32RS0027-01-2020-008803-41
Дело № 2-4061/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2020 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Присекиной О.Н.,
при секретаре Гаражанкиной Е.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора
Бежицкого района г. Брянска по доверенности Карпушкина Д.С.,
представителя Брянской городской администрации по
доверенности Лысенко Е.А.,
представителя Комитета по ЖКХ БГА по доверенности
Зотова В.П.,
представителя АО «Чистая планета» по доверенности Казаченко К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бежицкого района г. Брянска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении оборудовать контейнерную площадку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бежицкого района г. Брянска обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Бежицкого района г. Брянска была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Бежицкого района г. Брянска, в ходе которой были выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии Брянской городской администрацией мер по приведению в соответствие с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: г. Брянск, ул. Ново-Советская, 142.
В ходе выездной проверки, состоявшейся 29.03.2020 г. по 30.03.2020 г., прокуратурой района было выявлено, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Брянск, ул. Ново-Советская, в районе дома № 142 (вблизи многоквартирных жилых домов), не оборудована крышей, на контейнерах отсутствуют крышки, отсутствует график вывоза отходов, а также отсутствует ограждение стрех сторон (акт обследования от 30.03.2020 г.).
В нарушение п. 8.2.5 СанПин 2.1.22645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и п. 3.6 «Правил обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска», принятых решением Брянского городского Совета народных депутатов 28.10.2009 года №170, площадка не ограждена металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м. (в целях недопущения попадания отходов на прилегающую к площадке территорию).
Проверкой установлено, что в 2019 году Брянской городской администрацией в лице комитета по ЖКХ Брянской городской администрацией заключено три муниципальных контракта по благоустройству контейнерных площадок района.
Однако по состоянию на 30.03.2020 г. соответствующие работы по благоустройству контейнерной площадки не выполнены.
Таким образом, должностными лицами Брянской городской администрации допускаются нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В ходе производства по делу судом установлено, что спорная контейнерная площадка расположена по адресу: г.Брянск, ул.Ново-Советская, д.140.
На основании изложенного, истец, с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд обязать Брянскую городскую администрацию привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства контейнерную площадку по адресу: г. Брянск, ул. Ново-Советская, 140, а именно: оборудовать контейнерную площадку ограждением с трех сторон высотой не менее 1,5 м., крышей (при отсутствии непосредственно на контейнерах крышек).
Определением Советского районного суда г.Брянска от 13.07.2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, АО «Чистая планета».
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Бежицкого района г. Брянска по доверенности Карпушкин Д.С. поддержал уточненные исковые требования. Не возражал против установления срока исполнения решения суда в размере одного года.
Представитель ответчика Брянской городской администрации по доверенности Лысенко Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала. В отношении данного места накопления ТКО заключен муниципальный контракт на выполнение работ по оборудованию площадки, однако до настоящего времени работы в полном объеме не выполнены. В случае удовлетворения исковых требований просила суд в случае удовлетворения требований, установить срок для исполнения решения суда -1 год.
Представитель третьего лица Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации по доверенности Зотов В.П. поддержал позицию представителя ответчика.
Представитель третьего АО «Чистая планета» по доверенности Казаченко К.В. в судебном заседании поддержала требования прокурора.
Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в которой названы основные понятия, определено, что: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Бежицкого района г. Брянска была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Бежицкого района г. Брянска, в ходе которой были выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии Брянской городской администрацией мер по приведению в соответствие с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: г. Брянск, ул. Ново-Советская, 140.
В ходе выездной проверки, состоявшейся 29.03.2020 г. по 30.03.2020 г., прокуратурой района было выявлено, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Брянск, ул. Ново-Советская, в районе дома № 140 (вблизи многоквартирных жилых домов), не оборудована крышей, на контейнерах отсутствуют крышки, отсутствует график вывоза отходов, а также отсутствует ограждение стрех сторон (акт обследования от 30.03.2020 г.).
В нарушение п. 8.2.5 СанПин 2.1.22645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и п. 3.6 «Правил обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска», принятых решением Брянского городского Совета народных депутатов 28.10.2009 года №170, площадка не ограждена металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м. (в целях недопущения попадания отходов на прилегающую к площадке территорию).
Проверкой установлено, что в 2019 году Брянской городской администрацией в лице комитета по ЖКХ Брянской городской администрацией заключено три муниципальных контракта по благоустройству контейнерных площадок района.
Однако по состоянию на 30.03.2020 г. соответствующие работы по благоустройству контейнерной площадки не выполнены.
Согласно сведениям Управления имущественных и земельных отношений БГА, земельный участок с кадастровым №..., площадью 23 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения площадок для сбора бытовых отходов, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Ново-Советская у дома 140, находится в собственности муниципального образования городской округ город Брянск.
22.10.2020 г. стороной истца дополнительно была проведена выездная проверка, составлен акт, согласно которому, контейнерная площадка по адресу: г. Брянск, ул. Ново-Советская, 140, не оборудована металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м., отсутствует крыша над контейнерной площадкой при отсутствии крышек на контейнерах.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1.9 Постановления Правительства Брянской области от 03.07.2017 №302-п «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе из раздельного сбора) на территории Брянской области» региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Пунктом 2.2.2.3 Порядка, расположение контейнерных площадок определяется региональным оператором по согласованию с органами местного самоуправления.
Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадание в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой.
Контейнерные площадки должны быть огорожены с трёх сторон.
Согласно п. 2.2.2.1 Порядка, контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей (в этом случае контейнеры должны быть оборудованы колёсиками).
Запрещается располагать твердые коммунальных отходы вне контейнеров.
Согласно п. 3.6.1 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска, утв. решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.10.2009 N 170 контейнерная площадка должна иметь основание из бетона или асфальта, с трех сторон ограждаться металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м, чтобы не допускать попадания отходов на прилегающую к площадке территорию. К контейнерной площадке должен устраиваться подъезд с твердым или щебеночным покрытием.
Как следует из перечня мест сбора твердых коммунальных отходов для обустройства контейнерных площадок, утв. Главой Брянской городской администрацией, ул. Ново-Советская, 96 с бункером для крупногабаритного мусора, включена в указанный перечень.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 9 Устава г. Брянска, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения города Брянска относятся, том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Брянска; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относятся, в том числе, следующие вопросы: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Несоблюдение ответчиком Брянской городской администрацией требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные государством права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 42, 58 Конституции РФ, статьями 11, 39 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательства, подтверждающие устранение в полном объеме выявленных нарушений, ответчиком суду не представлены.
Учитывая требования законодательства, изложенные обстоятельства, суд находит требования прокурора Бежицкого района г. Брянска действующего в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд полагает необходимым установить срок для проведения работ и мероприятий по исполнению решения суда, в течение одного года, с момента вступления в законную силу решения суда.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бежицкого района г. Брянска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении оборудовать контейнерную площадку - удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию в рамках предоставленных законом полномочий в срок не позднее одного года с момента вступления в законную силу решения суда, привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства контейнерную площадку по адресу: г. Брянск, ул. Ново-Советская, 140, а именно: оборудовать с трех сторон данную площадку металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м., оборудовать крышей, при отсутствии крышек непосредственно на контейнерах.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Присекина
Решение суда изготовлено в окончательной форме 30.10.2020 г.