Решение по делу № 33-12819/2021 от 04.10.2021

Судья Шкарин Д.В. дело № 33-12819/2021

А- 2.127

УИД 24RS0035-01-2020-003555-41

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2021 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда

в составе председательствующего Елисеевой А.Л.,

судей Парфеня Т.В., Гавриляченко М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Боевой Н.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Парфеня Т.В.

гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Управляющая организация «Мой уютный дом» о признании действий незаконными, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Вебер Г.В.,

на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 15 июля 2021 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края о признании незаконным действий по включению дома в региональную Программу капитального ремонта, возложении обязанности по предоставлению отсрочки платежей, перерасчету платежей.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А-57. Названный многоквартирный жилой дом включен в адресную программу проведения капитального ремонта в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 19.01.2016 №14-П, без указания срока ввода многоквартирного дома в эксплуатацию и его площади. Региональный оператор начислял платежи по взносам на капитальный ремонт, руководствуясь вышеуказанным постановлением при отсутствии сведений об актуализации региональной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Красноярского края, в январе 2019 года направил квитанцию об оплате взносов на капитальный ремонт с расчетным долгом за период с 30.06.2017 года. По состоянию на март 2021 года истцу начислено взносов на капитальный ремонт в сумме 19013,30 рублей из расчета 460,90 рублей в месяц. Вместе с тем в состав многоквартирного дома по адресу: <адрес>А входит 162 жилых помещения общей площадью 8547,6 кв.м. В соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию №RU 243100003 С/14 от 15.01.2015 года в эксплуатацию введена 1-ая очередь многоквартирного дома в составе 53 квартир (из 162) общей площадью 3002,7 кв.м. В соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию №RU от 30.06.2017 года в эксплуатацию введена 2-ая очередь многоквартирного дома в составе 54 квартир, общей площадью 2484,5 кв.м. В соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию №RU от 11.12.2017 года в эксплуатацию введена 3-ая очередь многоквартирного дома в составе 15 квартир, общей площадью 952,8 кв.м. В соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию №RU от 19.12.2018 года в эксплуатацию введена 4-ая очередь многоквартирного дома в составе 40 квартир, общей площадью 2106,9 кв.м. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что части жилого дома расположенные по адресу: <адрес> А в составе квартир с 54 по 162, не были включены в региональную адресную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Красноярском крае, утвержденную постановлением правительства Красноярского края от 19.01.2016 №14-п, так как на момент её утверждения второй, третьей и четвертой очереди жилого дома с квартирами с 54 по 162 не существовало. В соответствии с разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирный дом по адресу: <адрес>А, был введен в эксплуатацию только 19.12.2018 года, до 02.04.2019 года в адресный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края в отношении которых предусматривается проведение капитального ремонта общего имущества в разделе «город Минусинск» указанные многоквартирные дома не вносились, в связи с чем обязанность собственников квартир с 54 по 162 по уплате взносов на капитальный ремонт возникает в соответствии с абз. 2 пункта 2 ст. 3 Закона Красноярского края от 27.03.2013 №4-1451 (а редакции от 19.04.2018 №5-1557) по истечении двух лет и шести месяцев с даты включения данных многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта, а течение срока начинается с 01.05.2019 года. При таких обстоятельствах обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт у ФИО1 возникнут только с 01.11.2021 года, в связи с чем, полагает, что действия ответчика по начислению платежей являются незаконными.

Просила признать незаконными действия ответчика по начислению взносов за капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>А; отменить начисление взносов за капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>А, ФИО6 начиная с первого месяца его начисления с июля 2017 года.

Определением Минусинского городского суда от 12.04.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика – Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края на надлежащего ответчика – ООО «Минусинский строитель и М».

Протокольным определением Минусинского городского суда от 10.06.2021 г. произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «Минусинский строитель» на надлежащего ответчика ООО «Управляющая организация «Мой уютный дом»».

Судом постановлено приведенное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, приводя доводы аналогичные содержанию искового заявления. Считает, что обжалуемое решение нарушает её права и законные интересы, так как ставит в неравное положение с другими дольщиками (собственниками) квартир 1 - ой очереди, принявших законченные строительством квартиры в январе 2015 года и получивших отсрочку уплаты взносов на 1 год 8 месяцев, тогда как истец, в связи с вводом в эксплуатацию 2ой очереди дома только 30.06.2017 года вынуждена платить взносы на капитальный ремонт в отношении новой квартиры с первого дня передачи её законченной строительством квартиры, а именно с 01.07.2017 года. Заключая договор долевого строительства истец исходила из того, что она приобретает квартиру в новостройке и вправе рассчитывать на отсрочку уплаты взносов на капитальный ремонт на срок, установленный региональным законодательством.

Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, решение суда согласно ст. 327.1 ГПК РФ в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником жилого помещения площадью 55,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 29.08.2013, акта приема – передачи жилого помещения от 05.07.2017. Право собственности ФИО1 на указанное жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке 17.11.2017.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1).

В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным жилым домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).

По смыслу приведенных положений собственники помещений, расположенных в названном здании, обязаны нести бремя содержания общего имущества, участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения, взносов на капитальный ремонт.

Частью 1 статьи 169 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 2016 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы", применительно к помещениям (в том числе жилым) в многоквартирном доме как объектам права собственности, обладающим значительной спецификой, следует принимать во внимание неразрывную физическую связь помещения как части объема здания, ограниченной строительными конструкциями, и конструктивных элементов здания как объемной строительной системы, включающей в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенной, если речь идет о жилом здании, для проживания и (или) деятельности людей (пункты 6 и 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Этим во многом предопределяется их общая правовая судьба: поскольку сам факт существования и сохранность каждого из помещений в многоквартирном доме обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в многоквартирном доме обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения (статья 290 ГК РФ и статья 36 ЖК РФ).

Соответственно, исходя из того что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК РФ), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.

В соответствии с частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).

В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Красноярского края утверждена постановлением Правительства Красноярского края №709-П от 27.12.2013, вступившего в силу 21.02.2014.

Жилой дом по адресу: <адрес> «А» включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Красноярского края постановлением Правительства Красноярского края от 19.01.2016 № 14-п.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>А вводился в эксплуатацию поэтапно, при этом первая очередь - на основании разрешения на ввод в эксплуатацию №RU 243100003 С/14 от <дата>, вторя - на основании разрешения на ввод в эксплуатацию №RU от <дата>, третья - на основании разрешения на ввод в эксплуатацию №RU от <дата>, четвертая - на основании разрешения на ввод в эксплуатацию №RU от <дата>.

Квартира 57 <адрес> «А» по <адрес> введена в эксплуатацию в рамках разрешения на ввод в эксплуатацию №RU от <дата>.

Жилищный кодекс Российской Федерации не раскрывает содержание понятия многоквартирного дома.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 543-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", пункт 3.21 которого определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).

Приведенные положения в их системном единстве подтверждают, что в Региональную программу может быть включен многоквартирный дом только после введения его в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, названный многоквартирный жилой дом в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации поочередно вводился в эксплуатацию, при этом первая очередь многоквартирного дома была введена в эксплуатацию и многоквартирному дому присвоен адрес после принятия Региональной программы.

Понятие "этап строительства" содержится в Постановлении Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".

В части 2 Положения указано, что "этап строительства" - строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства).

Таким образом отличительным критерием "этапа строительства" является возможность самостоятельного ввода и дальнейшей автономной эксплуатации результата строительства.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации также применяется понятие "этап строительства", подразумевающее возможность подготовки отдельной проектной документации (ч. 12.1, 13 ст. 48 ГрК РФ), выдачи разрешений на отдельные этапы строительства (ч. 12 ст. 51 ГрК РФ), выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию в отношении отдельных этапов строительства (ч. 2.1 ст. 55 ГрК РФ).

С учетом изложенного, выдача разрешения на ввод в эксплуатацию каждого отдельного этапа капитального строительства, как в данном случае по итогам завершения определенного количества подъездов многоквартирного дома, свидетельствует о том, что принятый результат строительства подлежит самостоятельной и автономной эксплуатации по целевому назначению как многоквартирный дом.

Принимая во внимание то, что момент ввода в эксплуатацию имеет значение для исчисления даты начала начисления взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, с учетом требований части 3 статьи 169, части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, юридическое значение имеет вопрос о дате введения в эксплуатацию каждого отдельного этапа строительства многоквартирного дома.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закон Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 (в ред. Закона Красноярского края от 20.03.2014 N 6-2175) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Таким образом, в многоквартирных домах, вводимых в эксплуатацию по секциям, при условии присвоения блок-секциям единого почтового адреса, независимо от очередности сдачи в эксплуатацию отдельных секций, в региональную программу подлежит включению дом в целом. Следовательно, за основу взята дата ввода в эксплуатацию первой блок-секции. Для последующих блок-секций обязанность оплаты взносов по капитальному ремонту возникает с момента их ввода в эксплуатацию.

Поскольку ввод в эксплуатацию второй очереди жилого <адрес> «А» по <адрес> осуществлен 30.06.2017, начисление взносов на капитальный ремонт истцу с 01.07.2017 соответствует требованиям законодательства.

Доводы истца о необходимости начисления взносов по истечение 2,6 лет после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию №RU от <дата>, с применением к спорным правоотношениям положений ч. 2 ст. 3 Закон Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 (ред. от 19.04.2018) основаны на неверном толковании норм права.

В соответствии с информацией, представленной Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, выписке по лицевому счету на имя ФИО1, начисление взносов на капитальный ремонт истцу осуществляется с декабря 2018 г. (л.д. 19-21), начисленные до указанной даты взносы в сумме 7054,45 руб. – списаны, как следствие, судебная коллегия полагает доводы истца о допущенном нарушении ее прав не состоятельными.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, основаны на иной оценке представленных доказательств, фактически выражают субъективную точку зрения истца о том, как должно быть рассмотрено настоящее дело и оценены установленные обстоятельства, потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 15 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-12819/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Вебер Галина Владимировна
Ответчики
ООО УО Мой уютный дом
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края
ООО Минусинский строитель и М
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Парфеня Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
13.10.2021Судебное заседание
21.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2021Передано в экспедицию
13.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее