВД России по г.Мурманску, по результатам рассмотрения которых 28.03.2023 следователем отдела СУ УМВД России по г.Мурманску в отношении Митина О.И. возбуждено уголовное дело по признакам преступления. предусмотренного ч.3 ст.159.2 УК РФ.
На основании изложенного. заместитель военного прокурора 62 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 77940 просил взыскать с Митина О.И. неосновательное обогащение в размере 398180 руб. 28 коп., с перечислением взысканных денежных средств в доход государства через ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области», а также государственную пошлину в размере 7181 руб. 80 коп.
В судебном заседании помощник военного прокурора 62 военной прокуратуры гарнизона военной прокуратуры Северного флота Соловей П.А., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Представил реквизиты для перечисления денежных средств. Относительно доводов ответчика Митина О.И. о предоставлении рассрочки по выплате денежных средств, подлежащих взысканию в доход государства, полагал необходимым оставить разрешение данного вопроса на стадию исполнения судебного решения, поскольку в настоящее время доказательств, подтверждающих имущественное положение, не позволяющее единовременно исполнить решение суда, ответчиком не представлено.
Истец Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.118), дополнений и пояснений к заявленным исковым требований в суд не направил.
Ответчик Митин О.И. в судебное заседание не явился, представил письменное уведомление об отсутствии возможности присутствовать в судебном заседании в связи с выполнением задач судна в море, просив сообщить о принятом судом решении (л.д.124).
Из отзыва по существу заявленных исковых требований (л.д.122) следует, что в военном комиссариате он дал обязательство сообщить об убытии на постоянное место жительства в другую область или государство, о чем поставил свою подпись. Однако, на постоянное место жительства в другой регион он не убывал, находился в иных регионах временно по работе: в 2021 году в <адрес>, с декабря 2021 года по настоящее время не проживал и не проживает постоянно в <адрес>, поскольку судно, на котором он осуществляет трудовую деятельность, постоянно меняло местонахождения на территории РФ и временно регистрироваться у него возможности не было. Поскольку периоды нахождения в других регионах Российской Федерации являлись кратковременными, не сообщал об этом в военный комиссариат. Полагает, что неосновательное обогащение совершил неумышленно, по незнанию закона, что не освобождает его от ответственности, в связи с чем обязался выплатить сумму в размере 398180 руб. 28 коп. и госпошлину в размере 7181 руб. 80 коп., при этом просил предоставить рассрочку по выплате указанных денежных средств на 4 месяца, поскольку *** его доход является единственным источником дохода семьи.
Третье лицо ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» в судебное заседание не явилось, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом (л.д.201), отзыв по существу заявленных исковых требований в суд не направил.
Третье лицо Военный комиссариат Кандалакшского, Ковдорского и Терского районов, города Полярные Зори Мурманской области в судебное заседание не явилось, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представив материалы, относящиеся к вопросу назначения и выплаты Митину О.И. пенсии, а также указав в отзыве, что 12.03.2021 Митин О.И. лично ознакомился с Памяткой о порядке применения районных коэффициентов к размерам пенсий, в которой содержится указание о том, что в случае, если предоставление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (л.д.172).
В порядке, предусмотренном ч.3.5 ст.169 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников гражданского судопроизводства.
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 3 статьи 1 ГК РФ, согласно которому при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В целях реализации указанного выше правового принципа абзацем 1 пункта 1 статьи 10 ГК РФ установлена недопустимость осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом), в том числе, путем нарушения права взыскателя на получение удовлетворения своих требований за счет имущества должника на стадии исполнения судебного решения.
В случае несоблюдения данного запрета суд на основании пункта 2 статьи 10 ГК РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В соответствии с положениями ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Частью 1 статьи 1107 ГК РФ установлено, что лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
В соответствии со ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Исходя из анализа приведенных норм гражданского законодательства следует, что неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
В силу положений п.3 ст.1109 ГК РФ не могут быть истребованы для возврата в качестве неосновательного обогащения лишь заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, то есть средства, которые предназначены для удовлетворения необходимых потребностей, при отсутствии признаков недобросовестности со стороны получателя денежных средств и счетной ошибки.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения регламентированы Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
В силу положений ст. 48 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941.
В силу п.16.1 данного Порядка установлена возможность сохранять размер пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за пенсионерами из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших военную службу (службу) в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет или по инвалидности с применением районного коэффициента, установленного в этих районах и местностях для военнослужащих и сотрудников, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере.
Таким образом, возможность сохранения лицами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, права на получение пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства, обусловлена размером стажа военной службы в указанных районах.
Учитывая, что Митин О.И. прослужил в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях менее 15 лет, при проживании в местностях, где районный коэффициент к денежному довольствую военнослужащим не установлен, право на исчисление пенсии с его применением ответчик не имел и не имеет.
В соответствии с положениями ст. 56 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1, выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
В ходе рассмотрения дела установлено, что после прохождения военной службы Митин О.И. на основании приказа от 25.06.2018 №** уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы (п.п. «б» п.1 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») (л.д.87-88, 91-92).
На основании приказа от 30.08.2018 №** Митин О.И. с 06.09.2018 исключен из списков личного состава войсковой части со снятием со всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата Кандалакшского и Ковдорского районов, города Полярные Зори Мурманской области (л.д.89-90, 97-98).
12.12.2018 Митин О.И. обратился в военный комиссариат Кандалакшского и Ковдорского районов, города Полярные Зори Мурманской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, указав, что прибыл к избранному месту жительства в июле 2018 года, предъявив паспорт с отметкой об имеющейся регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.93-94,95).
При этом в настоящем заявлении Митин О.И. личной подписью подтвердил принятое на себя обязательство о том, что при установлении социальной доплаты к пенсии, в случае поступления на работу и (или) выполнения иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, а также при наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение такой доплаты, незамедлительно сообщить в пенсионное отделение военного комиссариата по месту жительства, в учреждение социальной поддержки населения по месту жительства; переполученные по его вине средства социальной доплаты к пенсии обязался полностью возвратить.
Из представленного в материалах личного дела Митина О.И. расчета выслуги лет военнослужащего для установления процентной надбавки за выслугу лет установлено, что стаж военной службы в районах Крайнего Севера составил 9 лет 5 месяцев 12 дней. С расчетом Митин О.И. был ознакомлен под роспись, произведенный расчет не оспаривал, соответствующих доводов не приводил и на стадии судебного разбирательства.
С 07.09.2018 Отделом военного комиссариата Кандалакшского и Ковдорского районов, города Полярные Зори Мурманской области Митину О.И. назначена выплата пенсии с учетом районного коэффициента 1,4 ка лицу, непосредственно перед увольнением проходившему военную службу в районе Крайнего Севера.
12.03.2021 Митин О.И. в отделе военного комиссариата был ознакомлен с Памяткой о порядке применения районных коэффициентов к размерам пенсий (л.д.176).
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки на основании межведомственного запроса от 01.12.2022 Отделом военного комиссариата из ОПФР по Мурманской области получены имеющиеся в региональной базе данных сведения, составляющие пенсионные права в отношении застрахованного лица Митина О.И.
Так, установлено, что Митин О.И. состоял в трудовых отношениях с ООО «***» в периоды с 26.01.2021 по 13.08.2021 в должности ***, с 10.09.2021 по 16.12.2021 в должности *** (л.д.36-57).
Согласно п.1.2 трудовых договоров от 26.01.2021 №** и от 10.09.2021 №** – место работы Митина О.И. определено в ООО «***», находящемся по адресу: <адрес>.
С 20.12.2021 по настоящее время Митин О.И. работает в АО «***» на основании трудового договора №** от 20.12.2021 (л.д.134-170).
Согласно приказа от 20.12.2021 №** о приеме на работу, Митин О.И. принят на должность старшего механика отдела технической эксплуатации флота с определением условий приема и характера работы – основное место работы, полная занятость.
При заключении 28.01.2022 дополнительного соглашения №** к трудовому договору, место работы определено – теплоход №**.
Обстоятельства осуществления вышеуказанной трудовой деятельности и фактического проживания за пределами Мурманской области подтверждены Митиным О.И. при даче объяснений помощнику военного прокурора 62 военной прокуратуры гарнизона 31.01.2023 (л.д.59-61).
Таким образом, длительность подтвержденных трудовых отношений и постоянный, непрерывный характер выполняемой трудовой функции в течении срока действия трудовых правоотношений с ООО «***» и АО «***», вопреки доводам ответчика Митина О.И. о временных выездах за пределы г.Полярные Зори Мурманской области, свидетельствуют о том, что данный выезд после назначения пенсии за выслугу лет носил постоянный характер, поскольку на протяжении длительных периодов времени (с 26.01.2021 по 13.08.2021, с 10.09.2021 по 16.12.2021, с 20.12.2021 по настоящее время) местом выполнения работы являлись <адрес>, что в свою очередь обуславливало постоянное проживание Митина О.И. за пределами районов Крайнего Севера.
Указанные обстоятельства также подтверждаются информацией, представленной МП МО МВД России "Полярнозоринский", из которого усматривается, что при наличии регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> с 18.07.2018 по настоящее время, Митин О.И. имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок до 24.12.2023 (л.д.125), и Выпиской из ЕГРН от 09.08.2023 №**, подтверждающей нахождение жилого дома и земельного участка по вышеуказанному адресу в <адрес> в собственности ответчика Митина О.И. (л.д.126-127).
В соответствии с положениями ст.27 Конституции Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
При этом местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 настоящего Закона установлено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела достоверно установлено, что по месту регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, ответчик Митин О.И. фактически не проживает с января 2021 года по настоящее время, выехал для постоянного проживания в иные регионы, где районный коэффициент к денежному довольствию военнослужащим не установлен, правом на сохранение указанной выплаты с учетом недостаточного стажа военной службы в районах Крайнего Севера ответчик не обладает, суд соглашается с доводами истца о том, что ответчик Митин О.И. в исследуемый период утратил право на получение пенсии с применением районного коэффициента.
Будучи надлежащим образом осведомленным о порядке и условиях выплаты пенсии за выслугу лет, а также об отсутствии у него права на сохранение районного коэффициента, о чем свидетельствуют личные подписи в заявлении о назначении пенсии и в Памятке, при выезде на новое место жительства за пределы Мурманской области Митин О.И. необоснованно получал пенсию по выслуге лет с учетом районного коэффициента 1,4 путем умолчания от пенсионного органа сведений о месте своего проживания.
Статьей 56 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 установлено, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, начисление и выплата пенсии в период с 26.01.2021 по 31.01.2023 (период получения пенсии с учетом районного коэффициента) Митину О.И. полагалась без учета районного коэффициента.
Согласно расчета начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Мурманской области от 31.01.2023, выполненного на основании расчетных листков, общая сумма излишне выплаченных Митину О.И. денежных средств в виде разницы между пенсиями с учетом районного коэффициента 1,4 и без такого коэффициента за период с 26.01.2021 по 31.01.2023 составляет 398180 руб. 28 коп. (л.д.63-64)
Указанный расчет проверен судом, признан арифметически верным, ответчиком не оспорен. Доказательств погашения указанной суммы неосновательно полученной пенсии за выслугу лет, в том числе в какой-либо ее части, по состоянию на дату судебного заседания ответчиком в суд не представлено.
С учетом изложенного, исковые требования заместителя военного прокурора 62 военной прокуратуры гарнизона – войсковая часть 77940 в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации неосновательного обогащения о взыскании с Митина О.И. в доход Российской Федерации являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оценивая доводы ответчика о необходимости предоставления ему рассрочки по выплате указанной суммы в доход государства на четыре месяца в виду наличия у его семьи статуса многодетной семьи и оценки его дохода в качестве единственного источника дохода семьи в целом, суд учитывает следующее.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 18.04.2006 по делу № 104-О, отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя часто на неопределенный срок. В связи с чем, основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить, действительно, исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что исполнение вступившего в законную силу судебного решения должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс интересов всех взыскателей и должников, возможная отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В соответствии с положениями ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
При указании в отзыв на исковое заявление доводов о семейном и имущественном положении, не позволяющем единовременно исполнять обязанность по возмещению в доход государства необоснованно полученных денежных средств, ответчик Митин О.И. каких-либо доказательств суду не представил (документы о нахождении на иждивении детей, размер получаемого дохода по месту работы, источники дохода семьи при наличии подтвержденного статуса в качестве многодетной семьи, размер ежемесячных обязательных расходов и т.д.).
Вместе с тем, в порядке подготовки дела к рассмотрению судом были истребованы сведения о зарегистрированных правах Митина О.И. в отношении объектов недвижимого имущества и из полученной выписки из ЕГРН установлено нахождение в собственности ответчика (в том числе в долевой собственности) нескольких объектов недвижимого имущества (жилой дом, квартиры, земельный участок – л.д.126-127).
Таким образом, основания для предоставления возможности осуществить возмещение в доход государства неосновательно полученных денежных средств путем внесения их по частям в течение четырех месяцев на стадии рассмотрения дела по существу и принятия решения по заявленным требованиям отсутствуют.
При этом ответчик не лишен права обратиться за предоставлением рассрочки в соответствии с положениями ст.434 ГПК РФ на стадии исполнения решения суда при предоставлении соответствующих доказательств, подтверждающих семейное и имущественное состояние, объективно препятствующее единовременному исполнению решения суда.
В соответствие со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Как следует из подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту интересов Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного, с ответчика Митина О.И. в доход бюджета надлежит взыскать государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, в размере 7181 руб. 80 коп., исчисленной в соответствии с положениями ст.333.19 Налогового кодекса РФ исходя из цены иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя военного прокурора 62 военной прокуратуры гарнизона – войсковая часть 77940 в защиту интересов Российской Федерации о взыскании с Митина О.И. в доход Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с Митина О.И. в доход Российской Федерации (наименование получателя УФК по Мурманской области (Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Мурманской области»), лицевой счет 04491626950, ИНН 5191501533, КПП 519001001, ОКТМО 47701000, казначейский счет 03100643000000014900, единый казначейский счет 40102810745370000041, наименование Банка – Отделение Мурманск Банка России// УФК по Мурманской области г.Мурманск, БИК ТОФК 014705901, ОГРН 1025100853161, ОКОНХ 97920, ОКПО 07736537, ОКВЭД 84.22, КБК 18711302991010300130) сумму неосновательного обогащения в размере 398180 (триста девяносто восемь тысяч сто восемьдесят) рублей 28 копеек.
Взыскать с Митина О.И. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 7181 (семь тысяч сто восемьдесят один) рублей 80 копеек.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд Мурманской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Судья О.П. Ханина