Дело № 2а-5264/2021
42RS0009-01-2021-010133-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Кемерово
в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.
при секретаре Репиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
«21» декабря 2021 года
административное дело по административному иску Прокурора Центрального района г. Кемерово в защиту интересов РФ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Потапову В.А. о признании информации, размещенной на страницах сайтов с URL-адресами: ......; ......... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Кемерово обратился в суд в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц к Потапову В.А. о признании информации, размещенной на страницах сайтов с URL-адресами: ...; ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района рассмотрена информация ГУ МВД РФ по Кемеровской области - Кузбассу о результатах работы по выявлению в сети Интернет материалов, имеющих признаки экстремизма в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В ходе мониторинга сети Интернет установлено, что **.**.**** в социальной группе под названием «6 рукопожатий Кемерово | Кемерово online» электронный адрес: ... опубликован пост под названием «Из Кузбасса за две недели выдворили 26 мигрантов»» электронный адрес: «........., под которым **.**.**** пользователь социальной сети «В Контакте» под названием «В.П.», электронный адрес: ..., опубликовал материалы экстремистского характера, содержащие возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
Выявленные материалы направлены на лингвистическое исследование в ЭКЦ ГУ МВД России по Кемеровской области исх. ### от **.**.**** с приложением справки по результатам оперативно-розыскного мероприятия «Наведение справок».
Согласно справки об исследовании № ### от **.**.**** установлено, что в предоставленных на исследование текстах пользователя «В.П.»:
- «Да давно уже пора от Чурок избавляться», имеется высказывание, в котором негативно оценивается группа лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения - «коренные жители Кавказа или Средней Азии»(электронный адрес:.........). Негативная оценка направлена на группу лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения - «коренные жители Кавказа или Средней Азии». Обоснование негативной оценки не выявлено;
- «Ruslan, русским надо больше платить, а чуркам меньше», имеется высказывание, в котором негативно оценивается группа лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения - «коренные жители Кавказа или Средней Азии» (электронный адрес: .........). Негативная оценка направлена на группу лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения - «коренные жители Кавказа или Средней Азии» Обоснование негативной оценки не выявлено.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее по тексту - ОРМ), установлено, что «В.П.», электронный адрес: ... создан Потаповым В.А., **.**.**** г.р., зарегистрированным по адресу: ..., паспорт ### ### выдан **.**.**** ....
Также по результатам проведенной ранее проверки на основании собранных материалов и постановления прокуратуры района от **.**.**** о возбуждении в отношении Потапова В.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. ... КоАП РФ, постановлением по делу об административном правонарушении от **.**.**** ###, вынесенным Центральный районным судом г. Кемерово, указанное лицо привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Вместе с тем указанные комментарии Потаповым В.А., носящие экстремистский характер, по-прежнему находятся в открытом доступе для пользователей сети Интернет и зарождают предпосылки экстремистской деятельности со стороны граждан.
Посещение указанных интернет-страниц свободно для всех без исключения граждан, предварительная регистрация и пароль не требуются, интернет- страница не содержит ограничений либо предупреждений об ограничении к их доступу по кругу лиц. Ознакомиться с содержанием данных сетевых страниц и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет- пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространения информации отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также административное исковое заявление о признании информации запрещенной;, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации.
В части 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В соответствии со Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753, возбуждение ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет, относится к наиболее опасным видам экстремизма.
Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия.
В соответствии с частью 3 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия ж. содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ).
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) предусмотрено, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что закреплено в части 1 статьи 9 Закона № 149-ФЗ.
Как следует из части 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Сведения, размещённые в сети Интернет на вышеуказанных страницах, носят противоправный характер, создавая тем самым негативный образ лиц определенной национальности и предпосылки экстремистской деятельности со стороны граждан.
В соответствии с частями 1, 3, 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Создание формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзором). Вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной является основанием для включения в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов, сетевых адресов.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Таким образом, в целях недопущения распространения негативных высказываний в адрес лиц иной национальности, во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует информацию, размещенную на вышеуказанных сайтах признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Просят суд признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресам: ...;
... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца – ст. помощник Прокурора Центрального района г. Кемерово Колесова Е.В., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Потапов В.А., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом телефонограммой (л.д. 37), о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области-Кузбассу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили пояснения по поводу заявленных требований в письменном виде.
Выслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой района рассмотрена информация ГУ МВД РФ по Кемеровской области - Кузбассу о результатах работы по выявлению в сети Интернет материалов, имеющих признаки экстремизма в соответствии с Федеральным законом от **.**.**** №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В ходе мониторинга сети Интернет установлено, что **.**.**** в социальной группе под названием «6 рукопожатий Кемерово | Кемерово online» электронный адрес: ... опубликован пост под названием «Из Кузбасса за две недели выдворили 26 мигрантов»» электронный адрес: «...», под которым **.**.**** пользователь социальной сети «В Контакте» под названием «В.П.», электронный адрес: ..., опубликовал материалы экстремистского характера, содержащие возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
Выявленные материалы направлены на лингвистическое исследование в ЭКЦ ГУ МВД России по Кемеровской области исх. ### от **.**.**** с приложением справки по результатам оперативно-розыскного мероприятия «Наведение справок».
Согласно справке об исследовании № ### от **.**.**** установлено, что в предоставленных на исследование текстах пользователя «В.П.»:
- «Да давно уже пора от Чурок избавляться», имеется высказывание, в котором негативно оценивается группа лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения - «коренные жители Кавказа или Средней Азии» (электронный адрес: ...). Негативная оценка направлена на группу лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения - «коренные жители Кавказа или Средней Азии». Обоснование негативной оценки не выявлено;
- «Ruslan, русским надо больше платить, а чуркам меньше», имеется высказывание, в котором негативно оценивается группа лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения - «коренные жители Кавказа или Средней Азии» (электронный адрес: ...). Негативная оценка направлена на группу лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения - «коренные жители Кавказа или Средней Азии» Обоснование негативной оценки не выявлено.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее по тексту - ОРМ), установлено, что «В.П.», электронный адрес: ... создан Потаповым В.А., **.**.**** г.р., зарегистрированным по адресу: г..., ..., паспорт ### ### выдан **.**.**** ....
Также по результатам проведенной ранее проверки на основании собранных материалов и постановления прокуратуры района от **.**.**** о возбуждении в отношении Потапова В.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. ... КоАП РФ, постановлением по делу об административном правонарушении от **.**.**** ###, вынесенным Центральный районным судом г. Кемерово, указанное лицо привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Вместе с тем указанные комментарии Потаповым В.А., носящие экстремистский характер, по-прежнему находятся в открытом доступе для пользователей сети Интернет и зарождают предпосылки экстремистской деятельности со стороны граждан.
Посещение указанных интернет-страниц свободно для всех без исключения граждан, предварительная регистрация и пароль не требуются, интернет- страница не содержит ограничений либо предупреждений об ограничении к их доступу по кругу лиц. Ознакомиться с содержанием данных сетевых страниц и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет- пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространения информации отсутствуют.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, а сайт в сети Интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 10 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 20.3.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц в т.ч. по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».
В части 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что закреплено в части 1 статьи 9 Закона № 149-ФЗ.
Как следует из части 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Сведения, размещённые в сети Интернет на вышеуказанных страницах, носят противоправный характер, создавая тем самым негативный образ лиц определенной национальности и предпосылки экстремистской деятельности со стороны граждан.
В соответствии со Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753, возбуждение ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет, относится к наиболее опасным видам экстремизма.
Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия.
В силу ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В реестр включаются:
- доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
- сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, указанными нормами закона в их взаимосвязи установлен запрет на распространение информации, размещенной в сети Интернет по адресам:
...;
....
Вследствие этого имеется необходимость ограничения доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет и размещенной на Интернет-сайтах ...;
....
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
В целях ограничения доступа к информации, размещенной на Интернет-сайтах ...;
..., содержащих запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах, как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Вышеназванные Интернет-сайты, на которых содержится информация имеющая признаки экстремизма, зарождают предпосылки экстремистской деятельности со стороны граждан.
Таким образом, указанными нормами закона в их взаимосвязи установлен запрет на распространение информации, размещенной в сети Интернет по адресам: ...;
....
Таким образом, суд считает обоснованным требование истца о признании информации, размещенной на интернет-сайтах:
...
... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Центрального района г. Кемерово удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-сайтах с URL-адресами: ...;
... содержащих информацию экстремистского характера, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.
Судья: Е.А. Лебедева
Решение в мотивированной форме 22.12.2021 г.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-5264/2021 Центрального районного суда г.Кемерово