Р Е Ш Е Н И Е                           № 2а-983/18

                                          Именем Российской Федерации

Г. Волоколамск                                                                               6 июля 2018 г.

Волоколамский городской суд Московской области в составе

Председательствующего судьи Е.Н. Касаткиной,

При секретаре О.Н. Тепляковой,

        Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Продовольственная безопасность» к государственному лесному инспектору Московской области, Государственному казенному учреждению Московской области «Мособллес» о признании предписаний незаконными,

                                                   У с т а н о в и л :

      В суд обратилось ООО «Продовольственная безопасность» в лице представителя по доверенности Моисеева Р.Е. к административному ответчику- государственному лесному инспектору <адрес> Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» о признании незаконными предписаний от ДД.ММ.ГГГГ( 1) и (2), в обоснование требований указано, что предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ на земельных участках с кадастровыми номера , прилегающих к землям лесного фонда, отделить противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером.

     В административном исковом заявлении указано на п. 16 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (охраны), в соответствии с п. 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах пользователи территорий, прилагающих к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, парубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером. Оспариваемые предписания не соответствуют указанным положениям и нарушают права административного истца.

      Затем, в уточненном исковом заявлении представитель административного истца по доверенности Козырев Д.Е. указал, что в соответствии со ст. 96 Лесного кодекса РФ полномочие давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений осуществляется в рамках проведения федерального государственного лесного надзора при соблюдении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Административный истец не уведомлялся о проведении внеплановой проверки. Если проводилось мероприятие по контролю, то оно должно осуществляться на основании планового (рейдового) задания, о чем не указано в предписаниях.

      В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Козырев Д.Е. требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам административного искового заявления и уточнений к нему. Суду пояснил, что, действительно, ДД.ММ.ГГГГ предписания от ДД.ММ.ГГГГ исполнены, но они нарушают права ООО «Продовольственная безопасность», так как на административного истца возложена обязанность, которую инспектор не должен был возлагать. Чтобы избежать ответственности за неисполнение предписаний, они исполнены.

     В соответствии со ст. 221 КАС РФ к участию в деле к качестве второго административного ответчика было привлечено ГКУ МО «Мособллес».

       Административный ответчик- государственный лесной инспектор Карпов В.П. иск не признал, просит отказать административному истцу в его удовлетворении, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ проходило патрулирование земель, примыкающих к землям лесного фонда. Было установлено, что к лесным участкам примыкают участки в районе д. <адрес>, которые не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или другим противопожарным барьером, что являлось нарушением Правил пожарной безопасности в лесах. Затем установлено, что это участки принадлежат ООО «Продовольственная безопасность». ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выдано два предписания ДД.ММ.ГГГГ, устранить нарушения до ДД.ММ.ГГГГ. Представить ООО «Продовольственная безопасность» сообщил ему ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений. Он выезжал на место, составил акт, что предписания исполнены. Хочет отметить, что на землях административного истца трава была прошлогодняя, ее невозможно было убрать, поэтому необходимо было отделять земли лесного фонда полосой не менее 0,5 м, о чем и указано в предписании. Считает, что права ООО «Продовольственная безопасность» предписаниями не нарушены. На ООО была возложена обязанность, предусмотренная Правилами пожарной безопасности в лесах.

       Представитель ГКУ МО «Мособллес» по доверенности Степанова Ю.В. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении. Предписания от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Продовольственная безопасность» исполнены, о чем представитель ООО сообщил государственному лесному инспектору еще ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемыми предписаниями права и законные интересы административного истца не нарушены, на него возложена обязанность, предусмотренная Правилами пожарной безопасности в лесах. Государственному инспектору на месте было виднее как устранить нарушения Правил. С чем административный истец и согласился.

      В судебном заседании установлено, что ООО «Продовольственная безопасность» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, расположено по адресу <адрес>, генеральным директором является Граков С.Н.

     ООО «Продовольственная безопасность» является собственником земельных участков- площадью 59260 кв.м с кадастровым номером земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, площадью 314720 кв.м с кадастровым номером земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

      ДД.ММ.ГГГГ государственный лесной инспектор Московской области Карпов В.П. составил акт осмотра территории лесного участка при патрулировании территории лесного фонда в рамках федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального государственного пожарного надзора в квартале 74 выделах 13, 15, 16 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества вблизи д. <адрес> по маршруту . Установлено в результате осмотра, что к кварталу 74 выделам 13, 15, 16 Волоколамского участкового лесничества примыкают земельные участки с кадастровыми номерами , которые не отделены противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 м или противопожарным барьером от территории лесного фонда, что является нарушением п. 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах. Данные участки принадлежат ООО «Продовольственная безопасность».

      ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административном правонарушении в отношении ООО «Продовольственная безопасность».

      ДД.ММ.ГГГГ ООО «Продовольственная безопасность» государственный лесной инспектор Московской области Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» Карпов В.П. выдал два предписания об устранении нарушений лесного законодательства- № (1), (2). Указано, что в отношении ООО «Продовольственная безопасность» составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения- провести мероприятия на земельном участке с кадастровым номером , прилегающим к территории лесного фонда к кварталу 73 выделам 10, 13 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества, расположенного вблизи <адрес>, в соответствии с п. 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , то есть прилегающую к лесному фонду территорию отделить противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером, аналогичные мероприятия предписано провести в отношении земельного участка в кадастровым номером .

      Определением от ДД.ММ.ГГГГ действие предписаний приостановлено до принятия решения по административному иску.

      ДД.ММ.ГГГГ представитель ООО «Продовольственная безопасность» Моисеев Р.Е. информировал государственного лесного инспектора Карпова В.П., что предписания от ДД.ММ.ГГГГ исполнены, проведены мероприятия, указанные в предписаниях.

    ДД.ММ.ГГГГ составлены акты осмотра территорий лесного участка, указано, что участки отделены от территории лесного фонда противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м, то есть предписания исполнены.

     Заслушав стороны по делу, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данным законом предусмотрена обязательная процедура назначения и проведения проверок, оформление акта с указанием выявленных нарушений, а также принятие соответствующих мер реагирования.

В силу ст. 17 данного Федерального закона предписание выносится в случае выявления при проведении контролирующим органом в установленном порядке соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 КоАП РФ).

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

На необходимость применения положений вышеназванного Федерального закона при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охране) указано в ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса РФ- федеральный государственный лесной надзор вправе осуществлять уполномоченные должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 данной статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими. К числу таких учреждений в Московской области относится и ГКУ МО «Мособллес».

          На основании ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 года № 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора. На основании п. 8 Положения должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанные в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.

В п. 10 Положения указано, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из п. 12 Положения федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством, в том числе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

        В соответствии с ч. 1, 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

        Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах. Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

Согласно пункту 9 Правил пожарной безопасности в лесах запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

В соответствии с пунктом 9 (1) указанных Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 года № 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора. Одной из форм государственного лесного надзора являются мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, в том числе в виде патрулирования.

Как усматривается из материалов дела, 20 апреля 2018 года производилось патрулирование территории лесного фонда в рамках федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), осмотрены участки в кварталах 73 и 74 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества вблизи д. <адрес>. Было установлено, что земельные участки, примыкающие к землям лесного фонда, не отделены минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером. Было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами принадлежат ООО «Продовольственная безопасность».

Суд пришел к выводу, что в данном случае проверка не назначалась и фактически не проводилась, проведено маршрутное патрулирование участков лесного фонда на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. Данное мероприятие - маршрутное патрулирование участков лесного фонда является осуществлением наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами, однако при наличии последних на месте осмотра они имеют право принимать участие при проведении обследования и составлении соответствующих документов.

Должностные лица службы по контролю производят визуальный осмотр объектов с целью оценки соответствия состояния и содержания объекта требованиям действующих норм и правил. В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений установленных норм и правил содержания объектов.

При указанных обстоятельствах применение к возникшим правоотношениям положений Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности». является неправомерным. Поэтому доводы представителя административного истца по доверенности в этой части суд находит несостоятельными. Кроме того, предписания от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом исполнены. Следовательно, ООО «Продовольственная безопасность» согласилось с ними, поэтому права и законные интересы административного истца не нарушены, что влечет за собой отказ в административном иске. Не установлено, что на административного истца незаконно была возложена обязанность по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в лесах. Государственный лесной инспектор в зависимости от сложившей ситуации вправе избрать любой способ устранения допущенных нарушений.

         Руководствуясь ст. 177- 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                                      Р Е Ш И Л :

       ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ (1) ░ (2) ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.

         ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

2а-983/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Продовольственная безопасность"
Ответчики
государственный лесной инспектор МО Волоколамского филиала ГКУ МО "Мособллес" Карпов Виктор Петрович
Другие
Моисеев Роман Евгеньевич
Моисеев Р.Е.
Суд
Волоколамский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
volokolamsk.mo.sudrf.ru
04.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
05.06.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.06.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2018[Адм.] Судебное заседание
09.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2020Регистрация административного искового заявления
20.04.2020Передача материалов судье
20.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2020Судебное заседание
20.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2020Дело оформлено
20.04.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее