КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Леонтьева И.В. Дело №33-5918/2015
А-54
8 июня 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Волошиной Н.В. в интересах ребенка-инвалида <данные изъяты> к ГУ Красноярское региональное отделение фонда Социального страхования РФ о возложении обязанности обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации,
по апелляционной жалобе ГУ КРОФСС РФ
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 10 марта 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования Волошиной Н.В. в интересах ребенка инвалида <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить техническими средствами реабилитации в соответствие с индивидуальной программой реабилитации -заменить внешнюю часть кохлеарного имплантанта - речевого процессора».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Волошина Н.В. обратилась в суд с иском в интересах ребенка-инвалида <данные изъяты>. к ГУ КРОФСС РФ о возложении обязанности обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации.
Свои требования мотивировала тем, что ее сыну <данные изъяты>., являющемуся ребенком-инвалидом по слуху, 16.09.2008 года в Красноярской краевой клинической детской больнице по квоте Минздрава РФ была оказана высокотехнологическая медицинская помощь - проведена операция на правом ухе по установке системы кохлеарного импланта. Согласно заключению о нуждаемости в технических средствах реабилитации № 23263 от 23.12.2013, выданному врачебной комиссией Красноярской краевой клинической детской больницы, индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида № 331 от 04.03.2014 года, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России бюро № 9», дефектной ведомости от 07.04.2014 года Новосибирского центра слухопротезирования «Аудиомед», <данные изъяты> необходима замена внешней части кохлеарного импланта - речевого процессора. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технического средства реабилитации является Фонда Социального страхования РФ. Вместе с тем, до настоящего времени ответчик не произвел необходимые реабилитационные мероприятия.
В указанной связи истца просила суд возложить на ГУ КРО ФСС РФ обязанность обеспечить ребенка-инвалида <данные изъяты> техническим средством реабилитации в соответствие с индивидуальной программы реабилитации - обеспечить замену внешней части кохлеарного импланта - речевого процессора.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ КРОФСС РФ просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает на то, что замена и ремонт выходящих из строя частей системы кохлеарной имплантации, установка которой осуществлялась в рамках высокотехнологичной медицинской помощи (а не предоставлялась уполномоченным органом), не может осуществляться уполномоченным органом за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение инвалидов ТСР, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
В судебное заседание представитель Министерства здравоохранения Красноярского края, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ГУ КРО ФСС РФ – Четверикова П.А. (доверенность от 01.01.2015 года №101), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истицу Волошину Н.В., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящимся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно ст. 11 Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года №2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном перечне предусмотрены такие реабилитационные меры как протезирование. Технические средства реабилитации - эндопротезы, а также предоставление услуг по ремонту технических средств реабилитации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 мая 2013 года утверждена Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года.
Согласно указанным нормативно-правовым актам кохлеарные импланты являются протезами и протезно-ортопедическими изделиями, относятся к эндопротезам, то есть являются техническим средством реабилитации, включенным в Федеральный перечень.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категории граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года. № 240.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка обеспечение техническими средствами изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замены ранее предоставленного технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на указанные мероприятия.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», финансирование расходные обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе - изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года №240, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонд социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года Л 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относится, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.
В соответствии со ст.34 указанного Федерального закона высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, <данные изъяты>., являющемуся ребенком-инвалидом по слуху, 16.09.2008 года по квоте Минздрава России была оказана высокотехнологическая медицинская помощь - в Красноярской краевой клинической детской больнице проведена операция на правом ухе по установке системы кохлеарного импланта.
Согласно заключению о нуждаемости в технических средствах реабилитации № 23263 от 23.12.2013 года, выданному врачебной комиссией Красноярской краевой клинической детской больницы <данные изъяты> требуется замена внешней части кохлеарного импланта.
Согласно дефектной ведомости от 07.04.2014 года Новосибирского центра слухопротезирования «Аудиомед» требуется плановая замена установленного речевого процессора и всех комплектующих.
Индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида № 331 от 04.03.2014 года, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России бюро № 9» установлена нуждаемость ребенка-инвалида в техническом средстве реабилитации - замена внешней части кохлеарного импланта-речевого процессора. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технического средства реабилитации указан исполнительный орган Фонда Социального страхования РФ.
Суд первой инстанции, исследовав представленные по делу доказательства и руководствуясь вышеуказанными нормами права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Волошиной Н.В. в интересах ребенка-инвалида <данные изъяты> к ГУ КРО ФСС РФ и возложении на ответчика обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации – заменить внешнюю часть кохлеарного импланта-речевого процессора.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что замена внешней части кохлерного импланта к видам высокотехнологической помощи не относится, является услугой по ремонту технического средства реабилитации, находящегося в эксплуатации ребенка-инвалида, предусмотренной Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, оказание которой гарантировано государством.
Доводы апелляционной жалобы ГУ КРО ФСС РФ о том, что замена и ремонт выходящих из строя частей системы кохлеарной имплантации, установка которой осуществлялась в рамках высокотехнологичной медицинской помощи, не может осуществляться ГУ КРО ФСС РФ, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку замена внешней части кохлерного импланта представляет собой услугу по ремонту технического средства реабилитации, предусмотренной Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, оказание которых гарантировано государством, и на предоставление которых в Фонд социального страхования перечисляются бюджетные ассигнования. Кроме того, в индивидуальной программе реабилитации инвалида исполнителем услуги по замене внешней части кохлеарного импланта – речевого процессора указан Фонд социального страхования РФ. При этом индивидуальная программа реабилитации инвалида в силу ст. 11 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 10 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ КРОФСС РФ– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: