Решение по делу № 2-2107/2019 от 17.04.2019

Дело № 2-2107/2019

Решение

Именем Российской Федерации

24 мая 2019 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Морева Е.А.,

при секретаре Бебешко П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Елены Викторовны к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Смирнова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ в г. Костроме Костромской области, в котором просила включить в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.1991 г. по 24.05.1991 г. в льготном исчислении один год как один год шесть месяцев такой работы, и период ее работы в должности перевязочной медицинской сестры отделения челюстно-лицевой хирургии .» с 01.05.2005 г. по 18.04.2006 г., и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 13 декабря 2018 года. Исковые требования обоснованы тем, что в период работы в должности перевязочной медицинской сестры отделения челюстно-лицевой хирургии ОГБУЗ « ФИО5» она выполняла работу на полную ставку, полный рабочий день, за нее производились в полном объеме необходимые отчисления в ПФ РФ. Полагала, что ответчиком необоснованно не засчитан вышеуказанный период прохождения курсов повышения квалификации, т.к. повышение квалификации является обязанностью истца в связи с исполнением трудовых обязанностей.

В судебном заседании истец Смирнова Е.В. исковые требования уточнила. просила включить в специальный стаж следующие периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.1991 г. по 24.05.1991 г. в льготном исчислении один год работы как один год и два месяца такой работы, работа в должности перевязочной медицинской сестры отделения челюстно-лицевой хирургии ОГБУЗ ФИО5» с 01.05.2005 г. по 18.04.2006 г., в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев такой работы, и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 13 декабря 2018 года. Исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ее представитель Кузьмичева С.Е. также полагала, подлежащими удовлетворению заявленные требования.

Представитель ГУ УПФ РФ в городе Костроме Костромской области по доверенности Кунгурцева О.С. исковые требования не признала по доводам, изложенным в заключении Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в городе Костроме Костромской области от 25 марта 2019 года № 304658/18.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ, с 01.01.2015г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Так, в соответствии с п.1 п.п.20 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Стаж работы для назначения пенсии по указанному основанию определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.

Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В части, не урегулированной Правилами от 29.10.2002 N 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.

Судом установлено, что истец Смирнова Е.В. 13.12.2018 года обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Костроме Костромской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости.

Из заключения комиссии ГУ УПФ РФ в г. Костроме Костромской области от 25 марта 2019 года № 304658/18 следует, что в стаж, дающий истцу право на назначение досрочной страховой пенсии в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, зачтено 29 лет 2 месяца 6 дней, ее страховой стаж составляет 26 лет 7 месяцев 27 дней. В специальный стаж истца не были включены в календарном и льготном исчислении периоды работы в должности перевязочной медицинской сестры отделения челюстно-лицевой хирургии ОГБУЗ « ФИО5» с 01.05.2005 г. по 18.04.2006 г. в связи с тем, что истцом не выработана полная ставка и отсутствует совмещение за указанные периоды по специальности. Период нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.1991 г. по 24.05.1991 г. также не был включен в стаж истца, поскольку это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 11.07.2002 г. №516».

Суд находит данные выводы ГУ УПФ РФ в городе Костроме Костромской области ошибочным в силу следующего.

Из исследованных в судебном заседании материалов дела, в том числе трудовой книжки истца, следует, что Смирнова Е.В. с 01.05.2005 года по 18.04.2006 года работала в должности перевязочной медицинской сестры ОГБУЗ

На основании коллективного договора администрации и трудового коллектива » от 17.09.2008 года (зарегистрированного в Департаменте по труду Костромской области от 23.09.2008 года), продолжительность рабочего времени в учреждении предусмотрена -37,5 часов в неделю, рабочая смена не может быть менее 4 часов.

Согласно ст.91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Для отдельных категорий работников в соответствии со ст.92 ТК РФ может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени.

Так, согласно ст.350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений наряду с установленными данной нормой источниками трудового права осуществляется также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В отрасли заключено региональное трехстороннее соглашение между Департаментом здравоохранения Костромской области, Управлением здравоохранения мэрии г.Костромы и Костромской области и Костромской областной организацией профсоюза работников здравоохранения на 2003-2005 годы. В дальнейшем срок действия Соглашения неоднократно продлевался, что сторонами не оспаривалось. Условия данного соглашения обязательны для применения в отношении между теми работниками и работодателями, круг которых определен ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 48 Трудового кодекса РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) и действует всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

На основании п. 4.6 указанного выше соглашения, нормальная продолжительность работников государственных учреждений здравоохранения не может превышать 40 часов, для медицинских работников - 37,5 часов в неделю.

Суд приходит к выводу, что в силу положений статей 45, 46, 48 ТК РФ региональное отраслевое соглашение является нормативным актом, регулирующим трудовые отношения, и действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, входящими в объединение работодателей, заключившее это соглашение, или уполномочившими его на заключение соглашения, или присоединившимися к соглашению после его заключения, а установление соглашением нормы рабочего времени не более 37,5 часов в неделю действующему законодательству не противоречит.

Выполнение нормы рабочего времени является обязательным условием для включения периода, в течение которого протекала работа в соответствующих должности и учреждении, в специальный стаж. В спорные периоды соглашения о неполном рабочем времени между истцом и работодателем не заключалось, она работала на полную ставку, выполняла в полной мере свои должностные обязанности и нормы труда, получала полную заработную плату, соответствующую заработной плате установленной штатным расписанием на 1,0 ставку. Поскольку истец являлась медицинским работником государственного учреждения здравоохранения, нормальная продолжительность рабочего времени для нее не могла превышать 37,5 часов в неделю. Данная норма рабочего времени в спорные периоды была отработана истцом в полном объеме.

Суд также учитывает, что ОГБУЗ « выдавая Смирновой Е.В. справку, уточняющую занятость в соответствующих должностях, указало, что в спорный период та занимала штатную должность и работала полный рабочий день на целую ставку, а также то, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ перечислялись работодателем за истца исходя из ее заработной платы, выплачиваемой ей за полную ставку медицинской сестры, что не оспаривалось и ответчиком.

В связи с чем, период работы в должности перевязочной медицинской сестры отделения челюстно-лицевой хирургии ОГБУЗ « Е.И.» с 01.05.2005 г. по 18.04.2006 г. подлежат включению в специальный страховой стаж истца.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 29 октября 2002 года № 781).

В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 года № 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено врачам-специалистам всех наименований, работающих в учреждениях, перечисленных в том же списке в разделе "Наименование учреждений".

На основании пункта 5 Правил от 29 октября 2002 года № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года № 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 года № 781).

Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев (далее - Перечень от 29 октября 2002 года №781).

В пункте 1 (раздел - наименование структурных подразделений) Перечня от 29 октября 2002 года № 781 в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, включены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 года № 781, в том числе отделения челюстно-лицевой хирургии.

Пунктом 1 (раздел - наименование должностей) Перечня от 29 октября 2002 года №781 в перечне должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, названо отделение челюстно-лицевой хирургии.

При таких обстоятельствах спорный период трудовой деятельности истца подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев такой работы.

Рассматривая требования о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в период нахождения на курсах повышения квалификации истец работала в медицинском учреждении на должности, позволяющей включить период её работы в специальный страховой стаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего до 1 февраля 2002 года, то есть во время части спорных периодов.

Периодическое повышение квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в соответствии со статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года, и приказом Минздрава РФ от 05.06.1998 года № 186 является обязательным, производится на основании приказов работодателя с сохранением за работником заработной платы. Повышение квалификации медицинских работников непосредственно связано с их профессиональной деятельностью, без ее своевременного прохождения медицинский работник может быть лишен права осуществлять лечебную деятельность. Это подтверждается и Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года, согласно подпункту «д» пункта 5 которого повышение квалификации специалистов, осуществляющих медицинские работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет является обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении медицинской деятельности.

Аналогичные нормы содержались и в ранее действующих Положениях о лицензировании медицинской деятельности, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 04.07.2002 года № 499, от 21.05.2001 года № 402 и от 25.03.1996 года № 350, а также в Положении о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утвержденном приказом Минздрава Российской Федерации от 19.12.1994 года № 286, которое действовало в течение спорных периодов и из пункта 1.1 которого следует, что сертификат специалиста выдается государственным медицинским образовательным и научно-исследовательским учреждением, которое осуществляет последипломную подготовку врачей по государственным образовательным программам; сертификат специалиста подлежит подтверждению каждые пять лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования.

Пенсионное законодательство не содержит правовых норм, исключающих возможность включения времени нахождения работника на курсах повышения квалификации, конференциях и семинарах в специальный стаж.

Истец на курсы повышения квалификации направлялась работодателем, за время нахождения на курсах за нею сохранялась заработная плата и рабочее место, производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем оснований для исключения этих периодов из специального стажа не имеется.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшим до 01 октября 1993 года, врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельской местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах пенсия за выслугу лет назначалась по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению.

Льготный порядок исчисления согласно пункту 5 названного Положения из расчета 1 месяц работы за 1,2 месяца применялся лишь к работе врачей и других работников здравоохранения, которая протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть - в городах, то есть, только к смешанному стажу работы.

При таких обстоятельствах в специальный стаж истца подлежит включению в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и два месяца такой работы период нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.1991 г. по 24.05.1991 г.

С учетом зачтенного ответчиком специального стажа и подлежащих зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанных выше периодов в соответствующем исчислении, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии 13.12.2018 г. специальный стаж истца составлял более 30 лет, что давало ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. В связи, с чем у ответчика возникла обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Смирновой Елены Викторовны удовлетворить.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области включить Смирновой Елене Викторовне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения:

в льготном исчислении, как один год работы за один год и два месяца такой работы, период нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.1991 г. по 24.05.1991 г.;

в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев такой работы, период работы в должности перевязочной медицинской сестры отделения челюстно-лицевой хирургии ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области назначить Смирновой Елене Викторовне досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 13 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский суд города Костромы в течение месяца.

Судья

2-2107/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнова Елена Викторовна
Ответчики
ГУ-УПФР в г. Костроме Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
03.04.2020Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
03.04.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее