Дело № 2-83/2024
УИД 23RS0030-01-2023-002991-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2024 года Краснодарский край
станица Ленинградская
Ленинградский районный суд
Краснодарского края в составе: судьи Горлова В.С.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Заргаряан К.Р.,
с участием представителя заявителя Ревякина Е.В.,
представителя администрации МО Ленинградский район Лыгиной Ю.А.,
кадастрового инженера Яцкевич Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кулик Н.Ю. к Стороженко А.В., Алеарин В.С. и администрации муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края (далее по тексту – Администрация) об аннулировании сведений о координатах и границах земельных участков и постановке участка на кадастровый учет
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований истица указывает на невозможность во внесудебном порядке исправить ошибки в границах и координатах ее земельного участка, в связи с чем просит суд аннулировать сведения о границах и координатах земельных участков в <адрес> края с кадастровым номером № <...> по <адрес> и с кадастровым номером № <...> по <адрес> просит поставить на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером № <...> на основании графического материала, подготовленного кадастровым инженером ФИО9 от 21.09.2023 года.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель Администрации полагала, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку истцом заявлено значительное изменение площади, а спорный участок имеет обременение.
Кадастровый инженер пояснил, что устанавливал границы участка по его фактическому расположению, полагал возможным принять решение на усмотрение суда.
Ответчики Стороженко А.В. и Алеарин В.С. в судебное заседание не явились, извещены заказными письмами с уведомлением по последнему известному месту жительства, уклонились от получения почтовой корреспонденции, в связи с чем суд считает их надлежащим образом извещенными (абзац второй п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25) и полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении иска.
Представитель КБ «Кубань Кредит», привлеченного к участию в деле, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В связи с тем, что в исковом заявлении не ставится вопрос об оспаривании действий органа исполнительной власти, суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ).
Исследовав материалы дела и выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Кулик Н.Ю. является собственником жилого дома, общей площадью 60,9 кв.м. и земельного участка из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 952 кв.м. с кадастровым номером № <...>, расположенных по адресу: <адрес>
Смежный земельный участок по <адрес>, площадью 548 кв.м. с кадастровым номером № <...> находится в долевой собственности у Стороженко А.В. и Алеарин В.С.
Согласно заключения кадастрового инженера от 21.09.2023 года при выносе точек земельного участка истца было выявлено несоответствие местоположения его границ и площади фактическому на местности и определена фактическая площадь 1253 кв.м.
Полагая, что заключение кадастрового инженера является основанием для аннулирования границ указанных земельных участков и постановки на кадастровый учет его земельного участка, истец не учитывает следующее.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 ЗК РФ).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) (статья 70 ЗК РФ).
Исходя из части 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.
На основании части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласование местоположения границ согласно части 3 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастровой деятельности при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Отсутствие обязательного согласования границы земельного участка с правообладателями смежных земельных участков (статья 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") не является кадастровой ошибкой, а означает нарушение порядка выполнения кадастровых работ и, в том числе, может повлечь спор о праве. Устранение судом подобного нарушения не может производиться в порядке процедуры исправления реестровой (кадастровой) ошибки.
В данном случае отсутствие соглашения смежных землепользователей не исключает наличие спора о праве, а сведений о наличии реестровой ошибки в материалы дела не предоставлено, равно как не предоставлено правового обоснования изменения площади земельного участка истца более чем на 30%.
Пункт 32 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ не предполагает осуществление государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона).
Кроме того, земельный участок истца обременен ипотекой, то есть залогом недвижимости, что является ограничением (обременением) права собственности на недвижимое имущество, соответственно и ограничением объема правомочий собственника.
При таких обстоятельствах исковые требования нельзя признать основанными на законе, они противоречат нормам материального права, регулирующим порядок возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки.
Другие истца направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств в связи с чем основанием для удовлетворения иска являться не могут.
Оценив все представленные сторонами доказательства с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд полагает, что исковые требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 6,69,70 ЗК РФ, ст.ст. 22,26,61 Федерального закона N 218-ФЗ, ст.ст. 38, 39 Закона о кадастровой деятельности, ст. ст. 67, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кулик Н.Ю. к Стороженко А.В., Алеарин В.С. и администрации муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края об аннулировании сведений о координатах и границах земельных участков постановке участка на кадастровый учет - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2024 года.
Судья: В.С. Горлов
копия верна: судья В.С. Горлов
секретарь с/з К.Р. Заргаряан