Судья Кирьянова О.В. Дело № 33а-2115
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
9 марта 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Туктамышевой О.В. и Пилипенко Е.В.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Находки в интересах неопределённого круга лиц к администрации Находкинского городского округа, департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края о возложении обязанности по апелляционной жалобе департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на решение Находкинского городского суда Приморского края от 19 октября 2016 года, которым административные исковые требования удовлетворены. На департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Находкинского городского округа <адрес>, вдоль грунтовой дороги, соединяющей <адрес> протяженностью примерно 100 м шириной примерно 10 м в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу; на администрацию Находкинского городского округа возложена обязанность участвовать в ликвидации указанной несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., выслушав объяснения представителя департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края Фадеева Е.А., прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор г. Находки обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что на земельном участке расположенном примерно в 205 м на север от <адрес> вдоль грунтовой дороги, соединяющей <адрес> Приморского края расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, навален мусор протяженностью примерно 100 м шириной примерно 10 м. Считает, что непринятие административными ответчиками мер по очистке территории от отходов производства и потребления нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. Просит возложить на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Находкинского городского округа примерно в 205 м на север от <адрес>, вдоль грунтовой дороги, соединяющей <адрес>, Приморского края протяженностью примерно 100 м шириной примерно 10 м, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу; на администрацию Находкинского городского округа возложить обязанность участвовать в ликвидации указанной несанкционированной свалки.
В судебном заседании помощник прокурора Швец О.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации Находкинского городского округа Распопова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Представитель департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель Управления Росприроднадзора по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части требований к департаменту по вопросу ликвидации несанкционированной свалки.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Из материалов дела следует, что на земельном участке, расположенном примерно в 205 м на север от дома <адрес>, вдоль грунтовой дороги, соединяющей <адрес>, Приморского края расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, навален мусор протяженностью примерно 100 м шириной примерно 10 м, что подтверждается актом проверки от 25 февраля 2016 года.
Границы Находкинского городского округа Приморского края установлены ст. 3 Закона Приморского края от 6 декабря 2004 года №183-КЗ «О Находкинском городском округе».
Нормами статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, из приведенных правовых норм указанных Федеральных законов, следует, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения городского округа, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района.
Между тем, удовлетворяя административные исковые требования прокурора и возлагая на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, с учетом положений ст.6 Федерального закона №89-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку организация деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с 1 января 2016 года отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации, то ликвидация несанкционированной свалки на территории Находкинского городского округа также входит в полномочия, в данном случае, департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным, он противоречит положениям действующего законодательства.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.
Из анализа положений данного Федерального закона №89-ФЗ следует, что ликвидация несанкционированных свалок не входит в понятие деятельности по обращению с отходами и не может быть отнесена к вопросам сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований прокурора г.Находки Приморского края, предъявленных к департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Поскольку суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, что в соответствии с п.4 ч.2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска к департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, и возложением обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию Находкинского городского округа Приморского края.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 19 октября 2016 года отменить. Принять по делу новое решение.
Административные исковые требования прокурора города Находка удовлетворить частично.
Обязать администрацию Находкинского городского округа Приморского края ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Находкинского городского округа примерно в 205 м на север от <адрес>, вдоль грунтовой дороги, соединяющей <адрес>, Приморского края протяженностью примерно 100 м шириной примерно 10 м, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурору г. Находка к департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в удовлетворении административного иска отказать.
Председательствующий
Судьи