Дело № 2а-61/2022
УИД 62RS0028-01-2022-000087-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Ухолово Рязанской области 19 мая 2022 года
Ухоловский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Шкуриной Е.В.,
с участием помощника прокурора Ухоловского района Рязанской области Бурмистровой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Нистарове Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ухоловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий (в порядке ст. 39 КАС РФ),
у с т а н о в и л:
прокурор Ухоловского района Рязанской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий (в порядке ст. 39 КАС РФ), указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства при обращении с отходами производства и потребления установлено, что на территории муниципального образования - Ольховское сельское поселение вблизи кладбища, расположенного в с. Ольхи Ухоловского района Рязанской области, расположена и функционирует несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов.
В иске указывается, что следствием нарушения санитарно-эпидемиологических требований при реализации полномочий в области обращения отходов является ухудшение окружающей природной среды в месте ее размещения, что вызывает угрозу возникновения эпидемий среди населения.
Администрацией муниципального образования - Ольховское сельское поселение меры, направленные на организацию полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями законодательства, а также меры к выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории поселения не принимаются.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия является одним из основных приоритетов государственной экологической политики.
Обращаясь с заявлением в суд, прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц, поскольку количество лиц, права которых нарушаются загрязнением окружающей среды в результате несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, определить невозможно.
Прокурор Ухоловского района просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной вблизи кладбища, расположенного в с. Ольхи Ухоловского района Рязанской области, и обязать администрацию муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную вблизи кладбища, расположенного в с. Ольхи Ухоловского района Рязанской области, установив ответчику срок для исполнения 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Административный ответчик - администрация муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области, извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направила, однако от главы администрации Калякиной С.И. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. Административные исковые требования признают.
Поскольку ответчик не явился в судебное заседание, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом, его явка не является обязательной и не признана судом обязательной, суд в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ полагает рассмотреть данное административное дело в его отсутствие.
В судебном заседании помощник прокурора Ухоловского района Рязанской области Бурмистрова Е.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Суд, выслушав помощника прокурора Ухоловского района Бурмистрову Е.А., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении дела признать иск полностью или частично, в связи с чем суд принимает признание административного иска административным ответчиком, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Из содержания ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1). К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (ч. 3).
В соответствии с положениями ст. 2.1 Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87-ОЗ
«О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» с 1 января 2019 года за сельскими поселениями Рязанской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (за исключением организации в границах сельского поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения), 5 - 8, 15, 18, 22, 26, 31, 32, 33.1, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с содержанием ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Как следует из содержания ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; проведения социально-гигиенического мониторинга; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ч. 2).
В ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» даны основные понятия, используемые в данном законе: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Как закреплено в ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ч. 7).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из представленных прокурором доказательств судом достоверно установлен факт существования несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области вблизи кладбища, расположенного в с. Ольхи Ухоловского района Рязанской области. Ее местоположение не удовлетворяет установленным требованиям законодательства, предъявляемым к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Указанные факты не отрицаются административным ответчиком, подтверждаются справкой о результатах проверки от 25.06.2021 (л.д. 10), объяснением главы администрации муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области Калякиной С.И. от 30.03.2022 (л.д. 8).
Следствием нарушения санитарно-эпидемиологических требований при реализации полномочий в области обращения отходов является ухудшение окружающей природной среды в месте размещения несанкционированной свалки ТКО, что вызывает угрозу возникновения эпидемий среди населения и лиц, временно пребывающих на территории поселения, т.е. неопределенного круга лиц.
Администрацией муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области не принимаются меры, направленные на организацию регулярной очистки территории поселения от отходов в соответствии с санитарными требованиями.
С учетом того, что установлен факт наличия несанкционированной свалки на территории муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области, обязанность и необходимость ее устранения административным ответчиком, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором Ухоловского района Рязанской области требования являются законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, присуждением к исполнению обязанности в натуре.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов суд указывает на необходимость совершения определенного действия и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает разумным установить административному ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 178-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление прокурора Ухоловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий (в порядке ст. 39 КАС РФ)удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной вблизи кладбища, расположенного в с. Ольхи Ухоловского района Рязанской области.
Обязать администрацию муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области в срок - 1 месяц со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную вблизи кладбища, расположенного в с. Ольхи Ухоловского района Рязанской области.
Административному ответчику в течение одного месяца со дня исполнения решения суда необходимо сообщить в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, - прокурору Ухоловского района Рязанской области, об исполнении решения по административному делу.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Ухоловский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20.05.2022.
Судья: Е.В. Шкурина