Решение по делу № 2-2681/2024 от 23.05.2024

УИД № 74RS0017-01-2024-003058-39

Дело № 2-2681/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2024 года                 г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего            Барашевой М.В.,

при секретаре                    Богомазовой М.С.,

с участием прокурора             Казаковой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2681/2024 по иску прокурора города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Гаражному потребительскому кооперативу «Чайка» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Гаражному потребительскому кооперативу «Чайка» (далее ГПК «Чайка»), в котором просит возложить обязанность:

в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда создать в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правил благоустройства Златоустовского городского округа площадку для накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) либо обеспечить сбор и удаление (вывоз) твердых коммунальных отходов бестарным методом;

в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда внести в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Златоустовского городского округа сведения о созданном месте накопления твердых коммунальных отходов (л.д. 5-11).

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе рассмотрения обращения директора ООО УК «ЗлатСитиСервис» установлено, что ГПК «Чайка» в нарушение требований законодательства не создало место для накопления твердых коммунальных отходов. По информации ООО УК «ЗлатСитиСервис» мусор складируется в контейнерную площадку по <адрес>, находящейся в управлении ООО УК «ЗлатСитиСервис». В ходе проверки не предоставлено данных о том, что ГПК «Чайка» осуществляло самостоятельный вывоз ТКО, не нарушая требования федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». В адрес руководителя ГПК «Чайка» ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений в области обращения с твердыми коммунальными отходами, представление не рассмотрено, нарушения не устранены.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями главы 10 ГПК РФ извещался судом по адресу, указанному в исковом заявлении, который совпадает с адресом юридического лица, указанного в выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 24-28). Однако за получением судебных извещений, направленных заказной почтой, представитель ответчика не являлся, почтовым отделением в адрес суда возвращены конверты, адресованные ответчику с отметкой об истечении срока хранения (л.д. 50).

В соответствии с пунктом 31 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых Приказом Минцифры России от 17.04.2023 № 382, почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. Извещения о регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов согласно указанным на них адресам, если оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи не определено иное.

Согласно пункту 33 Правил факт вручения регистрируемых почтовых отправлений подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).

Согласно пункту 34 Правил почтовые отправления федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, содержащих вложения в виде судебных извещений (судебных повесток), копий судебных актов (в том числе определений, решений, постановлений судов), судебных дел (материалов), исполнительных документов) (далее - почтовые отправления разряда "судебное"), при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 календарных дней.

По истечении установленного срока хранения не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи не определено иное.

На основании пункта 10.7.14 Приказа АО "Почта России" от 21.06.2022 № 230-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений» 10.7.14 почтальон: доставляет почтовые отправления по указанным на них адресам и выдает адресатам (уполномоченным представителям) в соответствии с требованиями пунктов 10.1 - 10.3 Порядка; при невозможности вручить регистрируемое почтовое отправление (РПО) опускает извещения в ячейки абонентских почтовых шкафов (почтовые абонентские ящики), проставляет причину невручения РПО в графе "Результат доставки-возврата".

Согласно п.11.2 РПО разряда "Судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 (семи) календарных дней.

Сведений о наличии при доставке судебных извещений ответчику нарушений Правил оказания услуг почтовой связи со стороны органа связи у суда не имеется. Также отсутствуют сведения о том, что судебное извещение не было получено ответчиком по не зависящим от него причинам. Сведения о месте и времени рассмотрения дела размещались на сайте Златоустовского городского суда в сети Интернет.

Суд не может игнорировать требования эффективности и экономии, которые должны выполняться при отправлении правосудия, поэтому, соблюдая право истца на рассмотрение дела в сроки, установленные ст. ст. 6.1, 154 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика по доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Представители третьих лиц ОМС «КУИ ЗГО», ООО «Центр коммунального сервиса», Администрация Златоустовского городского округа, МКУ ЗГО «УЖКХ», ООО «Управляющая компания «ЗлатСитиСервис» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 47-49, 55-53).

ООО «Центр коммунального сервиса» в письменном отзыве (л.д.34-35) указало, что в соответствии с п. 2.1.1. Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Челябинского кластера Челябинской области, заключенного между Министерством экологии Челябинской области и ООО «ЦКС», региональный оператор обязан осуществлять сбор ТКО в соответствии с территориальной схемой. В разъяснениях от 09.12.2019 № 01/13487 Министерство экологии Челябинской области указало, что в населенных пунктах, не обеспеченных контейнерными площадками, должен быть обеспечен бестарный сбор ТКО (по графику). Законодательством установлены обязательные требования к размещению контейнерных площадок. Поскольку земельный участок ГПК «Чайка» состоит из земельных участков собственников, на собственниках лежит обязанность по созданию и выбору места накопления ТКО для нужд данных собственников и такие места должны быть согласованы с органом местного самоуправления по установленной форме и в установленном порядке, на основании соответствующей заявки. Федеральным законом от 24.07.2023 № 338-ФЗ «О Гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не закреплено право членов данных объединений на самостоятельный вывоз ТКО, а также на оформление членами объединений, имеющих хозяйственные постройки и гаражи, то есть нежилые дома, прямых договорных отношений с региональным оператором. Собственники гаражей, земельных участков, а также лица, которым гараж и (или) земельные участки в границах территории гаражного назначения предоставлены во владении соблюдать требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологически» и иные требования и ограничения, установленные законодательством Российское Федерации, а также правила, установленные решениями общего собрания собственников гаражей, решениями общего собрания членов товарищества собственников недвижимости, в том числе поддерживать принадлежащие им гаражи и (или) земельные участки в надлежащем состоянии. ГПК «Чайка» не создало в границах своей территории на земельном участке общего назначения контейнерную площадку, соответствующую предъявляемым требованиям и не организовало надлежащим образом накопление, сбор и вывоз ТКО.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п.1 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено также в ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

На основании ч.1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Пунктом 2 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Законом.

Статьей 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п.4).

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.6).

В соответствии с п.4 ст.24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), все собственники ТКО (граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица) обязаны заключить договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

В силу п.8.4 Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как установлено п.10 Правил № 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Согласно п.5.10 СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таб.5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.

В соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

По смыслу п.5 СанПин 2.1.3684-21 выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию указанного реестра определены Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 года № 1039 (далее по тексту – Правила № 1039), в силу п.2 которых места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с п.3 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п.4 Правил № 1039).

Согласно п.27 «Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Челябинской области», утв. постановлением Правительства Челябинской области от 27.06.2017 № 307-П, для накопления отходов, образующихся в садоводческих, огороднических некоммерческих товариществах и гаражно-строительных кооперативах, используются: контейнерные площадки с твердым покрытием; площадки для накопления крупногабаритных отходов.

На основании абз.2 п.15 СанПин 2.1.3684-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках).

Под понятием «бестарный метод» понимают – удаление по графикам ТКО в таре собственника (мешок, пакет, ведро) непосредственно в транспорт, предназначенный для транспортирования, без накопления ТКО на контейнерных площадках и вне их (письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.03.2022 года № 09-4906-2022-40).

Решением Собрания депутатов ЗГО от 06.07.2012 № 30-ЗГО утверждены Правила благоустройства территории ЗГО, п.75 которых предусмотрено, что юридические лица в силу закона или договора принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны: обеспечить устройство площадок для сбора и временного хранения ТБО и оборудовать их контейнерами (мусоросборниками) либо заключить договор на обращение с отходами с собственником контейнерной площадки или организацией, обслуживающей площадки для сбора и временного хранения ТБО, в соответствии с законодательством; содержать площадки для сбора и временного хранения ТБО и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищать их от мусора согласно графику; не допускать переполнение мусоросборников отходами; принимать меры по предотвращению возгорания отходов в контейнерах (мусоросборниках), а в случае возгорания отходов своевременно принимать меры по тушению пожара в соответствии с законодательством; осуществлять раздельный сбор ТБО; организовать вывоз и размещение (утилизацию, переработку) отходов из мест сбора и временного хранения ТБО в соответствии с законодательством; не допускать образования несанкционированных свалок на отведенной и прилегающей территориях.

В соответствии с п.3 СанПин 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с. отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее-специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее-заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно абзацу 2 пункта 15 Санитарных правил допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках).

В силу пункта 7 Правил № 1039 по результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании шеста (площадки) накопления ТКО такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 13 Правил).

В случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования (п.21 Правил).

Заявитель направляет в уполномоченный орган заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по форме, установленной уполномоченным органом (п.22 Правил).

Процедура согласования создания места (площадки) накопления ТКО на территории Златоустовского городского округа урегулирована соответствующим регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденным постановлением Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 08.08.2019 № 325-П.

В соответствии со статьей 44 ФЗ «Об охране окружающей среды» здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

В силу статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

По смыслу пункта 5 СанПин 2.1.3684-21 выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.

При этом Региональным оператором в целях создания санитарно- эпидемиологического благополучия населения и предотвращения размещения ТКО на земельных участках, не предназначенных для этих целей, может применяться бестарный метод сбора и вывоза ТКО (без накопления ТКО на контейнерных площадках) в случае выбора указанного способа вывоза ТКО самим потребителем при направлении в адрес регионального оператора соответствующего заявления о заключении договора на вывоз ТКО.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ). При этом под объектом размещения отходов законодатель понимает специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац 9 статьи 1 Закона № 89-ФЗ).

Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника твердых коммунальных отходов только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие отходы.

В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2023 № 338-ФЗ «О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение о заключении собственниками гаражей договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами принимается на общем собрании собственников гаражей.

Частью 1 ст. 11 ФЗ «О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники гаражей, земельных участков, а также лица, которым гаражи и (или) земельные участки в границах территории гаражного назначения предоставлены во владение и (или) в пользование, при осуществлении принадлежащих им прав должны соблюдать требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные требования и ограничения, установленные законодательством Российской Федерации, а также правила, установленные решениями общего собрания собственников гаражей, решениями общего собрания членов товарищества собственников недвижимости, в том числе поддерживать принадлежащие им гаражи и (или) земельные участки в надлежащем состоянии.

Образование твердых бытовых отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, поэтому отсутствие на территории ответчика соответствующих условий для сбора отходов еще не свидетельствует о не накоплении таковых (Определении Верховного Суда РФ от 26.02.2016 № 309-ЭС15- 13978 по делу № А07-3169/14).

Прокурором г. Златоуста в адрес руководителя ГПК «Чайка» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления (л.д.21-23), в котором, ссылаясь на отсутствие в ГПК места для накопления ТКО, а также не принятие мер для создания места накопления ТКО либо направление в адрес регионального оператора заявления о заключении договора на вывоз ТКО бестарным методом, предложено устранить допущенные нарушения.

В ходе судебного разбирательства доказательств того, что ответчиком создана контейнерная площадка для установки на ней контейнеров для накопления ТКО, в материалы дела не представлено.

Изложенные обстоятельства подтверждаются ответом Администрации ЗГО, что в реестре мест (площадок) накопления ТКО контейнерным способом на территории ЗГО, утв. Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ площадка накопления ТКО в отношении ГПК «Чайка» не определялась (л.д. 43).

Приведенные выше правовые нормы определяют, что организация мест (площадок) накопления ТКО лежит на ГПК.

В случае невозможности создания ответчиком контейнерной площадки для накопления ТКО, с учетом имеющейся застройки на территории ГПК и необходимостью соблюдения требований СП 53.13330.2019, в том числе, в части расстояний от границ участков до контейнерной площадки, ГПК «Чайка» должно обеспечить сбор и удаление (вывоза) ТКО бестарным способом, что не противоречит положениям пп.в п.10 Правил № 1156, а также абз.2 п.15 СанПиН 2.1.3684-21.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно ч.2 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся помимо прочего создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Таким образом, вопросы, связанные с организацией размещения мест сбора твердых коммунальных отходов относятся к компетенции Администрации муниципального образования – Златоустовский городской округ.

В Златоустовском городском округе в целях осуществления управленческих и технических функций создан отраслевой орган Администрации ЗГО – МКУ ЗГО «УЖКХ», положение о котором утверждено Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 19.04.2012 № 14-ЗГО.

МКУ ЗГО «УЖКХ» в соответствии с пп.6 п.12 Положения осуществляет организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов.

В соответствии с п.22 Правил № 1039 заявитель направляет в уполномоченный орган заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по форме, установленной уполномоченным органом.

Согласно п.24 Правил № 1039 по результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр.

Одним из оснований принятия решения об отказе во включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр является отсутствие согласования уполномоченным органом создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (п.25 Правил № 1039).

С учетом вышеизложенных положений Правил № 1039, а также вышераскрытых положений п.п. 4, 7, 21 и 22 Правил № 1039, ГПК «Чайка» в целях соблюдения порядка создания площадки для накопления ТКО необходимо руководствоваться приведенными выше нормами законодательства, в том числе, предварительно согласовать с МКУ ЗГО «УЖКХ» создание места (площадки) накопления ТКО.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, в целях защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Пунктом 2 ст.206 ГПК РФ установлено, что в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурором заявлено требование о возложении на ответчика обязанности по созданию площадки для накопления ТКО либо обеспечения сбора и удаления (вывоз) ТКО бестарным способом в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, а также требование о возложении на ГПК обязанности по внесению в реестр накопления ТКО сведений о созданном месте в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

С учетом принципа разумности и необходимости соблюдения баланса прав и интересов сторон, суд считает возможным установить указанные выше сроки для исполнения ГПК «Чайка» обязанностей.

Установление более длительного срока приведет к нарушению принципа разумности и справедливости, а также нарушению баланса прав и интересов сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 68, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора города Златоуста, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на Гаражный потребительский кооператив «Чайка» (ОГРН ) обязанность в течение 3 (три) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также Правил благоустройства Златоустовского городского округа, площадку для накопления твёрдых коммунальных отходов либо обеспечить сбор и удаление (вывоз) твердых коммунальных отходов бестарным способом.

Возложить на Гаражный потребительский кооператив «Чайка» (ОГРН ) обязанность в течение 1 (один) месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить заявку о включении в реестр мест накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Златоустовского городского округа сведений о созданном месте накопления твёрдых коммунальных отходов.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через суд, его вынесший.

Председательствующий                     М.В. Барашева

Мотивированное решение составлено: 17.09.2024

2-2681/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ГПК "Чайка"
Другие
Управляющая компания общество с ограниченной ответственностью "Златситисервис"
администрация Златоустовского городского округа
ООО "Центр коммунального сервиса"
ОМС "КУИ ЗГО"
Муниципальное казенное учреждение Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйство" (МКУ ЗГО "УЖКХ")
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Судья
Барашева Мария Вячеславовна
Дело на сайте суда
zlatoust.chel.sudrf.ru
23.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2024Передача материалов судье
29.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2024Судебное заседание
03.09.2024Судебное заседание
17.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее