Дело № 2а-814/2019 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2019 года
Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:
Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З.
При секретаре Чаплыгиной Т. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Деревянченко Анатолия Ивановича к Администрации ГО «Город Калининград», Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград», МКУ «Калининградская служба заказчика» о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Деревянченко А. И. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации ГО «Город Калининград», Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «г. Калининград», МКУ «Калининградская служба заказчика», мотивируя свои требования тем, что им 01.11.2018 года подано обращение №/№ в Администрацию ГО «Город Калининград» и Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №) под существующей автостоянкой по адресу: <адрес>
Письмом Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» №/№ от 30.11.2018 года он был извещен, что земельный участок с кадастровым номером № аннулирован путем его включения в земельный участок с кадастровым номером №, который предоставлен в бессрочное пользование МКУ «Калининградская служба заказчика».
Указывает, что в процессе судебного производства по делу № № в <данные изъяты> районном суде г. Калининграде ему стало известно об аннулировании земельного участка № путем его включения в земельный участок № на основании Постановления Главы Администрации ГО «Город Калининград» № 1005 от 11.07.2017 года.
Решение Главы Администрации ГО «Город Калининград» об издании Постановления № 1005 от 11.07.2017 года об образовании земельного участка № путем установления и изменения границ земель общего пользования незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Решением Калининградской областной думы № 19 от 30.11.2016 года единственным органом, осуществляющим полномочия органов местного самоуправления и муниципальных городских округов в части подготовки и утверждения изменения планов земельных участков, с 01.01.2017 года является уполномоченный орган Правительства Калининградской области – Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
Постановлением Администрации ГО «Город Калининград» № 1469 от 10.10.2016 года утвержден проект межевания территории в границах красных линий <адрес> – <адрес> <адрес>, <адрес> – <адрес> <адрес> – <адрес> в <адрес>, в соответствии с которым утверждены ранее образованные земельные участки: № площадью <данные изъяты> кв.м по <адрес> <адрес> за № на проекте, № за № на проекте. Акт согласования границ при образовании нового земельного участка № с заинтересованными лицами не подписывался.
Согласно ответу Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области № от 15.01.2019 года проектом межевания территории в границах красных линий, утвержденным Постановлением Администрации ГО «Город Калининград» № 1469 от 10.10.2016 года, перераспределение земельного участка № не предусмотрено, так как это исключает ст. 39.28 ЗК РФ. С 01.01.2017 года Агентство по архитектуре градостроению и перспективному развитию Калининградской области решений по планировке территории данного участка не принимало.
Постановление Главы Администрации ГО «Город Калининград» № 1005 от 11.07.2017 года отсутствует на официальном сайте в разделе нормативных документов, изданных Администрацией ГО «Город Калининград». Публичные слушания по проекту межевания территории и образовании участка № не проводились, постановление Администрации по этому вопросу не принималось, публикации в установленном законом порядке в средствах массовой информации нет.
Указывает, что Постановление № 1005 от 11.07.2017 года подлежит отмене ввиду невыполнения Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением окружного Совета депутатов города Калининграда № 146 от 29.06.2009 года, а именно ст. 23, 25, 26, не соответствует карте градостроительного зонирования ГО «Город Калининград», действующей на 11.07.2017 года, в соответствии с которым земельный участок под автостоянкой является обслуживающей жилой подзоной и определен как зона ОЦ (общественных центров).
Согласно Приказу Министерства экономического развития № 540 от 01.09.2014 года территориальная зона земельного участка № определена как обслуживающая жилая подзона с одним из видов разрешенного использования – размещение постоянных стоянок автотранспорта код 4.9 Обслуживание жилой застройки не предусматривает размещение скверов, поскольку для зоны скверов согласно Правилам землепользования, застройки и карте градостроительного зонирования ГО «Город Калининград, действующих на 11.07.2017 года, должна быть установлена ЗОНА Р-5, что предусматривает установление вида разрешенного использования «Земельные участки (территории) общего назначения» и описание вида разрешенного использования под размещение скверов, и иметь код 12.0.
Решение по принятию Постановления № 1005 от 11.07.2017 года административным ответчиком по образованию земельного участка № ликвидирует объект права Деревянченко А. И. – земельный участок с кадастровым номером № под существующей автостоянкой и в соответствии со ст. 218 ч. 1 КАС РФ нарушает его права, свободы и законные интересы, создает препятствия к осуществлению его прав и реализации законных интересов, делает невозможным заключение договора аренды земельного участка под существующей автостоянкой по адресу <адрес> – <адрес> на земельном участке №.
Спорное постановление противоречит Мировому соглашению между ним и Администрацией ГО «Город Калининград», утвержденному определением суда <данные изъяты> района г. Калининграда по делу № от 18.07.2011 года, а также действующему Постановлению Администрации ГО «Город Калининград» № 901 от 25.05.2012 года, изданному на основании утвержденного вышеуказанного мирового соглашения, согласно которому Администрация ГО «Город Калининград» брала на себя обязательство заключить с ним договор аренды земельного участка № под автостоянку сроком на 49 лет. Постановлениями № 1005 от 11.07.2017 года, № 884 от 07.09.2018 года Администрация производит «захват» его собственности, поскольку существующая автостоянка была построена за его средства в 1997 году и утверждена Актом принятия в эксплуатацию 119-квартирного дома и встроенных нежилых помещений с автостоянкой к ним, целью данных постановлений является изъятие его собственности для дальнейшего использования автостоянки заинтересованным кругом лиц.
Указывает, что оспариваемое постановление нарушает его права, свободы и законные интересы, что подтверждено апелляционным определением <данные изъяты> областного суда от 12.04.2017 года по делу №.
Указывает, что письмом № 43/ин от 11.01.2019 года Администрация ГО «Город Калининград» подтверждает свой отказ от заключения с ним договора аренды.
Со ссылкой на ст. 16, ст. 62, ч. 1 ст. 218, ст.178, ч.ч. 8, 9 ст. 226, ст. 227 КАС РФ, ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 61, 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 26 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», п. 1 ст. 60 ЗК РФ, просит признать незаконным и отменить Постановление Главы Администрации ГО «Город Калининград» № 1005 от 11.07.2017 года об образовании земельного участка №.
Определением Московского районного суда г. Калининграда от 12.02.2019 года в принятии административного искового заявления Деревянченко А.И. к Администрации ГО «Город Калининград», Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «г. Калининград», МКУ «Калининградская служба заказчика» в части требований об обязании Администрации ГО «Город Калининград» восстановить и поставить на кадастровый учет земельный участок № площадью. <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> – <адрес> отказано.
Административный истец Деревянченко А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Ранее в судебном заседании административный истец Деревянченко А.И. административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям. Дополнительно пояснил, что согласно апелляционному определению суда № № от ДД.ММ.ГГГГ года образование участка № совершено не в публичных интересах - создание сквера, а с целью преодоления действия судебных актов: мирового соглашения, утвержденного <данные изъяты> районным судом от 18.07.2011 года, согласно которому администрация обязана предоставить данный участок на 49 лет, апелляционному определению областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому Деревянченко А.И. выполнил условия мирового соглашения, а причиной незаключения договора аренды участка является бездействие администрации города. В апелляционном определении от ДД.ММ.ГГГГ года областного суда сказано, что образование земельного участка № не может быть признано законным.
Представитель административного ответчика администрации ГО «Город Калининград» Князева А. П. в судебном заседании просит в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что, действительно Постановлением администрации № 1469 от 10.10.2016 года был утвержден проект межевания территории, в которую входит земельный участок №, который отнесен к территории общего пользования, то есть предусмотрен для использования неограниченного круга лиц. В последующем земельный участок № на основании утвержденной схемы был образован из земельного участка №, земель государственной собственности, территориальная зона, к которой относится индекс ОИ 7, – обслуживающая жилая подзона исторического центра города, к основным видам разрешенного использования относятся, в том числе скверы, поэтому разрешенное использование соответствует Правилам землепользования и застройки, утвержденным на момент утверждения постановления и проекта межевания. Постановление об утверждении образования земельного участка № не противоречит проекту межевания, земельный участок, по сути, был объединен с территорией сквера «солнечные часы» и целевое назначение земель общего пользование не изменилось. Образование данного земельного участка не нарушает права истца, поскольку в любом случае предоставление земель общего пользования ЗК РФ не предусматривается. Данный земельный участок образован под сквер и был передан на обслуживание муниципальному казенному предприятию. Считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, действия администрации не ущемляют ничьих прав.
Указывает, что на сегодняшний день условия мирового соглашения не реализованы. Администрация со своей стороны подготовила договор аренды, который так и не был подписан третьим участником договора – ООО <данные изъяты>», в соответствии с требования мирового соглашения земельные отношения так и не были оформлены. На протяжении нескольких лет со стороны истца не были приняты меры для оформления земельных отношений надлежащим образом. В 2016 году были проведены публичные слушания об утверждении проекта межевания, которым предусмотрено использование земельного участка под земли общего пользования, истцом данный проект межевания не оспаривался, в связи с чем, было принято решение об освобождении данной территории, определении ее под земли общего пользования. Впоследствии иных проектов межевания в отношении данной территории не разрабатывалось.
В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ была утверждена схема расположения земельного участка. Спорное Постановление № 1005 не публиковалось, поскольку оно не подлежит опубликованию в соответствии с действующим законодательством.
Представитель административного ответчика Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» Малахова-Чернышева Н. А. в судебном заседании административный иск не признала, поддержала позицию администрации пояснив, что, спорное постановление принято в соответствии с полномочиями администрации, и данные полномочия по перераспределению земель, находящихся в государственной собственности, определены ст. 33 Федерального закона № 137-ФЗ, полномочия по принятию решения об утверждении схемы земельного участка статьей 11.10 ЗК РФ отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, на территории которого расположен данный земельный участок.
Что касается несоответствия проекту планировки, то в отношении данной территории постановлением № 1469 от 10.10.2016 года утвержден проект межевания территории, предусматривающий, в том числе, отражение в непроектируемой зоне уже существующих и учтенных на момент разработки проекта межевания земельного участка, в котором земельные участки №, №, являются смежными, и в отношении которых ЗК РФ предусмотрено возможность перераспределения, которое в соответствии с п. 3 ст. 39.27 ЗК РФ осуществляется на основании решения соответствующего органа, которым выступает орган местного самоуправления, в связи с чем, образование данного земельного участка произведено на основании решения в соответствии с полномочиями администрации.
Пунктом 2.2 мирового соглашения, утвержденного определением <данные изъяты> районного суда от 18.07.2011 года, определена обязанность должника в срок до 12.01.2012 года произвести все необходимые действия по оформлению земельных отношений при содействии взыскателя, каковым является администрация, объем такого содействия мировым соглашением не определен. С января 2012 года Деревянченко А. И. ни с какими обращениями о содействии к администрации не обращался. Имея право на обжалование, бездействие администрации ни разу им обжаловано не было. Получая от Комитета отказы в заключении договора аренды земельного участка, истец их не обжаловал. Полагает, что, будучи заинтересованным лицом в предоставлении ему данного земельного участка, истец имел возможность каким-либо образом реализовать свои права, однако этого не сделал, и на протяжении 7-ми лет не проявил никакой заинтересованности в предоставлении ему данного земельного участка. Его интерес сводился лишь в использовании данной территории без оплаты и в извлечении пользы для себя от использования данной территории. Изменение разрешенного использования земельного участка № произведено на основании проекта межевания территории, в состав которой входит данный земельный участок. Данное межевание административным истцом не оспаривалось, как и не оспаривалось постановление администрации об утверждении данного межевания.
На основании заключенного мирового соглашения было издано постановление администрации № 901, согласно которому Деревянченко А. И. должны были предоставить на условиях множественности земельный участок с КН №, в настоящее время данный земельный участок объектом права не является в связи с его аннулированием и исполнить условия мирового соглашения не представляется возможным, с 01 марта 2015 года вступила в законную силу новая редакция ЗК РФ, которой предусмотрено предоставление земельных участков с аукциона, за исключением категории лиц, к которым ответчик не относится. Полагает, что за 7 лет истцом утрачена возможность в предоставлении ему данного земельного участка.
Проектом межевания были утверждены ранее учтенные земельные участки № и №, однако последний был включен в государственный кадастр недвижимости с характеристиками статуса «временный», поэтому он был снят с учета и ликвидирован на основании заявления КМИ в 2017 году. Поскольку участок № снят с кадастрового учета, соответственно имеет место перераспределение земель - земельного участка с КН №, и земельного участка, который находится в неразграниченной государственной собственности.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.
Как указано в п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в частности: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 1, 2, 3 и 4 части 9 ст. 226 КАС РФ).
При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с. п. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Из административного иска следует, что 01.11.2018 года № Деревянченко А.И. обратился в Администрацию ГО «Город Калининград и Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» о заключении договора аренды земельного участка №) под существующей автостоянкой по адресу: <адрес> однако письмом Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов № от 30.11.2018 года он был извещен об аннулировании земельного участка № в связи с включением его в земельный участок № и предоставлении его в бессрочное пользование МКУ «Калининградская служба заказчика». В дальнейшем, как следует из иска, об издании спорного Постановления Главы Администрации ГО «Город Калининград» № 1005 от 11.07.2017 года Деревянченко А.И. узнал в процессе судебного разбирательства по делу № № в <данные изъяты> районном суде г. Калининграда о признании незаконным решения по изданию Постановления Администрации ГО «Город Калининград» № от ДД.ММ.ГГГГ года о предоставлении в бессрочное пользование МКУ «Калининградская служба заказчика» земельного участка № на основании Постановления Главы Администрации ГО «Город Калининград» № 1005 от 11.07.2017 года. Сведений о том, что административному истцу стало известно о его нарушенных правах в более ранний срок суду не представлено стороной административных ответчиков.
Согласно штампу с настоящим административным иском Деревянченко А.И. обратился в суд 01.02.2019 года, то есть срок обращения в суд им соблюден.
Как следует из п. 2 (абз. 2) ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Общие правила и условия образования земельных участков определены ст. 11 ЗК РФ, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1).
В силу п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса.
В пунктах 2 и 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации указаны случаи, при которых не допускается образование земельных участков в соответствии со схемой расположения.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1 и 3 статьи 11.7 ЗК РФ земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и с земельными участками, находящимися в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
В силу пункта 1 ст. 39.27 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях: 1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута; 2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута; 3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 4 статьи 2 Закона Калининградской области от 30.11.2016 года № 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" предусмотрено, что документы территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, документы градостроительного зонирования муниципальных образований Калининградской области, документация по планировке территории муниципальных образований Калининградской области, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу этого закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
С 01 января 2017 года подготовка документации по планировке территории относится к полномочиям Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
Согласно подпункту 5 пункта 1 ст. 26 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 29.06.2009 N 14 (в редакции на дату издания постановления № 1005 от 11.07.2017) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации публичные слушания по вопросам землепользования и застройки в обязательном порядке проводятся в целях обсуждения проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, подготовленных в составе документации по планировке территории на основании решения администрации городского округа "Город Калининград".
Как следует из материалов дела, 11.07.2017 года Администрацией ГО «Город Калининград» издано постановление № 1005 об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с КН № и земель, находящихся в государственной собственности, по <адрес> в <адрес>, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плате территории с установлением характеристик образуемого земельного участка – площадь <данные изъяты> кв.м., территориальная зона обслуживающая-жилая подзона исторического центра города (индекс ОИ-7), цель использования земельного участка: под городской сквер (т. 1 л.д. 74-75, 127).
Впоследствии данному земельному участку присвоен кадастровый №, поставлен на кадастровый учет 26.07.2017 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 27.02.2019 года земельный участок с КН № площадью <данные изъяты> кв.м был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования в настоящее время – территория общего пользования, по состоянию на дату 20.04.2016 – под существующую гостевую автостоянку (т. 1 л.д. 128, 225).
Доводы административного истца о незаконности постановления и нарушении его прав и законных интересов оспариваемым постановлением № 1005 от 11.07.2017 года подтверждаются следующими собранными по делу доказательствами.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <данные изъяты> областного суда от 12.04.2017 года по делу № года, апелляционным определением от 13.02.2019 года по делу № № (т. 1 л.д. 33-38, 117-125) установлено, что постановлением мэра г. Калининграда от 26.03.1999 года № 961 «О предоставлении Деревянченко А.И. земельного участка по <адрес> – <адрес>» Деревянченко А.И. предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок с КН № площадью <данные изъяты> га по <адрес> – <адрес> <адрес> в <адрес> под существующую гостевую автостоянку.
30.08.2008 года между администрацией ГО «Город Калининград» и ООО <данные изъяты>» заключен инвестиционный договор № №, по условиям которого инвестиционный проект подлежит реализации на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м, образуемом путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной собственности (п. 3.1); ООО <данные изъяты> обязалось за счет собственных или привлеченных средств в размере <данные изъяты> руб. благоустроить территорию городского сквера «Солнечные часы» (п.п. 1.1.1, 1.1.2, 2.3, 7.1), который передать в муниципальную собственность (п. 6.1) после сдачи в эксплуатацию построенного ООО <данные изъяты> на смежном земельном участке с КН № по <адрес> административно-делового центра (п. 6.2), а затем обеспечить обслуживание и содержание территории сквера (п. 9.3.3). Администрация в свою очередь обязалась предоставить ООО «<данные изъяты> в краткосрочную аренду сроком до 1 года земельный участок, указанный в п. 3.1 договора, для проведения работ по благоустройству (п. 5.1).
Постановлением главы администрации ГО «Город Калининград» от 10.02.2010 № 225 было признано утратившим силу постановление от 26.03.1999 № 961, и администрация обратилась в <данные изъяты> районный суд г. Калининграда к Деревянченко А.И. с иском об освобождении земельного участка и взыскании неосновательного обогащения.
Решением <данные изъяты> районного суда от 07.06.2010 года, вступившим в законную силу 18.08.2010 года, Деревянченко А.И. обязан освободить земельный участок с КН <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м от металлического забора, шлагбаума и металлических ворот, а также прилегающую территорию – часть кадастрового квартала – от фрагмента ограждения и строения из легкосборных материалов на фундаменте (контрольно-пропускной пункт).
После вступления решения в законную силу Администрацией ГО «Город Калининград» было принято постановление от 30.11.2010 года № 2113 о предоставлении ООО <данные изъяты> земельного участка для благоустройства территории городского сквера «Солнечные часы», на основании которого между Администрацией и ООО <данные изъяты> был подписан договор № аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м на срок с 30.11.2010 года по 30.11.2011 года для использования под благоустройство территории городского сквера «Солнечные часы».
Право аренды ООО <данные изъяты> на данный земельный участок, не существовавший как объект права на момент подписания договора, не регистрировалось.
На стадии исполнительного производства между администрацией ГО «Город Калининград» и Деревянченко А.И. было подписано мировое соглашение, утвержденное вступившим в законную силу определением <данные изъяты> районного суда г. Калининграда от 18.07.2011 года, по условиям которого окружная администрация полностью отказывается от исковых требований к Деревянченко А.И.об освобождении земельных участков и взыскании неосновательного обогащения, а должник при содействии взыскателя обязался в срок до 12.01.2012 года произвести все необходимые действия по оформлению земельных отношений на часть территории кадастрового квартала № площадью <данные изъяты> кв.м, земельного участка с КН № площадью <данные изъяты> га и часть земельного участка с КН № либо на вновь образованный земельный участок, в который войдет часть территории кадастрового квартала № площадью <данные изъяты> кв.м, территория земельного участка № площадью <данные изъяты> га и часть земельного участка с КН №; заключить договор на передачу в аренду городских земель с множественностью лиц на стороне арендатора на вновь образованный земельный участок, а в случае неисполнения должником этих условий мирового соглашения он обязан самостоятельно в течение двух месяцев освободить земельные участки от оборудования автостоянки и выплатить неосновательное обогащение.
Во исполнение определения суда об утверждении мирового соглашения постановлением администрации от 25.05.2012 года № 901 (л.д. 26) внесены изменения в постановление администрации от 30.11.2010 года № 2113 и постановлено образовать земельный участок с КН № площадью <данные изъяты> кв.м под автостоянку, благоустройство, озеленение сквера «Солнечные часы» и предоставить этот участок ООО <данные изъяты> и Деревянченко А.И. в аренду сроком на 49 лет для указанных целей, комитету муниципального имущества и земельных ресурсов оформить договор аренды, а ООО <данные изъяты> и Деревянченко А.И. – зарегистрировать договор аренды в установленном порядке.
Как следует из материалов дела (т. 1 л.д. 174, 222, том 2 л.д. 2) земельный участок с КН № был поставлен на кадастровый учет <данные изъяты> года и снят с кадастрового учета 11.10.2012 года на основании решения филиала ФГБУ «ФКП Управления Росреестра по Калининградской области» № № от 11.10.2012 года, по причине неосуществления государственной регистрации прав на этот земельный участок, что следует и из письма главы администрации городского округа № 43/ин от 11.01.2019 года (л.д. 47 т. 1).
Как следует из представленных сведений ЕГРН, кадастровой выписки о земельном участке (т. 1 л.д. 175-180) был образован и поставлен 27.02.2015 года на кадастровый учет смежный с земельным участком с КН № земельный участок с КН №, который впоследствии аннулирован на основании заявления представителя Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации МО ГО «Город Калининград» от 18.05.2017 (л.д.171-172).
Между тем, на основании постановления Администрации ГО «Город от 22.07.2016 года № 1089 главы проведены публичные слушания по проектам межевания территорий в границах красных линий <адрес> – <адрес> – <адрес> <адрес>, - <адрес> – <адрес> вал – <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> в <адрес> (л.д. 43-44).
10.10.2016 года постановлением № 1469 главы администрации ГО «Город Калининград» утвержден проект межевания территории в границах красных линий <адрес> – <адрес> – <адрес> в г. Калининграде (л.д. 45-46).
Указанным проектом межевания в границах территории учтены как образованные земельные участки с кадастровыми номерами КН №, КН №.
При этом, как следует из материалов проекта межевания, письма Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 15.01.2019 года № 241 (т. 1 л.д. 22-23), перераспределение земельного участка с КН № не предусмотрено утвержденным Проектом межевания территории в границах красных линий <адрес> – <адрес> – <адрес> в <адрес>, т.к. это исключает требование ст. 39.28 ЗК РФ, согласно которой перераспределение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, что установлено и апелляционным определением от 13.02.2019 года по делу № 33а-728/2019.
При этом согласно письма Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 15.01.2019 года № 241, с 01.01.2017 осуществление подготовки документации по планировке территории относится к полномочиям Агентства, и в настоящее время применительно к рассматриваемой территории решений о разработке документации по планировке территории в Агентстве не принималось, что установлено и апелляционным определением от 13.02.2019 года по делу № 33а-728/2019.
Таким образом, с 01.01.2017 года решений о разработке новой документации по планировке указанной территории, с принятием решения о перераспределении земельных участков с КН №, КН № в Агентстве по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области не принималось, на официальном сайте Правительства Калининградской области информации об утверждении документации по планировке территории не имеется, публичные слушания по проекту межевания территории и образовании земельного участка с КН № посредством перераспределения перераспределении земельных участков с КН №, КН № не проводились. Не проводились указанные мероприятия до 01.01.2017 года и Администрацией ГО «Город Калининград» после издания постановления от 10.10.2016 года № 1469.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <данные изъяты> областного суда от 12.04.2017 года по делу № года, апелляционным определением от 13.02.2019 года по делу № № (т. 1 л.д. 33-38, 117-125) установлено, что также было подготовлено трехстороннее соглашение об изменении и дополнении договора аренды земельного участка от 20.01.2011 года, по условиям которого Деревянченко А.И. является соарендатором (наряду с ООО <данные изъяты> земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, предназначенного под гостевую автостоянку и благоустройство сквера «Солнечные часы», которое подписано арендодателем и Деревянченко А. И.; не подписано ООО <данные изъяты>
Право аренды земельного участка не зарегистрировано ни Деревянченко А. И., ни ООО <данные изъяты>
Решением <данные изъяты> районного суда г. Калининграда от 26.10.2017 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам <данные изъяты> областного суда от 12.04.2017 года административный иск Деревянченко А.И. удовлетворен, признано незаконным и отменено распоряжение комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» от <адрес> № № «О сносе самовольной постройки», в соответствии с которым Деревянченко А.И. предписывалось снести ограждение и строение (представляющие собой элементы автостоянки), расположенные на земельном участке с КН № по <адрес> – <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, находящиеся в пользовании Деревянченко А.И.
В мотивировочной части апелляционного определения указано, что Деревянченко А.И. исполнил свои обязательства по условиям утвержденного судом мирового соглашения, а отсутствие государственной регистрации договора аренды земельного участка обусловлено неподписанием ООО <данные изъяты> соответствующего соглашения, а также бездействием администрации ГО «Город Калининград», которая в нарушение условий мирового соглашения не оказала содействия Деревянченко А.И. в оформлении земельных отношений. От исковых требований к Деревянченко А.И. о сносе самовольных построек администрация отказалась по условиям мирового соглашения, исполненным Деревянченко А.И. в той мере, в какой это зависело непосредственно от него.
04.05.2017 года в комитете муниципального имущества Администрации ГО «Город Калининград» состоялось совещание по вопросу реализации инвестиционного договора с ООО <данные изъяты>, освобождения земельного участка по <адрес>, используемого Деревянченко А.И., по результатам которого принято решение образовать земельный участок ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м, включающий земельный участок с КН № площадью <данные изъяты> кв.м и земельный участок с КН № площадью <данные изъяты> кв.м.
11.07.2017 года главой администрации ГО «Город Калининград» издано постановление № 1005.
18.05.2018 года комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» № вынесено распоряжение о сносе самовольной постройки, которым предписано снести строения, ограждения, расположенные в районе домов № №, № по <адрес>, находящиеся в пользовании Деревянченко А.И.
Постановлением администрации ГО «Город Калининград от 07.09.2018 года № 88 земельный участок по <адрес> в <адрес> КН № предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению «Калининградская служба заказчика», вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования.
В соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков
Из этой нормы следует, что для осуществления перераспределения судам необходимо было установить наличие одновременно трех условий:1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; 3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
В данном случае второе условие не соблюдено, то есть отсутствует вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосицы у земельного участка с КН №, для цели исключения которых оно должно осуществляться за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Как указано выше, определением <данные изъяты> районного суда г. Калининграда от 18.07.2011 года утверждено мировое соглашение, которое (с учетом постановления Администрации от 25.05.2012 № 901) фактически легитимизировало наличие автостоянки Деревянченко А. И., а орган местного самоуправления отказался от ее сноса, на что указано в апелляционном определении от ДД.ММ.ГГГГ года.
Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ года по делу № № установлено, что образование земельного участка с кадастровым номером № совершено не в публичных интересах – создание сквера, а с целью преодоления действия приведенных выше судебных актов. При таких обстоятельствах законным образование земельного участка с кадастровым номером № признано быть не может. Как следствие признано незаконным и отменено распоряжение комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» № от 18.05.2018 года, которым предписано Деревянченко А. И. снести строения, сооружения, расположенные в районе домов №, № по <адрес> в <адрес>, находящиеся в пользовании Деревянченко А. И.
Таким образом, вступившими в законную силу вышеприведенными судебными актами установлена незаконность образования земельного участка с кадастровым номером №, который образован на основании оспариваемого постановления № 1005 от 11.07.2017 года, соответственно незаконно само данное постановление об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с КН № и земель, находящихся в государственной собственности, по <адрес> в <адрес>.
С учетом положений ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившими в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 12.04.2017 года по делу 33а-1735/2017 года, апелляционным определением от 13.02.2019 года по делу № 33а-728/2019 не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом настоящего административного дела.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В целях реализации указанного выше правового принципа абзацем 1 пункта 1 статьи 10 ГК РФ установлена недопустимость заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения данного запрета суд на основании пункта 2 статьи 10 ГК РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса РФ, при условии, что земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута.
Тогда как, исходя из вышеприведенных судебных актов, на момент издания оспариваемого постановления № 1005 от 11.07.2017 года Администрации ГО «Город Калининград» очевидно было известно, что земельный участок с кадастровым номером № обременен правом административного истца по оформлению земельных отношений на основании определения <данные изъяты> районного суда г. Калининграда от 18.07.2011 года об утверждении мирового соглашения, которое не было исполнено вследствие бездействия Администрации ГО «г. Калининград», что установлено вышеприведенными вступившими в силу судебными постановлениями, и было известно о наличии на спорном земельном участке с КН № ограждения и строения (представляющих собой элементы автостоянки), находящихся в пользовании Деревянченко А.И., в отношении которых апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <данные изъяты> областного суда от 12.04.2017 года признано незаконным и отменено распоряжение комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ № «О сносе самовольной постройки». А следовательно постановление № 1005 от 11.07.2017 года противоречит и требованиям абзаца 1 пункта 1 статьи 10 ГК РФ, и, вопреки доводам административных ответчиков, нарушает права Деревянченко А. И..
Учитывая изложенные обстоятельства и представленные доказательства в их совокупности и оценивая с точки зрения допустимости, достоверности и достаточности, суд полагает, что административным ответчиком не представлено допустимых бесспорных доказательств законности принятого постановления № 1005 от 11.07.2017 года, тогда как в силу положений части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
А следовательно административные исковые требования Деревянченко А. И. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Администрации ГО «Город Калининград» № 1005 от 11.07.2017 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной собственности, по <адрес> в г. Калининграде.
Взыскать с Администрации ГО «город Калининград» в пользу Деревянченко Анатолия Ивановича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решения в окончательной форме изготовлено 10 апреля 2019 года.
Судья Вартач-Вартецкая И. З.