Решение по делу № 2а-338/2019 от 28.10.2019

№2а-338/2019

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

поселок Ровеньки 27 ноября 2019 года

Ровеньский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Головчанова О. Н.

при секретаре Поповой О. С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Гончаровой С.А. к администрации городского поселения «Поселок Ровеньки» Ровеньского района Белгородской области о признании незаконным действий по установлении мусорной площадки с мусорными контейнерами

у с т а н о в и л:

Гончарова С. А. является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. Рядом с её домовладением установлена площадка с мусорными контейнерами.

Дело инициировано административным иском Гончаровой С. А., которая просит признать незаконными действия администрации городского поселения «Поселок Ровеньки» по установлению площадки с мусорными контейнерами вблизи её домовладения и обязать администрацию городского поселения «Поселок Ровеньки» осуществить перенос площадки с мусорными контейнерами на расстояние не менее 20 метров от принадлежащих ей жилых помещений, установив её таким образом, чтобы она не занимала вид из окон принадлежащих ей жилых помещений и не нарушала её права. В обоснование требований административный истец сослалась на то, что площадка с мусорными контейнерами установлена с нарушением требований санитарных норм и правил, что нарушает её право на благоприятную окружающую среду. В частности, нарушение её прав заключается в том, что: мусор из контейнеров при погрузке попадает ей во двор; площадка с контейнерами перекрывает вид проезжей части, что делает затруднительным въезд во двор; площадка закрывает обзор из окон летней кухни; от мусора исходит неприятный запах; площадка не оборудована стоком в ливневую канализацию и жидкие отходы стекают ей во двор; площадка распложена на расстоянии 5 метров от колодца с питьевой водой и стоки грязной воды загрязняют колодец; мусор из контейнеров вывозится нерегулярно; контейнеры после выгрузки мусора не промываются.

В судебном заседании административный истец и её представитель требования поддержали по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика считала требования необоснованными, поскольку площадка с мусорными контейнерами размещена возле дома Гончаровой С. А. в соответствии с дислокацией площадок для накопления отходов составленной МУП «Коммунальщик» и согласованной с Роспотребназдором и начальником отдела архитектуры градостроительства администрации Ровеньского района в 2016 г. До оборудования бетонной площадки с ограждением, с 2011 г. возле дома Гончаровой С. А. также располагался мусорный контейнер и она до 2019 г. не обращалась с жалобами, что это нарушает её права. Площадка с мусорными контейнерами распложена на расстоянии 13,5 метров от жилого дома Гончаровой С. А., но такая близость к жилому дому объясняется плотностью застройки и расположить площадку с мусорными контейнерами на ул. Шевченко на расстоянии более 20 метров от жилых домов не представляется возможным, что было установлено актом выездной комиссии от 07.10.2019 г. Площадка для мусорных контейнеров оборудована в соответствии с требованиями санитарных норм: бетонным покрытием и ограждением. Контейнеры предназначены только для сбора твердых бытовых отходов, поэтому оборудовать площадку стоком в ливневую канализацию нет необходимости. Площадка не мешает въезду во двор, так как распложена в стороне от ворот домовладения Гончаровой С. А. Администрация не несет ответственности за своевременный вывоз мусора и за его погрузку, поскольку этим занимается региональный оператор.

Представитель третьего лица – управления Роспотребнадзора по Белгородской области в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть без её участия. В суд представила отзыв, указав, что требования административного истца являются необоснованными, поскольку место расположения площадки с контейнерами для накопления отходов возле дома Гончаровой С. А. согласовано с территориальным органом Роспотребназдзора, площадка оборудована в соответствии с требованиями санитарных норм. Сток в ливневую канализацию для таких площадок не предусмотрен. Удаленность площадки от жилого дома составляет 13,5 метров, что допускается п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 по решению компетентной комиссии, если нет возможности соблюдения установленных разрывов от жилых домов, и соответствующий акт комиссией был составлен 07.10.2019 г. Факта стекания грязных вод с контейнерной площадки во двор домовладения Гончаровой С. А. и неприятного запаха от контейнеров комиссия не выявила.

Выслушав объяснения сторон их представителей, исследовав представленные доказательства, суд признает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, к полномочиям администрации городского послания «Поселок Ровеньки» законом отнесена деятельность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определение схемы их размещения.

Требования к обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определены Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиН 42-128-4690-88.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п.8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Пунктом 2.2.3 "СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

Аналогичные положения предусмотрены и Правилами благоустройства территории городского поселения «Поселок Ровеньки» муниципального района Ровеньский район Белгородской области, размещенных на официальном сайте администрации городского поселения «Поселок Ровеньки». Согласно п.1.9.3, 1.9.4 Правил благоустройства территории городского поселения «Поселок Ровеньки», специально оборудованные площадки для установки мусоросборных контейнеров должны быть оборудованы бетонным или асфальтным покрытием, ограниченны бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру. Площадки должны размещаться удаленными от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений, мест отдыха на расстояние не менее чем 20 м, на участках жилой застройки - не далее 100 м от входов, считая по пешеходным дорожкам от дальнего подъезда для домов с мусоропроводами, при этом территория площадки должна примыкать к проездам, но не мешать проезду транспорта и не далее 50 метров для домов без мусоропроводов.

Из представленной суду выписки из Росреестра от 10.10.2019 г. (л.д.6) следует, что Гончарова С. А. с 10.12.2018 г является собственником земельного участка и распложенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>.

Согласно технического паспорта домовладения Гончаровой С. А., составленного 07.11.2008 г. (л.д.9-12) домовладение состоит из жилого дома, двух летних кухонь и иных хозяйственных построек.

Из пояснений сторон и представленных суду фотографий (л.д.19-26) следует, что рядом с земельным участком Гончаровой С. А., напротив помещения летней кухни, размещена контейнерная площадка, имеющая бетонное покрытие и ограждение из металлического профильного листа, предназначенная для установки двух мусорных контейнеров.

Место для установки мусорных контейнеров, как пояснила представитель административного ответчика, выбрано в соответствии с дислокацией площадок для накопления отходов МУП «Коммунальщик», согласованной с заинтересованными службами.

Представленная суду дислокация площадок для накопления отходов МУП «Коммунальщик» (л.д.61-65) подтверждает, что дисолокация 15.01.2016 г. была согласована с территориальным органом Роспотребнадзора и начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Ровненского района. Согласно данной дислокации предусмотрена установка 1 контейнера по <адрес>.

Как пояснила представитель административного ответчика, второй контейнер был установлен по просьбе жителей улицы, с учетом норм накопления и сроков хранения отходов.

Из акта выездной комиссии по размещению контейнерной площадки от 07.10.2019 г., следует, что комиссия, состоящая из представителей администрации городского поселения «Поселок Ровеньки», отдела архитектуры и градостроительства администрации Ровеньского района и управления Роспотребнадзора по Белгородской области обследовала место размещения контейнерной площадки по <адрес> и пришла к выводу, что площадка установлена на месте ранее находившегося контейнера, внесенного в реестр в 2016 году, располагается на расстоянии 13,5 метров от жилого дома Гончаровой С. А. возле глухого забора. Площадка имеет бетонное основание, огорожена листами из металлопрофиля, на ней установлено два герметично закрытых контейнера. Место для установки выбрано на нечетной стороне улицы, так как на противоположной стороне оборудован тротуар. В районе сложившейся застройки по ул. Шевченко не представляется возможным разместить контейнерную площадку в ином месте. Поэтому, комиссия приняла существующее расстояние до жилого дома 13,5 метров за норму для данной контейнерной площадки на данном отрезке улицы.

Из представленных доказательств следует, что площадка для установки мусорных контейнеров возле дома на ул. Шевченко в п. Ровеньки соответствует требованиям нормативных актов, поскольку имеет бетонное основание, ограждение и её размеры соответствуют количеству установленных на ней мусорных контейнеров.

Место размещения площадки согласовано с уполномоченными органами (Роспотребнадзором, отделом архитектуры).

То обстоятельство, что площадка с мусорными контейнерами размещена на расстоянии ближе 20 метров от жилого дома административного истца, не свидетельствует о нарушении требований действующих санитарных норм и правил, поскольку п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 допускает комиссионное установление иных расстояний для мест временного хранения отходов, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов, и соответствующее решение компетентной комиссии о сокращении расстояния от контейнерной площадки до жилого дома по ул. Шевченко до 13,5 метров было принято 07.10.2019 г.

Из правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 13.12.2011 N ГКПИ11-1881, следует, что размещение контейнеров на расстоянии менее 20 метров само по себе не является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека. Отсутствие правового регулирования в этом вопросе сделает невозможным установление контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора, что повлечет нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания.

Административный истец признала, что на нечетной стороне улицы Шевченко, где распложен её жилой дом, в пределах 100 метров невозможно расположить площадку для установки контейнеров на расстоянии более 20 метров от жилых домов из-за плотности существующей застройки.

Суд также считает убедительными доводы административного ответчика о невозможности расположить площадку для контейнеров на противоположной стороне улицы, так как там распложен тротуар и линия электропередач, что делает невозможным не только установку площадки для мусорных контейнеров, но и затрудняет выгрузку мусора из контейнера в мусоровоз.

Несмотря на то, что из представленных административным ответчиком выкопировок из публичных кадастровых карт улицы Шевченко невозможно достоверно установить ни расположение мусорной площадки, ни наличие тротуара и линии электропередач на улице Шевченко, суд признает факт наличия тротуара и линии электропередач на четной стороне улицы Шевченко установленным, так как данное обстоятельство признала административный истец.

Кроме того, из пояснений сторон следует, что хотя площадка для установки контейнеров с бетонным основанием и ограждением была оборудована в начале сентября 2019 г., однако и до этого контейнер для сбора мусора с 2011 г. находился рядом с домовладением Гончаровой С. А. и она не обращалась ни в органы местного самоуправления, ни в суд с требованиями о переносе контейнера для сбора мусора в иное место.

Факт расположения контейнера для сбора мусора рядом с домом по ул. Шевченко до 2019 г. подтверждается дислокацией места расположения площадок для накопления отходов МУП «Коммунальщик» за 2016 г., показаниями свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 Данное обстоятельство признала и административный истец.

Пояснения административного истца и показания свидетелей ФИО1 и ФИО2 о том, что мусорный контейнер располагался на 2-3 метра дальше от жилого дома Гончаровой С. А. (ближе к соседнему жилому дому), по мнению суда не имеют существенного значения, поскольку и в таком случае расстояния от жилого дома административного истца до мусорного контейнера составляло менее 20 метров.

Суд считает не основанными на законе доводы административного истца о том, что расстояние 20 метров от площадки для установки мусорных контейнеров следует выдерживать не до жилого дома, а до летней кухни, которая является жилым помещением.

Действующие санитарные нормы устанавливают требования к размещению таких площадок относительно жилых зданий, к которым летняя кухня, согласно положений ст.16 ЖК РФ, не отнесена. При этом, доводы административного истца и показания свидетелей ФИО1 и ФИО2 о пригодности летней кухни для проживания, не меняют её статуса как помещения вспомогательного использования, поскольку свидетельские показания не могут являться основанием для признания летней кухни жилым помещением.

В судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы административного истца о том, что: мусор из контейнеров при погрузке попадает ей во двор; площадка занимает обзор из окон летней кухни; жидкие отходы из контейнеров стекают ей во двор и загрязняют расположенный во дворе колодец с питьевой водой. В подтверждение данных доводов административный истец не представила суду доказательств.

Из представленных Гончаровой С. А. фотографий двора её домовладения и фотографий площадки для установки мусорных контейнеров, распложенной за ограждением двора её домовладения (л.д.26, 103, 106, 107) усматривается, что высота ограждения площадки и высота мусорных контейнеров меньше высоты забора домовладения Гончаровой С. А., а из окон её летней кухни вид на улицу закрывает глухой забор, которым огорожено домовладение.

Из представленных фотографий также не следует, что мусор из контейнеров попадают во двор домовладения, и что с контейнерной площадки стекают какие-либо жидкие отходы во двор её домовладения. Иных доказательств в подтверждение данных доводов суду не представлено. Не представлено суду и доказательств, что вода из расположенного во дворе домовладения колодца по своему составу и свойствам пригодна для питья, и что после установки контейнерной площадки качество воды из колодца ухудшилось.

Как пояснила представитель административного ответчика и как указано в возражениях третьего лица, установленные контейнеры предназначены для сбора твердых бытовых отходов. Данное обстоятельство подтверждается и представленными суду фотографиями контейнеров, в которых находятся твердые бытовые отходы. (л.д.20-26)

Санитарные нормы и правила не предусматривают оборудование площадки для таких контейнеров стоками в ливневую канализацию.

Не представлено суду и доказательств, что площадка с контейнерами препятствует въезду во двор домовладения и выезду из него. Из представленных фотографий (л.д.107) и пояснений свидетеля ФИО2 следует, что площадка с контейнерами распложена на расстоянии около двух метров от ворот домовладения Гончаровой С. А.

Доводы административного истца о том, что мусор из контейнеров вывозится нерегулярно, при погрузке попадает ей во двор, а после выгрузки мусора контейнеры не промываются, не относятся к предмету спора, поскольку администрация городского поселения «Поселок Ровеньки» не занимается вывозом твердых бытовых отходов, а действия (бездействие) лиц, на которые такая обязанность возложена, административным истцом не оспариваются.

Представленные доказательства суд признает относимыми, допустимыми и достоверными. Оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что площадка с мусорными контейнерами возле домовладения Гончаровой С. А. размещена администрацией городского поселения «Поселок Ровеньки» в соответствии с требованиями закона, санитарных норм и правил. Возможность сокращения расстояния для размещения площадки с контейнерами до 13,5 метров установлена комиссионно, что допускается требованиями санитарных норм и правил, и само по себе не является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека.

Суд допускает, что от мусора иногда может исходить неприятный запах, поскольку это обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании, однако, само по себе это не может служить достаточным основанием для переноса площадки с контейнерами в другое место, при том, что с учетом сложившейся застройки перенести площадку на данном участке улицы Шевченко в передах 100 метров не представляется возможным.

Согласно ч.3 ст.17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Поэтому, перенос площадки с контейнерами на расстояние более 100 метров может повлечь нарушение прав и интересов иных жителей улицы, нарушит их право на благоприятную среду обитания.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Гончаровой С.А. к администрации городского поселения «Поселок Ровеньки» Ровеньского района Белгородской области о признании незаконным действий по установлении мусорной площадки с мусорными контейнерами отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ровеньский районный суд Белгородской области.


Председательствующий О. Н. Головчанов

2а-338/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гончарова Светлана Александровна
Ответчики
Администрация городского поселения "поселок Ровеньки"
Другие
Гончарова Таисия Юрьевна
Евсюкова Галина Анатольевна
Территориальный отдел Роспотребнадзор в Валуйском районе Белгородской области
Суд
Ровеньский районный суд Белгородской области
Судья
Головчанов Олег Николаевич
Дело на странице суда
rovensky.blg.sudrf.ru
29.03.2020Регистрация административного искового заявления
29.03.2020Передача материалов судье
29.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
11.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2019Судебное заседание
21.11.2019Судебное заседание
21.11.2019Судебное заседание
04.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее