Дело № 2-691/2023 (43RS0026-01-2023-000898-11)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2023 года г. Омутнинск Кировской области
Омутнинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Бересневой Ю.В.,
при секретаре Владыкиной Е.С.,
с участием помощника прокурора Омутнинского района Кировской области Копытова В.Ф.,
представителя ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области Веселковой Е.В.,
представителя третьего лица ФСИН России Яковлевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Камского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределённого круга лиц к федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Камского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в защиту прав неопределенного круга лиц (осужденных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области) обратился в суд с иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. В обоснование указали, что Камской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в мае 2023 года проведена проверка, в ходе которой совместно с сотрудниками ОНДПР по Омутнинскому району Кировской области установлено, что администрацией учреждения не в полной мере соблюдаются требования ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. В здании цеха № 2 производственной зоны системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара) находятся в неисправном состоянии. Автоматические установки пожарной сигнализации и система оповещения управления эвакуацией людей при пожаре (системы) в здании клуба превысили предельный срок службы, а именно срок эксплуатации прибора приемно-контрольного охранно-пожарного ППКОП «Гранд Магистр-16», в соответствии с технической документацией, установленного в здании, закончился в 2021 году. Согласно сведениям ФКУ ИК-1 по состоянию на 29.06.2023 вышеуказанные нарушения не устранены. Непринятие мер ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области по соблюдению требований пожарной безопасности нарушает права осужденных, отбывающих в нем наказание. Просит обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области в здании цеха №2 привести в исправное состояние системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара). Произвести замену автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре (системы) в здании клуба в срок до ДАТА ИЗЪЯТА.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Омутнинского района Кировской области Копытов В.Ф. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Веселкова Е.В. исковые требования не признала, указав, что система пожарной сигнализации в цехе № 2 неисправна. В здании клуба пожарная сигнализация находится в рабочем состоянии. Истечение срока эксплуатации ППКОП «Гранд Магистр-16», не является основанием считать системы, в которые он входит, не работоспособными. Специалистами учреждения на основании имеющейся в учреждении лицензии на установку и обслуживание систем АПС проведена проверка работоспособности данных систем в здании клуба и составлен соответствующий акт, системы являются работоспособными, выполняющими возложенные на них функции. Замена приемно-контрольного охранно-пожарного прибора ППКОП «Гранд Магистр-16» возможна лишь в случае полной замены автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре (системы) в здании клуба. Для исполнения указанных в исковом заявлении обязанностей учреждению необходимо провести маркетинговые исследования; закупить услугу организации, имеющей для этого соответствующую лицензию, по разработке соответствующей проектной документации; направить заявку на выделение необходимых для закупки исходных материалов и проведению работ по монтажу денежных средств; получить лимиты бюджетных обязательств по соответствующим статьям в необходимых размерах; провести соответствующие закупки и работы. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области направлены ходатайства о выделении денежных средств на проектирование АПС. Лимиты бюджетных обязательств на проектирование АПС не доводились и в 2023 году доведены не будут. Отсутствие финансирования на проектирование АПС является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решить данный вопрос о проектировании АПС, поскольку сама колония не располагает необходимыми правами и средствами для исполнения указанных в исковом заявлении обязанностей. В ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области имеется пожарная часть первого разряда, пожарные посты, пожарные водоемы, имеются камеры, где проходит посуточное наблюдение, за счет чего обеспечивается безопасность людей. Срок годности истек незначительно. Если в 2024 году деньги будут доведены, сразу начнут делать данные проекты, но привести их в окончательное состояние до ДАТА ИЗЪЯТА не успеют. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ФСИН России Яковлева Л.И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, поскольку истцом не установлено, что имеющиеся в здании клуба автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара не работоспособны. ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области является учреждением уголовно-исполнительной системы. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. Заявленные в исковом заявлении мероприятия не выполнены ввиду отсутствия финансирования. Лимиты бюджетных обязательств на проектирование АПС не доводились и в 2023 году доведены не будут. Отсутствие финансирования на проектирование АПС является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решить данный вопрос о проектировании АПС, оно может быть осуществлено за счет средств бюджета, поскольку сама колония не располагает необходимыми правами и средствами для исполнения указанных в исковом заявлении обязанностей. В ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области имеется пожарная часть первого разряда, а также на территории колонии имеются пожарные посты, пожарные водоемы. В здании цеха и клуба осужденные находятся только днем в ограниченное время. АПС и система оповещения управления эвакуацией людей в здании клуба находится в рабочем состоянии. Эксплуатация сверх срока службы допускается законом в соответствии с имеющейся лицензией. В случае выделения денежных средств в 2024 году, требуется проведение маркетинговых исследований, проведение закупок, аукционов на изготовление проекта и закупку оборудования, а также его установку, что в среднем замет около года. Следующая проверка ОНДПР должна состояться 01.12.2024.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что обязательными требованиями пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Подтверждение соответствия в области пожарной безопасности –это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, норм пожарной безопасности или условиям договоров.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 2 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся: национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона; стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности установлены ч. 1 ст. 6 Закона № 123-ФЗ, и предусматривают, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае полного выполнения требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений.
В соответствии с положениями ст. 51 Закона №123-ФЗ целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Перевод систем противопожарной защиты с автоматического пуска на ручной, а также отключение отдельных линий (зон) защиты запрещается, за исключением случаев, установленных пунктом 458 настоящих Правил, а также работ по техническому обслуживанию или ремонту систем противопожарной защиты (п. 55).
Согласно Уставу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области (т. 1, л.д. 9-17) является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. (п. 1.1). Учредителем и собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России (п. 1.2). Функции и полномочия учредителя Учреждения Федеральная служба исполнения наказаний. Предметом и целями деятельности учреждения являются в том числе, создание осужденным условий содержания, соответствующих норам федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, международного права, положениям международных договоров Российской Федерации (п. 2.1). Учреждение для достижения целей, указанных в п. 21 обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в учреждении, а также безопасность лиц, находящихся на его территории (п. 2.5.1).
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведённой Камской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 12.05.2023, с участием сотрудника ОНДПР Омутнинского района в качестве специалиста, выявлены нарушения требований пожарной безопасности в том числе: в здании цеха № 2 системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара) находятся в неисправном состоянии (отключена) в нарушение п. 54 ППР в РФ; автоматические установки пожарной сигнализации и система оповещения управления эвакуацией людей при пожаре (системы) в здании клуба превысили предельный срок службы, а именно срок эксплуатации прибора приемно-контрольного охранно-пожарного ППКОП «Гранд Магистр – 16», в соответствии с технической документацией, установленного в здании закончился в 2021 году (л.д. 18-19).
Согласно рапорту помощника Камского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДАТА ИЗЪЯТА в ходе проверки, проведенной в июне 2023 года установлено, что администрацией учреждения не в полной мере соблюдаются требования ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 в здании цеха № 2 производственной зоны системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара) находятся в неисправном состоянии. Автоматические установки пожарной сигнализации и система оповещения управления эвакуацией людей при пожаре (системы) в здании клуба превысили предельный срок службы, а именно срок эксплуатации прибора приемно-контрольного охранно-пожарного ППКОМ «Гранд Магистр-16», в соответствии с технической документацией, установленного в здании закончился в 2021 году. Указанные нарушения выявлялись в ходе проведения проверки ОНДПР в мае 2023 года (л.д. 21).
Данные нарушения также подтверждены справкой о состоянии пожарной безопасности в ФКУ ИК-1 (л.д. 20).
Свидетель Патрушев И.А. в судебном заседании показал, что принимал участие в проверке ФКУ ИК-1 на основании поручения прокурора Камской прокуратуры за соблюдением прав в ИУ. В цехе № 2 автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения управления эвакуацией людей была отключена, что трактуется как неисправность, так как ручное выключение систем запрещено. При этом истекли сроки ее эксплуатации. Автоматические установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей в здании клуба превысили предельный срок службы, которые согласно ГОСТ составляет 10 лет, и подлежат полной замене. В представленных рабочих проектах на цех № 2 и здание клуба имеются сведения, что указанный срок закончился, поскольку документов о приеме в эксплуатацию не представлено, срок исчислялся с момента составления проекта. Эксплуатация сверх установленных сроков возможна лишь при наличии у организации лицензии, которая у ФКУ ИК-1 имеется, и подтверждающих документов об испытаниях системы. Способы и методы проведения испытаний закреплены в национальном стандарте, проводимые ФКУ ИК-1 испытания не соответствуют требованиям ГОСТ. В представленном ФКУ ИК-1 документе о проверке указан порядок и метод проведения, конечный результат отсутствует, данный акт не является результатом проверки. Прибор «Гранд Магистр-16» является прибором, в котором собирается информация обо всех входящих нарушениях работы системы, поэтому проверка работоспособности одного прибора путем нажатия кнопки, не является основанием полагать, что вся система находится в исправном состоянии. По выявленным нарушениям информация направлена в Камскую прокуратуру, прокурор возбудил производство по делу об административном правонарушении, решение пока не принято. В следующем году в ФКУ ИК-1 планируется проведение плановой проверки.
Согласно рабочим проектам, проект автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре библиотеки и клуба ФБУ ИК-1014.10-ПС и здания цеха № 2 ФБУ ИК-1 по адресу п. Котчиха, ул. Профсоюзная 001.11-ПС, составлены КООВДПО Омутнинский районный совет ВДПО в 2010 и в 2011 году соответственно. Заказчик - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области.
Согласно лицензии № 43-Б/00245 от 29.12.2020 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области выдана лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий сооружений. Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: монтаж технического обслуживания и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (л.д. 55).
Согласно актам обследования систем и средств противопожарной защиты объектов ФКУ ИК-1 на работоспособность от 28.07.2023, от 14.09.2023, проверкой осмотрена автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения управления эвакуацией людей при пожаре (далее АПС) в здании клуба жилой зоны ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области. По результатам проверки на работоспособность АПС выявлено следующее: АПС в здании клуба находится в исправном состоянии, сигнал при нажатии кнопки оповещения проходит в дежурную часть, где установлен приемно- контрольный прибор. Имеется проектная документация от 2010 года (л.д. 34 об., 38).
Из акта проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию) системы пожарной сигнализации и систем оповещения управления эвакуацией людей при пожаре зданий и сооружений, следует, что по результатам проведенных проверок СПС и СОУЭ в здании клуба считается прошедшей на работоспособность: работы выполнены в соответствии с требованиями настоящего стандарта, проекта производства работ, технологическими картами и технической документацией изготовителей; результаты измерений являются в пределах, установленных нормативными документами по пожарной безопасности. Комиссия в составе Тетерлева А.В., Плотникова В.Ю., Цалова Е.И.
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области обращалось в УФСИН России по Кировской области с заявлениями о выделении лимита бюджетных обязательств для выполнения требований пожарной безопасности по проведению замены АПС в здании клуба, приведению в исправное состояние АПС в здании цеха № 2 и проведение закупки по составлению проектной документации на объекты защиты (л.д. 36).
По сообщению УФСИН России по Кировской области от 19.07.2023 в адрес ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области, выделение денежных средств на закупку по составлению проектной документации на АПС и СОУЭ в рамках ЛБО на 2023 год не предусмотрено (л.д. 35).
В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу ст. 9 указанного закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
На момент рассмотрения дела нарушения, выявленные в результате проверки, не устранены. Необходимость исполнения вышеуказанных требований пожарной безопасности ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области фактически не оспаривается.
Проводимые специалистами учреждения проверки работоспособности пожарных систем в здании клуба, суд расценивает, как альтернативный метод обеспечения пожарной безопасности, который не освобождает ответчика от возложенных на него законом обязанностей, в том числе произвести замену автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуации людей при пожаре (системы) в здании клуба.
Исходя из изложенных выше правовых норм, возложения законом обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности на ответчика, доказанности факта нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и, как следствие, нарушения права неопределенного круга лиц на безопасное пребывание в исправительном учреждении, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Проанализировав положения законодательства о пожарной безопасности, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения законодательства о противопожарной безопасности могут повлечь за собой негативные последствия для находящихся на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области лиц, несут опасность для их жизни и здоровья.
Вместе с тем суд считает, что решение суда должно быть исполнимым и срок для устранения нарушений должен быть установлен с учетом объема подлежащих выполнению работ и финансирования учреждения.
Учитывая проводимые ответчиком мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, наличие альтернативных мер, осуществляемых до полного устранения нарушений, суд полагает разумным и достаточным установить данный срок до 01.12.2024.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования и.о. Камского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области» (ИНН ***) в срок до 01.12.2024 привести в исправное состояние системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара) в здании цеха № 2; произвести замену автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуации людей при пожаре (системы) в здании клуба.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кировский областной суд через Омутнинский районный суд Кировской области.
Судья Ю.В. Береснева
Мотивированное решение составлено 09.10.2023.