Решение по делу № 2а-1651/2021 от 16.08.2021

Дело №2а-1651/2021

УИД48RS0005-01-2021-001856-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2021 года                                                              город Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Мартышовой С.Ю.,

при секретаре Подзорове Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стрельникова А.И. к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, находящегося в собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена,

установил:

Административный истец Стрельников А.И. обратился в суд с административным иском к Управлению имущественных и земельных отношений по Липецкой области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в перераспределении земельного участка, находящегося в собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, Стрельникову А.И.», указывая, что он обратился с заявлением в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1026 кв.м. с видом разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на основании пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым решением ему было отказано в связи с нарушением требований к образуемым земельным участкам, а также, что образование земельного участка невозможно без нарушений требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанное решение нарушает его права, является незаконным и в качестве отказа в перераспределении земельного участка послужили формальные основания.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Бунеев В.С. административные исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, указав, что Стрельников А.И. является собственником земельных участков , , , которые образовались путем раздела ранее существующего земельного участка площадью 3602кв.м. с .. Рядом с земельным участком с располагается земельный участок, которым он пользуется фактически. После раздела земельного участка с и уточнения общей площади земельных участков не хватило площади в размере 317 кв.м., в связи с чем, Стрельников А.И. обратился к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельных участков. Оспариваемый отказ нарушает права Стрельникова А.И. на оформление земельного участка, которым он фактически пользуется.

Представитель административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по доверенности Корчагина А.О. возражала против заявленных административных исковых требований, пояснив, что Стрельников А.И. обратился в Управление с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1343 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , площадью 1026кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, с целевым использованием для ведения личного подсобного хозяйства и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Решением от ДД.ММ.ГГГГ Стрельникову А.И. было отказано в перераспределении земельного участка, поскольку образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно Правил землепользования и застройки сельского поселения Падовский сельсовет, утвержденных решением Совета депутатов сельского поселения Падовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ , для земельных участков, расположенных в зоне Ж-1 с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства минимальный размер земельного участка составляет 100кв.м., максимальный размере земельного участка составляет 10000кв.м. Стрельников А.И. обратился в Управление для перераспределения земельного участка площадью 1026кв.м. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 317кв.м., то есть площадь земель соответствует минимальной площади земельного участка, из которого возможно образовать самостоятельный земельный участок. Кроме того, к землям, государственная собственность на которые не разграничена площадью 317кв.м., имеется подъезд, что также свидетельствует о возможности образования самостоятельного земельного участка.

Административный истец Стрельникова А.И., представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Падовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца Стрельникова А.И., представителя заинтересованного лица администрации сельского поселения Падовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области.

    Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным паровым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов российской Федерации.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениям которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления (статья 39.1 ЗК РФ).

В соответствии с Законом Липецкой области от 26.12.2014 г. № 357-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления, муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области», Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 07.10.2010 г. № 402-р Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области осуществляет полномочия органов местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в частности по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 названной статьи.

В силу пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Судом установлено, что административный истец Стрельников А.И. является собственником земельных участков: с кадастровым номером , площадью 1119кв.м., с видом разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером , площадью 1026кв.м., с видом разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером , площадью 1457кв.м., с видом разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>,, а также жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН.

ДД.ММ.ГГГГ Стрельников А.И. обратился в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1343 кв.м., образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , площадью 1026кв.м., с видом разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ему на праве собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов на основании статьи 39.28, статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ Стрельникову А.И. со ссылкой на п.п.9 п.9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, отказано в перераспределении земельного участка площадью 1026 кв.м., с кадастровым номером , с разрешенным использованием- для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, и земель, государственная собственность на которые не разграничена на основании следующего- образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, без нарушений требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно Правил землепользования и застройки сельского поселения Падовский сельсовет, утвержденных решением Совета депутатов сельского поселения Падовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ , для земельных участков, расположенных в зоне Ж-1 с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, минимальный размер земельного участка составляет 100кв.м., максимальный размере земельного участка составляет 10000кв.м.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, как разъяснено в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из смысла части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что основанием для признания незаконными действий органа местного самоуправления является их несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение данными действиями прав, свобод и законных интересов лица.

Вместе с тем, в данном случае доказательств наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий суду не представлено.

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве общего правила закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного кодекса.

Как установлено судом, образование земельного участка площадью 1343 кв.м, как того просил административный истец, предусмотрено путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , площадью 1026кв.м. с разрешенным использованием- для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности у Стрельникова А.И. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 317квм.

Таким образом, из земель, испрашиваемых административным истцом, возможно сформировать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, что в свою очередь является в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков..

Суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Управления имущественных и земельных отношений принято в связи с возможностью формирования из испрашиваемой земли самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям о предельных минимальных размерах, предъявляемых к образуемым земельным участкам, наличия подъезда к испрашиваемому земельному участку, суд приходит к выводу о том, то оспариваемый отказ вынесен в пределах компетенции Управления имущественных и земельных отношений, в соответствии с требованиями действующего законодательства, не противоречит закону и не нарушает прав и интересов административного истца.

Поскольку целью обращения Стрельникова А.И. с заявлением было именно перераспределение земель, то есть увеличение площади земельного участка административного истца за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, то оспариваемый отказ Управления имущественных и земельных отношений со ссылкой на отсутствие предусмотренных законом оснований для перераспределения земельных участков без рассмотрения вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка является правомерным.

При установленных обстоятельствах, суд применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ приходит к выводу о том, что отказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в перераспределении земельного участка Стрельникову А.И. является правомерным и соответствует действующему законодательству; административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение совершено в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

При изложенных обстоятельствах, поскольку оспариваемое решение Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области соответствует требованиям закона и не нарушает прав административного истца, суд считает в удовлетворении административного иска Стрельникова А.И. к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, находящегося в собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, отказать.

Коль скоро суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконным отказа незаконным отказа в перераспределении земельного участка, находящегося в собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, правовых оснований для возложения на Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области обязанности по рассмотрению заявления Стрельникова А.И. о перераспределении земельного участка у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

    В удовлетворении административного иска Стрельникова А.И. к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1026кв.м. с видом разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства, и земель, государственная собственность на которые не разграничена - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий    районный суд.

Судья                                                                                        С.Ю.Мартышова

Мотивированное решение

Изготовлено 24. 11.2021

2а-1651/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Стрельников Александр Иванович
Ответчики
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области
Другие
Администрация сельского поселения Падовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области
Бунеев Владимир Степанович
Суд
Липецкий районный суд Липецкой области
Судья
Мартышова Светлана Юрьевна
Дело на сайте суда
lipraisud.lpk.sudrf.ru
16.08.2021Регистрация административного искового заявления
16.08.2021Передача материалов судье
17.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.09.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2021Судебное заседание
19.10.2021Судебное заседание
21.10.2021Судебное заседание
21.10.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
11.11.2021Судебное заседание
17.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее