Решение по делу № 2а-3170/2018 от 08.08.2018

Дело № 2а-3170/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Екатеринбург                                               12 августа 2018 года                                               

Орджоникидзевский районный суд гор. Екатеринбурга в составе:

председательствующего           Грудновой А.В.,

при секретаре судебного заседания                 Лещишиной Т.А.,

с участием старшего помощника прокурора Гатауллиной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тиунова Сергея Юрьевича к Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Екатеринбургской городской Думы 7-го созыва по одномандатному избирательному округу №13 с полномочиями окружных избирательных комиссий по одномандатным округам №14 и №15 о оспаривании решения о регистрации кандидата в депутаты,

У С Т А Н О В И Л:

Тиунов С.Ю. обратился в суд с административным иском к Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Екатеринбургской городской Думы 7-го созыва по одномандатному избирательному округу №13 с полномочиями окружных избирательных комиссий по одномандатным избирательным округам №14 и №15 об оспаривании решения о регистрации Естехина Д.В. кандидатом в депутаты Екатеринбургской городской Думы 7-го созыва.

В обоснование заявленных требований указывает, что он является зарегистрированным кандидатом в депутаты Екатеринбургской городской Думы 7-го созыва по одномандатному избирательному округу №14. Естехин Д.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты по этому же избирательному округу. Однако, в нарушение п.3 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» административным ответчиком не была проведена проверка подлинности подписей избирателей, а также соблюдение процедуры их сбора. Достоверность и действительность подписей у него вызывает сомнение, поскольку почерковедческая экспертиза подписей не проводилась, собрать представленное количество подписей в ограниченный срок не представляется возможным, подписные листы заполнены каллиграфическим почерком. Личные качества Естехина Д.В. не позволяли ему собрать необходимое число голосов в поддержку выдвижения его в качестве кандидата в депутаты. Тиунов С.Ю. не участвовал в проверке подписных листов Естехина Д.В. Указанные обстоятельства нарушают его право на равные условия участия в избирательной кампании.

Административный истец Тиунов С.Ю. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.

Представители административного ответчика заместитель председателя окружной избирательной комиссии Казнина Ф.А., секретарь комиссии ЧеремныхД.С., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, пояснив, что избирательные права Тиунова С.Ю. не нарушены. Проверка подписных листов кандидата в депутаты Естехина Д.В. проводилась на заседании комиссии в присутствии административного истца. Избирательной комиссией принято решение о регистрации Естехина Д.В. кандидатом в депутаты Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №14, поскольку им представлено необходимое число подписей избирателей в его поддержку. По результатам проверки сомнений в достоверности и действительности подписей, поданных в поддержку кандидата Естехина Д.В., у членов избирательной комиссии не возникло. В материалах дела имеются письменные возражения относительно заявленных требований.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Естехина Д.В. адвокат Романова Т.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку процедура сбора подписей в поддержку Естехина Д.В. не была нарушена, необходимое число подписей представлено в избирательную комиссию. Процедура проверки подписей избирательной комиссией не была нарушена.

Выслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с гл. 24 КАС РФ при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.

Положениями частей 1 и 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административный иск подлежит удовлетворению, если суд установит наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией. В таком случае суд признает указанное действие (бездействие) незаконным; если же суд установит, что оспариваемое действие (бездействие) не нарушает законодательство о выборах, то следует отказ в удовлетворении административного иска.

В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Екатеринбургской городской Думы шестого созыва от 19 июня 2018 года N18/83 на 09 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии МО «Город Екатеринбург» от 10 мая 2018 года №1/1 для подготовки и проведения выборов депутатов Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам сформирована Окружная избирательная комиссия №13 в количестве 9 членов с правом решающего голоса. Этим же постановлением полномочия окружных избирательных комиссий по одномандатным избирательным округам №14 и №15 возложены на Окружную избирательную комиссию №13.

Постановлением Избирательной комиссии МО «Город Екатеринбург» от 05 июня 2018 года №2/7 сформирован персональный состав окружной избирательной комиссии по выборам депутата Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №13 в составе 9 человек. Председателем Окружной избирательной комиссии назначена Прохорова Татьяна Витальевна.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 13 по выборам депутата Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва (далее - избирательная комиссия) от 24 июля 2018 года №9/46 Тиунов С.Ю. зарегистрирован кандидатом в депутаты Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14.

Решением избирательной комиссии от 01 августа 2018 года №11/55 Естехин Д.В. также зарегистрирован кандидатом в депутаты Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва по этому же одномандатному избирательному округу.

30 июля 2018 года на заседании рабочей группы избирательной комиссии проведена проверка подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Естехина Д.В., по результатам которой установлено, что для регистрации кандидата Естехина Д.В. представлено достаточное для регистрации количество действительных и достоверных подписей избирателей, о чем был составлен протокол №10.

Согласно ч. 1,2 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области, избирательная комиссия при приеме документов, предусмотренных в пункте 1 статьи 51 настоящего Кодекса, проверяет их наличие и правильность оформления, определяет общее число подписей, содержащихся в подписных листах либо в листах поддержки кандидатов, и выдает уполномоченным представителям или кандидатам подтверждение в письменной форме о приеме документов с указанием даты и времени приема. Соответствующая избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим Кодексом. При этом, действующим законодательством на указанном этапе присутствие кандидатов при проверке подписей не предусмотрено.

В соответствии с п. 6 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п. 3 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол.

Из протокола заседания избирательной комиссии от 30 июля 2018 года следует, что Тиунов С.Ю. был извещен о дате, месте и времени проведенного заседания, лично на заседании рабочей группы присутствовал. При нем секретарем избирательной комиссии Черемных Д.С. был оглашен результат проверки подписей избирателей, поданных в поддержку кандидата Естехина Д.В., проведенной по системе ГАС «Выборы». Указанный факт был подтверждён Черемных Д.С. в ходе судебного заседания. Оглашение данных было ошибочно воспринято Тиуновым С.Ю. как итоговый результат проверки.

Проверка, о результатах которой было доложено на заседании секретарем комиссии Черемных Д.С., проводилась в рамках системы ГАС «Выборы» на наличие избирателей, которые не проживают на территории избирательного округа, однако, поставили свои подписи в подписных листах. В ходе проверки был выявлен такой один случай. Данная подпись была избирательной комиссией признана недействительной. Возможность использования системы ГАС «Выборы» при проведении проверки подписей прямо предусмотрена ч.3.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Основная проверка достоверности и действительной подписей, содержащихся в подписных листах в поддержку кандидата Естехина Д.В., проводилась рабочей группой на заседании 30 июля 2018 года, на котором Тиунов С.Ю. присутствовал. Таким образом, доводы административного истца относительно нарушения его права на присутствие при проверке подписей, поданных в поддержку кандидата Естехина Д.В., являются необоснованными, опровергаются исследованными судом письменными материалами дела. Указанные обстоятельства уже были предметом судебного рассмотрения, необоснованность доводов Тиунова С.Ю. в данной части изложена в решении Орджоникидзевского районного суда гор. Екатеринбурга от 06 августа 2018 года.

На заседании рабочей группы Тиунов С.Ю. доводов о недостоверности и недействительности каких-либо подписей, поданных в поддержку кандидата Естехина Д.В., не заявлял, высказывая лишь сомнения в возможности сбора необходимого количества подписей в короткий промежуток времени. Его высказывания занесены в протокол заседания комиссии. Итоговый протокол заседания избирательной комиссии с ведомостью проверки подписных листов от 30 июля 2018 года представлены в материалы дела.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Аналогичные положения содержатся в подпункте 5 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области.

В силу подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Аналогичное положение содержится в подпункте 3 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области.

В судебном заседании судом установлено, что из представленных 343 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Естехина Д.В. избирательной комиссией недействительной была признана одна подпись на основании подпункта 3 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области, как подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.

Оснований сомневаться в достоверности сведений, указанных в ведомости проверки подписей избирателей у суда не имеется. Возражения административного истца относительно достоверности подписей являются не конкретизированными и голословными, основанными лишь на его предположениях и не учитывают различные способы сбора подписей избирателей. Возможность сбора подписей путем не только подомового обхода Тиуновым С.Ю. не оспаривалась.

Таким образом, в ходе судебного заседания было установлено, что общее количество достоверных подписей избирателей, представленных Естехиным Д.В. для регистрации его кандидатом в депутаты, составило 342 подписей избирателей из представленных 343 подписей, что в силу требований действующего избирательного законодательства является достаточным для регистрации кандидата в депутаты Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва. Для регистрации необходимо 312 подписей.

Таким образом, судом установлено, что Естехиным Д.В. соблюден порядок выдвижения кандидатом в депутаты Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14. Документы, необходимые для выдвижения и регистрации, кандидатом Естехиным Д.В. представлены в установленном порядке. В поддержку самовыдвижения представлены подписи 342 избирателей, при необходимых 312. В связи с чем избирательная комиссия приняла обоснованное решение о регистрации Естехина Д.В. кандидатом в депутаты.

Из положений пункта 3 статьи 38 Федерального закона следует, что к проверке подписных листов могут привлекаться эксперты из числа специалистов учреждений юстиции. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, и их подписей. Аналогичные положения установлены в пункте 4 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", порядок проверки подписей избирателей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона. При этом, прямо указано, что положения Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей.

Как установлено, подпунктом "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недействительной на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Аналогичные положения установлены в подпункте 3 пункт 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области. Регистрация кандидата возможна и осуществляется только при наличии необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.

Не соглашаясь с доводами административного истца, суд исходит из того, что его суждения основаны на неправильном понимании и применении норм Федерального закона и Избирательного кодекса Свердловской области. В избирательных правоотношениях установление достоверности и действительности подписей избирателей, внесенных в подписные листы, осуществляется избирательными комиссиями в строго установленном порядке и только с использованием допускаемых законодателем способов проверки. К числу одного из таких способов проверки относится, в частности заключение эксперта.

Порядок проверки подписных листов регламентирован разделом 3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (утверждены Постановление ЦИК России от 13 июня 2012 года N 128/986-6). Утвержденный порядок избирательной комиссией был в полной мере соблюден. Первоочередное право проверки достоверностей и действительности подписей предоставлено избирательной комиссии. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа. Таким образом, заключение эксперта является одним из предусмотренных законом способов проверки подписных листов, но не является преимущественным. В случае наличия у проверяющего сомнения, достоверность подписи может быть подтверждена или опровергнута справкой уполномоченного органа, которым является миграционная служба.

Поскольку достоверность подписей, представленных в поддержку кандидата Естехина Д.В., у членов избирательной комиссии обоснованно сомнений не вызвала, что объективно подтверждается ведомостью проверки подписей, то основания для назначения почерковедческой экспертизы у комиссии отсутствовали. Судом также не усматриваются основания для назначения почерковедческой экспертизы, поскольку Тиуновым С.Ю. не указывается какие подписи, по его мнению должны быть признаны недействительными и по каким основаниям. Его доводы в данной части носят предположительных характер, основанный исключительно на личном опыте сбора подписей избирателей.

Что касается доводов административного истца относительно соблюдения Естехиным Д.В. процедуры сбора подписей, то длительность сбора подписей в рамках избирательной кампании законодательством РФ не регламентирована. Подомовой обход избирателей является лишь одним из способов сбора подписей. Из объяснений представителя заинтересованного лица следует, что сбор подписей избирателей в поддержку кандидата Естехина Д.В. осуществлялся не только путем подомового обхода, но и на улицах избирательного округа сотрудниками избирательного штаба кандидата. Тиунов С.Ю. такую возможность сбора подписей не оспаривал.

Таким образом, доводы административного истца о нарушении избирательной комиссией его избирательных прав, о принятии незаконного решения о регистрации кандидата Естехина Д.В. в ходе судебного заседания объективно подтверждения не нашли. Поскольку нарушений прав Тиунова С.Ю. не установлено, все совершенные избирательной комиссией действия и принятые решения являются законными, согласно части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Тиунову Сергею Юрьевичу в удовлетворении исковых требований к Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Екатеринбургской городской Думы 7-го созыва по одномандатному избирательному округу №13 с полномочиями окружных избирательных комиссий по одномандатным округам №14 и №15 об оспаривании решения от 01 августа 2018 года №11/55 о регистрации Естехина Дмитрия Владимировича кандидатом в депутаты Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №14 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия решения в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Орджоникидзевский районный суд гор. Екатеринбурга.

Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2018 года в 14 часов 30 минут.

Председательствующий:                                                Груднова А.В.

2а-3170/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тиунов С.Ю.
Тиунов Сергей Юрьевич
Прокурор Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга
Ответчики
Окружная избирательная комиссия по выборам депутата Екатеринбургской городской думы 7-го созыва по одномандатному округу № 13
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
ordzhonikidzevsky.svd.sudrf.ru
08.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
08.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2018[Адм.] Судебное заседание
12.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2018[Адм.] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2020Регистрация административного искового заявления
06.05.2020Передача материалов судье
06.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2020Судебное заседание
06.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее