Решение по делу № 2-2304/2010 ~ М-1850/2010 от 18.10.2010

Дело № 2 - 2304 / 10                                                                              <...>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2010 года

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Шумайловой Е.П.,

при секретаре Давлетяровой В.Е.,

с участием истца Кайгородова Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кайгородова Николая Михайловича к департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Кайгородов Н.М. обратился в суд с иском к ДЗО администрации города Перми о признании отказа в предоставлении в его собственность земельного участка , площадью <...> кв.м., расположенного в садоводческом некоммерческом товариществе «Коллективный сад № 2» по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, а также о возложении обязанности на ДЗО администрации <адрес> предоставить в его собственность земельный участок , площадью <...> кв. м., кадастровый номер , расположенный в СНТ «Коллективный сад №2» по адресу:             <адрес>, <адрес> <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Коллективный сад № 2», что подтверждается справкой председателя правления СНТ «Коллективный сад № 2» от ДД.ММ.ГГГГ, и имеет в пользовании земельный участок площадью <...> кв.м., кадастровый номер , расположенный в СНТ «Коллективный сад №2» по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в департамент земельных отношений администрации города Перми с просьбой предоставить указанный земельный участок в его собственность, в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 года, однако, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ДЗО администрации города Перми отказал в предоставлении в собственность садового участка, поскольку, в соответствии с проектом планировки жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района города Перми, утвержденным постановлением администрации города Перми от 16.04.2008 № 264 «Об утверждении проекта планировки территории жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района города Перми», испрашиваемый земельный участок находится на землях общего пользования за красными линиями, которые в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ не подлежат приватизации. Считает отказ ДЗО администрации города Перми незаконным, поскольку спорный земельный участок, находящийся в его пользовании, был предоставлен СНТ «Коллективный сад № 2» на основании решения Исполнительного комитета Пермского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Проект планировки жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района города Перми, утвержденный постановлением администрации города Перми от 16.04.2008 № 264 «Об утверждении проекта планировки территории жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района города Перми» был осуществлен без учета фактического землепользования. Земельный участок не занят объектами общего пользования, используется истцом по назначению, кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.

Истец Кайгородов Н.М. в судебном заседании предъявленные исковые требования поддержал, суду дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснил, что он является членом СНТ «Коллективный сад № 2». Спорный земельный участок предоставлен СНТ «Коллективный сад № 2» на основании решения Исполнительного комитета Пермского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ на праве бессрочного пользования, земельный участок под № , площадью <...> кв.м., предоставлен ему в пользование. ДД.ММ.ГГГГ он, действуя в своих интересах и в интересах Протасова П.Н., имеющего в пользовании участок , обратился в ДЗО администрации города Пери с заявлением о предоставлении в их собственность указанных земельных участков. ДЗО администрации города Перми письмом                № от ДД.ММ.ГГГГ дал ответ, что в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что в соответствии с проектом планировки жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района города Перми, утвержденным постановлением администрации города Перми от 16.04.2008 № 264 «Об утверждении проекта планировки территории жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района города Перми», испрашиваемый земельный участок находится на землях общего пользования за красными линиями, земельные участки общего пользования, в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, приватизации не подлежат. Считает, что отказ департамента является незаконным, поскольку земельный участок ему был предоставлен еще в ДД.ММ.ГГГГ, все границы участка были согласованы со смежными землепользователями, в ДД.ММ.ГГГГ, при проведении межевания, также все границы были согласованы. В ДД.ММ.ГГГГ проект планировки территории Орджоникидзевского района осуществлен без учета фактического землепользования и застройки, с нарушением градостроительного законодательства. Земельный участок предоставлялся ему для ведения садоводства, земельный участок принадлежит СНТ на праве бессрочного пользования, в настоящее время он продолжает пользоваться земельным участком, в кадастровом паспорте не имеется указаний на какие - либо ограничения по расположению земельного участка на землях общего пользования. Кроме того, испрашиваемый земельный участок не занят объектами общего пользования, он поставлен на кадастровый учет, разрешено его использование для садоводства. Считает, что ответчиком не представлено доказательств, что участок находится на землях общего пользования, на момент предоставления земельного участка ограничений в пользовании установлено не было.

Представитель ответчика, ДЗО администрации города Перми, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном ранее письменном отзыве указал, что исковые требования не признает по тем основаниям, что, согласно заключению департамента планирования и развития территории города Перми, испрашиваемые земельные участки находятся на землях общего пользования за красными линиями, установленными в соответствии с проектом планировки жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района города Перми, утвержденным постановлением администрации города Перми № 264 от 16.04.2008 года «Об утверждении проекта планировки территории жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района города Перми». Поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на землях общего пользования, то приватизации не подлежит. Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые, в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.

Представитель 3 лица, департамента планирования и развития территории города Перми, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что исковые требования не признает (л.д. ). В письменном отзыве указал, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ ДЗО администрации города Перми сообщил Кайгородову Н.М. о том, что испрашиваемый земельный участок находится на землях общего пользования за красными линиями. Согласно ст. 1 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, территории общего пользования - не подлежащие приватизации территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы, которых отображаются в проектах планировки территории посредством красных линий. В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии, линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи {в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). В микрорайоне Левшино, Молодежный красные линии были утверждены постановлением администрации города Перми             № 264 от 16.04.2008 года «Об утверждении проекта планировки территории жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района города Перми». Установление красных линий в данных микрорайонах проводилось органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ, а, именно, согласно п. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ: проекты планировки и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Постановлением Главы города Перми от 21.05.2007 № 58 было принято решение о дате и времени проведения публичных слушаний по теме «Обсуждение проекта планировки территории жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района города Перми». Согласно постановлению Главы города , заинтересованные лица вправе были до ДД.ММ.ГГГГ представить свои предложения и замечания по теме публичных слушаний в комиссию по землепользованию и застройке города Перми. С учетом протокола проведения публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ и заключения о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ проект планировки былутвержден постановлением администрации города № 264 от 16.04.2008 года. Считает, что была соблюдена вся процедура утверждения проекта планировки территории жилых районов Левшиио, Молодежный Орджоникидиевского района города Перми. Соблюдение красных линий обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или других поселений, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации. На основании ст. 15 Земельного кодекса РФ, и п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования приватизации не подлежат.

Определением суда от 01.12.2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено архитектурно - планировочное управление администрации города Перми.

Представитель 3 лица, архитектурно - планировочного управления администрации города Перми, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном письменном отзыве указал, что согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ, ДЗО администрации города Перми Кайгородову Н.М. было отказано в предоставлении спорного земельного участка, решение было принято на основании заключения департамента планирования и развития территории города Перми. В соответствии с п. 1.3. Положения об организации структуры, порядка ведения ИСОГД города Перми и предоставления документов, сведений, материалов, в том числе за плату, утвержденного постановлением администрации города Перми от 07.07.2008 № 625, органом, уполномоченным на ведение ИСОГД и предоставление сведений из ИСОГД, является департамент планирования и развития территории города Перми (далее ДПиРТ). В связи с этим, АПУ не имеет возможности представить какие - либо сведения о расположении земельного участка по <адрес> а относительно территорий общего пользования, поскольку вся утвержденная документация по планировке территории, устанавливающая границы территорий общего пользования, хранится в департаменте планирования и развития территории города Перми (л.д. ).

Суд, выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, Кайгородов Н.М. является членом СНТ «Коллективный сад № 2», что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6)

Постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ садовому кооперативу № <адрес> в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок, площадью <...> га, что подтверждается свидетельством о праве от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

На основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ коллективному саду отведен дополнительный земельный участок фактического пользования, площадью <...> га по правому берегу <адрес> в микрорайоне <адрес> за счет городских земель, что подтверждается актом исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13, ).

ДД.ММ.ГГГГ Кайгородов Н.М., действуя в своих интересах и в интересах Протасова П.Н., имеющего в пользовании земельный участок площадью <...> кв. м., обратился в ДЗО администрации <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью <...> кв.м. (участок площадью <...> кв. м. и участок площадью <...> кв. м.), кадастровый номер , расположенного в СНТ «Коллективный сад №2» по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 10).

Земельный участок истца , расположенный в <адрес>, <адрес> <адрес> имеет кадастровый номер (л.д. 7 - 8).

Как следует из письма департамента земельных отношений администрации города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно заключению департамента планирования и развития территории города Перми, испрашиваемые земельные участки находятся на землях общего пользования за красными линиями в соответствии с проектом планировки жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района города Перми, утвержденным постановлением администрации города Перми № 264 от 16.04.2008 года «Об утверждении проекта планировки территории жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района города Перми» (л.д. 12)

Согласно проекту границ дополнительного земельного участка площадью <...> кв. м., расположенного в <адрес>, <адрес> <адрес>, при подготовке к межеванию данного дополнительного земельного участка, находящегося в пользовании Кайгородова Н.М. и Протасова П.Н., границы данного земельного участка были согласованы и утверждены начальником управления регулирования земельных отношений ДИО              г. Перми ДД.ММ.ГГГГ, согласованы с МУ «ГИЦ г. Перми», каких - либо ограничений зарегистрировано не было (л.д. 17 - 19).

После чего в ДД.ММ.ГГГГ было проведено межевание указанного дополнительного земельного участка, земельный участок площадью <...> кв.м. поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер                                   о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, обременения и ограничения не зарегистрированы (л.д. ).

В ДД.ММ.ГГГГ Кайгородовым Н.М. было проведено межевание земельного участка, находящегося в его пользовании, площадью <...> кв. м., участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен номер (л. д. 7), обременения не зарегистрированы.

Постановлением администрации г. Перми № 264 от 16.04.2008 года утвержден проект планировки территории жилых районов Левшино, Молодежный Орджоникидзевского района г. Перми (л.д. 27).

В силу ч. 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии с ч. 4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением случае: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно ст. 56 Земельного Кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статьей 11.1 Земельного Кодекса РФ, установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 3 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 года предусмотрено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а так же иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу ч. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (ч. 9 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.

Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).

В силу ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.

Согласно ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Красными линиями, в соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, признаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

В соответствии с ч. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 N 66-ФЗ, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

Учитывая требования закона и фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд считает, что исковые требования Кайгородова Н.М. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Очевидно, что право на земельный участок возникло у садоводческого товарищества в ДД.ММ.ГГГГ на основании акта государственного органа, наделенного полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и данный акт в этом случае является основанием для возникновения права постоянного бессрочного пользования.

Земельный участок, закрепленный за истцом, предоставлялся Кайгородову Н.М. на законных основаниях. Судом установлено, что истец пользуется садовым участком с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с его целевым назначением.

Согласно ч. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется, следовательно, за Кайгородовым Н.М. сохраняется право пользования спорным земельным участком, поскольку данное право возникло у него до вступления в силу Земельного Кодекса РФ.

На момент предоставления земельного участка садоводческому товариществу каких-либо ограничений в пользовании земельным участком установлено не было.

Кроме этого, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд считает, что ответчиком не представлены суду доказательства, подтверждающие его доводы о том, что спорный земельный участок находится за красными линиями на землях общего пользования.

Таким образом, учитывая, что истец пользуется земельным участком на законном основании, участок находится в границах земельного участка, отведенного СНТ, границы участка ранее были согласованы, а каких - либо доказательств, подтверждающих, что в настоящее время, после ДД.ММ.ГГГГ, участок находится на землях общего пользования, суду не представлено, суд считает, что отказ в предоставлении земельного участка истцу в собственность является незаконным.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ департамента земельных отношений администрации города Перми в предоставлении Кайгородову Николаю Михайловичу земельного участка в собственность от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить в собственность Кайгородову Николаю Михайловичу земельный участок площадью <...> кв. м., кадастровый номер , расположенный в СНТ «Коллективный сад № 2» по адресу: <адрес> <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                                       Е.П. Шумайлова

Мотивированное решение изготовлено 27.12.2010 года.

<...>

Судья                                                                                      Е.П. Шумайлова

2-2304/2010 ~ М-1850/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кайгородов Николай Михайлович
Ответчики
ДЗО г. Перми
Другие
ДПиР г. Перми
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Перми
Судья
Шумайлова Елена Павловна
18.10.2010[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2010[И] Передача материалов судье
18.10.2010[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2010[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2010[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.11.2010[И] Предварительное судебное заседание
01.12.2010[И] Судебное заседание
20.12.2010[И] Судебное заседание
30.12.2010[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее