Решение по делу № 12-19/2018 от 29.06.2018

Дело № 12-19/2018

РЕШЕНИЕ

30 июля 2018 года                                           с. Петропавловка

Судья Джидинского районного суда Республики Бурятия Чимбеева М.А.,

с участием старшего помощника военного прокурора Кяхтинского гарнизона Шишлевского Д.А.,

при секретаре Дамбаевой Э.А.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на постановление начальника 964 отдела государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны Российской Федерации в отношении

Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, зарегистрированного по адресу: 105005, г. Москва, улица Спартаковская, дом 2Б,

по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ начальником 964 отдела государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны Российской Федерации Дудкиным В.Д. вынесено постановление в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1. Ко АП РФ.

Не согласившись с постановлением, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице представителя по доверенности Бартенева А.С. обратилось с жалобой на указанное постановление, мотивируя тем, что учреждение создано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - приказ от 02.03.2017 №155) путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления <адрес>). ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на основании приказов ДИО Минобороны России переданы на праве оперативного управления, в том числе, объекты теплового хозяйства. Для оказания услуг теплоснабжения, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приняты на обслуживание по актам приема - передачи котельные с тепловыми сетями. Административным органом не учтен тот факт, что для получения лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов с учетом сроков на получение экспертиз промышленной безопасности, технического диагностирования и освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проведения закупочных процедур, требуется значительное время, в том числе на подготовку и оформление прилагаемых к заявке документов. Не принято во внимание, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России добросовестно отнеслось к установленной законом обязанности по получению лицензии и предприняло все зависящие от него меры. Так, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России произведена идентификация <данные изъяты> опасных производственных объектов, переданных в пользование. Приказом начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО от ДД.ММ.ГГГГ од введено в эксплуатацию оборудование опасных производственных объектов, работающее под избыточным давлением. Технические устройства опасных производственных объектов поставлены на учет в 964 Отделе государственного технического надзора (территориальном) Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Также данные о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности и технического диагностирования и освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, представлены в отделение промышленного экологического контроля и производственного обучения Филиала ФГБУ ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО. Все опасные производственные объекты застрахованы в страховой компании ПАО «СОГАЗ» до ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, сформированные пакеты документов эксплуатируемых опасных производственных объектов для регистрации в Госреестре и для предоставления лицензии на осуществлении деятельности по эксплуатации были направлены в Филиал по ВВО, а затем в нейтральный офис ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в <адрес> исх. от ДД.ММ.ГГГГ; исх. от ДД.ММ.ГГГГ.

Не учтено также то, что до разрешения данной ситуации приостановить осуществление деятельности по эксплуатации котельной (<адрес>) учреждение не может во избежание сбоев в работе объектов стратегического назначения Министерства Обороны Российской Федерации. Кроме того, эксплуатация котельной без лицензии не может быть приостановлена, т.к. оставление военнослужащих и членов их семей без тепловой энергии является обстоятельством, создающим угрозу для жизни и здоровья людей, тем самым, нарушая конституционные права человека.

Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России предприняло все необходимые меры для получения лицензии в установленном законом порядке, выработка тепловой энергии без полученной лицензии являлась в указанный период вынужденной мерой. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России действовало в состоянии крайней необходимости, у юридического лица отсутствовала возможность устранения возникшей угрозы охраняемым интересам иными средствами, поскольку предпринимало все возможные действия для получения лицензии, пыталось предотвратить опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права.

При этом опасность могла быть устранена только в результате совершения административного правонарушения, а причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный, поскольку пользование тепловой энергией осуществлялось ФГБУ» ЦЖКУ» Минобороны России не в собственных интересах, а в интересах населения, проживающего на территории военных городков , , , а также в целях обеспечения обороноспособности страны, поскольку осуществлялось теплоснабжение казарменно - жилищного фонда войсковой части .

В силу ст. 2.7. КоАП РФ ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляло свою безлицензионную деятельность в состоянии крайней необходимости и приняло все меры по оформлению соответствующей лицензии.

Учитывая, что по делу имеются исключительные обстоятельства, послужившие основаниями для совершения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России правонарушения представитель заявителя по доверенности Бартенев А.С. просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Бартенев А.С. просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Старший помощник военного прокурора Шишлевский Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.

Начальник 964 отдела государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны Российской Федерации В.Д. Дудкин также просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, о чем предоставил письменное ходатайство. Кроме того, направил суду возражение, в котором просил оставить жалобу без удовлетворения, а постановление без изменения, поскольку ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ было создано приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и имело возможность в период до ДД.ММ.ГГГГ выполнить установленные федеральными законами, иными нормативными техническими документами условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, обеспечивающие промышленную безопасность. Нормативные акты, нормы и правила в области промышленной безопасности направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Наличие лицензии предполагает, что предприятие обеспечено всей необходимой материально-технической базой для эксплуатации опасного производственного объекта, при этом может гарантировать, что юридическое лицо соблюдает федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности. Эксплуатация опасного производственного объекта (котельной) с нарушением требований законодательства в области промышленной безопасности не гарантирует безаварийной работы котельного оборудования (технических устройств) и бесперебойной подачи тепловой энергии потребителям, а также является обстоятельством, создающим угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Основанием для освобождения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми или непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. В рассматриваемом случае достаточных или надлежащих доказательств, подтверждающих, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, не имеется.

Врио военного прокурора Кяхтинского гарнизона Евтушенко И.А. предоставил суду возражения, согласно которым просил жалобу оставить без удовлетворения, а постановление от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, поскольку ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ создано и осуществляет свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с этом, имело реальную возможность в течение более года предпринять меры к получению соответствующей лицензии. Перечисленные в жалобе доводы о том, что учреждением были предприняты все меры к получению необходимой лицензии, уже были учтены как исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного правонарушения, что послужило основанием для применения ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначения наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ. Доводы представителя ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, связанные с невозможностью приостановления деятельности по эксплуатации котельной во избежание сбоев в работе объектов стратегического назначения являются несостоятельными, поскольку с момента создания учреждения до начала отопительного периода было около 6 месяцев и указанная котельная в это время не эксплуатировалась, а меры к оформлению необходимых документов стали предприниматься лишь к началу отопительного периода. Сам вопрос приостановления деятельности по эксплуатации котельной вовсе не связан с несвоевременным принятием мер для получения лицензии.

Суд, проверив доводы жалобы, ознакомившись с представленными возражениями, исследовав материалы административного дела в полном объеме, считает необходимым постановление отменить по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлены требования промышленной безопасности, предъявляемые к эксплуатации опасного производственного объекта.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из материалов дела следует, что военной прокуратурой Кяхтинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России требований действующего законодательства, регламентирующего осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов при эксплуатации группы котельных, расположенных в <адрес> Республики Бурятия (котельная ).

По результатам проверки установлено, что приказом Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. С апреля 2017 года ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляет деятельность по обслуживанию и содержанию казарменно-жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации. Было также установлено, что котельная имеет признаки опасного производственного объекта, попадающие под III класс опасности, исходя из паспортных данных котельного оборудования и обеспечение топливом объектов Министерства обороны Российской Федерации в период с сентября по декабрь 2017 года. Выявлены нарушения требований Федерального закона № 116 –ФЗ от 21 сентября 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.12 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности на данный опасный производственный объект отсутствует.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ военным прокурором Кяхтинского гарнизона возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и начальником 964 отдела государственного технического надзора (территориального) МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление.

Частью 1 ст. 29.5 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися пп. «з» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.

Как следует из представленных материалов, дело об административном правонарушении в отношении Учреждения рассмотрено должностным лицом 964 отдела государственного технического надзора (территориального) МО РФ Дудкиным В.Д., юрисдикция которого, согласно приказу начальника управления государственного технического надзора МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ , распространяется на Республику Бурятия, Республику Саха (Якутия), Забайкальский край, Иркутскую область.

Исходя из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и обжалуемого постановления, местом совершения административного правонарушения, которое вменено ФГБУ «ЦЖКУ», является адрес юридического лица: г. Москва, ул.Спартаковская, дом 2б.

Следовательно, местом исполнения соответствующей обязанности, а значит и местом совершения инкриминируемого правонарушения, совершенного в форме бездействия, является место нахождения ФГБУ «ЦЖКУ» по адресу: г. Москва, ул.Спартаковская, дом 2б.

Согласно ст. 29.1 КоАП РФ должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет в том числе, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела.

В соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.

Вместе с тем, должностным лицом 964 отдела государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны Российской Федерации обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении установлено не было и было принято к рассмотрению.

Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ФГБУ «ЦЖКУ» рассмотрено начальником 964 отдела государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны Российской Федерации, расположенного в г. Чита, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, влечет отмену постановления и направление дела на новое рассмотрение по подведомственности в 962 отдел государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны Российской Федерации.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Постановление, принятое с нарушением правил подведомственности, не может быть признано правильным, поскольку оно принимается должностным лицом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела.

Разрешение дела с нарушением правил подведомственности не отвечает и требованию справедливого производства по делу об административном правонарушении. Поскольку должностное лицо, не уполномоченное на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, законным должностным лицом, а принятые в результате такого рассмотрения акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере производства по делу об административном правонарушении.

Поскольку должностным лицом допущено существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления, то доводы жалобы по существу инкриминируемого ФГБУ «ЦЖКУ» правонарушения не подлежат оценке при настоящем разбирательстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. Из материалов дела следует, что инкриминируемое ФГБУ «ЦЖКУ» правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, возможность разрешения настоящего дела по существу не утрачена.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а дело направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела должностному лицу надлежит исследовать обстоятельства по делу в полном объеме, оценить все обстоятельства инкриминируемого правонарушения, принять по делу законное и обоснованное решение.

С учетом изложенного и руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника 964 отдела государственного технического надзора МО РФ Дудкина В.Д. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в 962 отдел государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Бурятия через Джидинский районный суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:                                                          М.А. Чимбеева

12-19/2018

Категория:
Административные
Другие
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ
Суд
Джидинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Чимбеева М.А.
Статьи

9.1

Дело на странице суда
dzhidinsky.bur.sudrf.ru
29.06.2018Материалы переданы в производство судье
20.07.2018Судебное заседание
30.07.2018Судебное заседание
01.08.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
01.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее