Решение по делу № 33-12374/2016 от 26.08.2016

Судья Конищева И.И. Дело № 33-12374/2016

А-178г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2016 года                            г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Федоренко В.Б.

судей Деева А.В., Потехиной О.Б.

при секретаре Сакович Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.

гражданское дело по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальщик Канского района», Администрации Канского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства,

по апелляционной жалобе представителя администрации Канского района Красноярского края - Гантимуровой Е.А.

по апелляционной жалобе представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске– Смагиной С.В.

на решение Канского районного суда Красноярского края от 24 июня 2016 года, которым постановлено:

«Исковое заявление территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к администрации Канского района Красноярского края частично удовлетворить.

Обязать администрацию Канского района Красноярского края устранить в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства:

- нарушения п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части разработки проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого в качестве источника водоснабжения питьевого назначения в <адрес>

- нарушения п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части обеспечения получения (наличия) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта ЗСО водного объекта, используемого в качестве источника водоснабжения питьевого назначения в <адрес>, санитарным правилам,

- нарушения п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части обеспечения получения на водный объект, используемый в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта,

- нарушения требований п.п. 1.4, 1.7, 2.2 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части обеспечения организации зоны санитарной охраны (далее ЗСО) водных объектов используемых в качестве источников водоснабжения питьевого назначения (д. Алега), определения границ зон и составляющих ее поясов,

- нарушения требований п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части обеспечения разработки плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источников (д. <адрес> с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик Канского района» исключить из числа соответчиков.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске обратился в суд с иском к ООО «Коммунальщик Канского района о признании бездействия ответчика, выраженного в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, незаконным и обязании устранить нарушения санитарного законодательства в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения № <данные изъяты> от <дата> г. о проведении санитарно-эпидемиологического расследования обстоятельств и причин возникновения и распространения инфекционного (массового неинфекционного) заболевания (отравления) и распоряжения от <дата><данные изъяты> внесении изменений и дополнений в указанное распоряжение, в отношении ООО «Коммунальщик Канского района» проведено санитарно - эпидемиологическое расследование, установлено несоблюдение требований санитарного законодательства, в результате чего нарушаются законные права неопределенного круга лиц. По фактам выявленных нарушений в отношении ООО «Коммунальщик Канского района» были составлены протоколы об административном правонарушении, выдано предписание для устранения выявленых нарушений, <дата> года при проведении внеплановой выездная проверки в отношении ООО «Коммунальщик Канского района» установлено невыполнение в установленный срок законного предписания, в связи с чем, с учетом уточнения исковых требований, просил обязать ООО «Коммунальщик Канского района» устранить:

- нарушения п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части обеспечения получения на водный объект, используемый в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;

- нарушения требований п.п. 1.4, 1.7, 2.2 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части обеспечения организации зоны санитарной охраны (далее ЗСО) водных объектов используемых в качестве источников водоснабжения питьевого назначения (д. <данные изъяты> определения границ зон и составляющих ее поясов;

- нарушения требований п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части обеспечения разработки плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источников (д. <данные изъяты> с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО;

- нарушения п.п. 2.2.1.1, 3.2.2.4, 3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части обеспечения недопущения расположения водозаборов (д. <данные изъяты>) подземных вод рядом с территорией жилого дома с надворными постройками для содержания КРС, которые не имеют непосредственного отношения к эксплуатации водопроводных сооружений и могут обуславливать опасность микробного и химического загрязнения, без надлежащего обоснования;

- нарушения п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части разработки проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого в качестве источника водоснабжения питьевого назначения в д. <данные изъяты>;

- нарушения п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части обеспечения получения (наличия) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта ЗСО водного объекта, используемого в качестве источника водоснабжения питьевого назначения в д. <данные изъяты>, санитарным правилам.

<дата> года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Канского района Красноярского края.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Канского района Красноярского края - Гантимурова Е.А. просит решение отменить. Ссылается на то, что администрация Канского района является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения. Полагает, что надлежащим ответчиком является ООО «Коммунальщик Канского района», которое эксплуатирует объекты водоснабжения по договору субаренды.

В апелляционной жалобе представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске – Смагина С.В. просит решение отменить, поскольку суд необоснованно исключил из ответчиков ООО «Коммунальщик Канского района», которое эксплуатирует объекты водоснабжения по договору субаренды.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), выслушав мнение представителя истца - Смагиной С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ООО ««Коммунальщик Канского района», полагавшего решение законным и обоснованным., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона от 30.06.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).

В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно п.2.2.1.1. Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

Согласно п.3.2.2.4. в первом поясе санитарной защитной зоны запрещается размещение складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно - эпидемиологического заключения центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля. Согласно п. 3.2.3.1. не допускается размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений и ядохимикатов; рубка леса главного пользования и реконструкции.

Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).

Как следует из материалов дела и вено установлено судом первой инстанции объекты холодного водоснабжения, указанные в приложении № 1 к договору: насосная станция, водопроводные сети, водонапорная башня, водозаборные сооружения и водопроводные сети, находящееся в д. <данные изъяты> находятся в собственности администрации Канского района Красноярского края.

<дата> года между администраций Канского района Красноярского края и <данные изъяты> заключен договор аренды №<данные изъяты>, согласно которому арендатору переданы объекты холодного водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, сроком на три года с <дата> года по <дата> года,

<дата> года между <данные изъяты> и ООО «Комунальщик Канского района» заключен договор субаренды № <данные изъяты> на вышеуказанное имущество, на срок, установленный договором аренды от <дата>.

Как следует из сообщения МКУ «КУМИ» Канского района Красноярского края № <данные изъяты> от <дата> года на запрос ООО «Коммунальщик Канского района» техническая документация на источник водоснабжения д<данные изъяты> отсутствует.

Постановлением администрации Канского района № <данные изъяты> от <дата> года утвержден акт выбора земельного участка под бурение двух поисковых и одной разведочной скважины в д.<адрес> для питьевых нужд в д.<адрес>

<дата> года Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске в ходе санитарно-эпидемиологического расследования в отношении ООО «Коммунальщик Канского района» были выявлены нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, по фактам указанных нарушений в отношении ООО «Коммунальщик Канского района» и его руководителя составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренные статьей 6.5, частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ, выдано предписание об устранении нарушений.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Коммунальщик Канского района» с целью контроля выполнения предписания № <данные изъяты> от <дата> года было установлено, что ООО «Коммунальщик Канского района»

-не получено на водный объект, используемый в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, т. е. не устранены нарушения п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

-не организована зона санитарной охраны (далее ЗСО) водного объекта, используемого в качестве источника водоснабжения питьевого назначения (д. <адрес>), не определены границы зон и составляющих ее поясов, т. е. не устранены нарушения требований п.п. 1.4, 1.7, 2.2 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;

-не разработан план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника (д. <адрес>) с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО, т. е. не устранены нарушения п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;

-не обеспечено недопущение расположения, без надлежащего обоснования, водозаборов (д. <адрес>) подземных вод рядом с территорией жилого дома с надворными постройками для содержания КРС, которые не имеют непосредственного отношения к эксплуатации водопроводных сооружений и могут обуславливать опасность микробного и химического загрязнения, т. е. не устранены нарушения п.п. 2.2.1.1, 3.2.2.4, 3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

По факту невыполнения предписания в отношении ООО «Коммунальщик Канского района» составлен протокол об административном правонарушении № <данные изъяты> от <дата>, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Разрешая заявленный спор по существу, суд первой инстанции установив, что в настоящее время эксплуатация принадлежащих администрации Канского района Красноярского края водных объектов в д<адрес> осуществляется без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников, пришел к выводу о том, что отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны данного объекта создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения.

При этом, отказывая в удовлетворении исковых требований истца к ООО «Коммунальщик Канского района» суд правомерно пришел к выводу, что на администрацию Канского района Красноярского края, как собственника данной водозаборной системы должна быть возложена обязанность по устранению в разумный срок нарушений по обеспечению наличием санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов д. <адрес> санитарным правилам; по разработке проекта ЗСО водных объектов; по обеспечению наличием санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта ЗСО водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарным правилам; по обеспечению организации зон санитарной охраны водных объектов; по разработке плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источников с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Исходя из положений ст. ст. 18, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарном эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.

Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов и обеспечения зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обеспечению санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии водных объектов санитарным правилам, разработке мероприятий по улучшению санитарного состояния территории санитарной охраны и предупреждению загрязнения водных объектов лежит на органе местного самоуправления. Именно он осуществляет полномочия собственника в отношении источника водоснабжения, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании, в связи с чем, доводы апелляционных жалоб о том, что суд необоснованно исключил из ответчиков ООО «Коммунальщик Канского района» эксплуатирующего объекты водоснабжения по договору субаренды являются необоснованными.

Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требований истца, в части возложения обязанности устранить нарушения п.п. 2.2.1.1, 3.2.2.4, 3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части обеспечения недопущения расположения водозаборов (д. Алега) подземных вод рядом с территорией жилого дома с надворными постройками для содержания КРС, которые не имеют непосредственного отношения к эксплуатации водопроводных сооружений и могут обуславливать опасность микробного и химического загрязнения, без надлежащего обоснования, пришел к правильному выводу о том, что указанные требования заявлены истцом преждевременно, поскольку граница санитарной зоны водного объекта в настоящее время не определена и расположение жилого дома в указанной зоне не установлено.

Судебная коллегия соглашается с правомерностью указанных выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ и вытекают из вышеупомянутых положений закона, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Канского районного суда Красноярского края от 24 июня 2016 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя администрации Канского района Красноярского края - Гантимуровой Е.А., представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске– Смагиной С.В. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-12374/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление роспотребнадзора
Ответчики
ООО "Коммунальщик Канского района"
Администрация Канского района
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Потехина Оксана Борисовна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
03.08.2020Судебное заседание
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2020Передано в экспедицию
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2020Передано в экспедицию
14.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее