Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2023 г.
Дело № 2-168/2023
УИД 33RS0006-01-2022-002588-18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 сентября 2023 года г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Кутузовой Н.В.
при секретаре Андреевой Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Вязники гражданское дело по иску Григорьевой Кристины Сергеевны, Корнилова Евгения Алексеевича к местной религиозной организации «Церковь ФИО1 <адрес> и <адрес>», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Владимирской области, Управлению Министерства юстиции по Владимирской области об исключении из состава учредителей,
УСТАНОВИЛ:
Корнилов Е.А. обратился в суд с иском к местной религиозной организации ФИО15 ФИО1, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Владимирской области, Управлению Министерства юстиции по Владимирской области, в котором просит исключить его из состава учредителей местной религиозной организации ФИО15 ФИО1, взыскать с Петраша И.В. материальный и моральный ущерб.
В обоснование требований указывает, что ему достоверно известно, что в ДД.ММ.ГГГГ году его незаконным путем сделали учредителями местной религиозной организации «Церковь ФИО2», о чем ему стало известно в ДД.ММ.ГГГГ году. Корнилов Е.А. указывает, что потеряв работу, он был вынужден обратиться в центр занятости населения, где получил отказ по причине того, что является учредителем религиозной организации. Никакого отношения к церкви он не имеет. Паспортных данных и своего согласия никому не давал. Знаком он только с Петраш И.В. – пастором этой церкви и его женой Петраш Л.В., т.к. мама истца, Власенко И.В., является членом данной церкви. Мама истца паспортных данных истца никому не давала. Обратился к Петраш И.В. за объяснениями, которых не получил. Петраш И.В. обещал вывести меня из состава учредителей, предоставил истцу протокол о выводе из состава учредителей от ДД.ММ.ГГГГ На собрании учредителей истец не присутствовал, заявлений о выходе не писал. В центр занятости предоставил данный протокол, который, как оказалось, не имеет юридической силы. Ранее в ОМВД по данному факту было подано заявление, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Полагает, что имеются основания для исключения истца из состава учредителей местной религиозной организации, взыскании с Петраш И.В. материального ущерба, компенсации морального вреда.
Григорьева К.С. обратилась в суд с иском к местной религиозной организации ФИО15 ФИО1, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Владимирской области, Управлению Министерства юстиции по Владимирской области, в котором просит исключить ее из состава учредителей местной религиозной организации ФИО15 ФИО1, взыскать с Петраша И.В. моральный ущерб.
В обоснование требований указывает, что ей достоверно известно, что в ДД.ММ.ГГГГ году ее сделали незаконным путем без ее согласия учредителем местной религиозной организации «Церковь ФИО2», о чем ей стало известно в ДД.ММ.ГГГГ году. Никакого отношения к церкви она не имеет, ни с кем из списка учредителей не знакома, паспортных данных и своего согласия никому не давала. Знакома только с Петраш И.В. – пастором этой церкви и его женой Петраш Л.В., т.к. мама истца, Григорьева Л.Е., является членом данной церкви. Мама истца паспортных данных истца никому не давала. Ранее в ОМВД по данному факту было подано заявление, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В связи с тем, что истец является учредителем данной религиозной организации, она не может встать на учет в центр занятости населения для переобучения и получения новой профессии как мать-одиночка. Заявление о включении истца в состав учредителей фактически ею не писалось и не подавалось. Полагает, что имеются основания для исключения истца из состава учредителей местной религиозной организации, взыскании с Петраш И.В. компенсации морального вреда.
Указанные гражданские дела определением суда от ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно производство.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Петраш И.В., поскольку истцом Корниловым заявлено к Петрашу И.В. требование о взыскании материального ущерба и морального вреда, истцом Григорьевой К.С. заявлено к Петрашу И.В. требование о взыскании морального вреда.
Определением Вязниковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ Корнилова Е.А. от требования к Петрашу И.В. о взыскании материального ущерба. Производство в указанной части прекращено.
Определениями Вязниковского городского суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ приняты отказ Корнилова Е.А. и отказ Григорьевой К.С. от исковых требований к Петрашу И.В. о взыскании компенсации морального вреда. Производство в указанной части прекращено.
Истец Григорьева К.С., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Уполномочила представлять свои интересы представителя по доверенности Григорьеву Л.Е.
Представитель Григорьевой К.С. по доверенности Григорьева Л.Е. исковые требования поддержала, указав, что Григорьева К.С. незаконно включена в состав учредителей Церкви, свою подпись в заявлении не ставила. Ответчики в добровольном порядке не исключают истца из состава учредителей. Факт участия в составе учредителей нарушает права истца, поскольку это не позволяет ей постановке на учет в службы занятости в целях поиска подходящей работы ввиду того, что участие в составе учредителей является основанием полагать, что человек не является безработным.
Истец Корнилов Е.А. в суде заявленные требования поддержал. Пояснил, что в состав учредителей включен незаконно, никаких заявлений он не подписывал. Его присутствие в составе учредителей церкви нарушает его права. Он длительное время не мог трудоустроиться, поскольку считался по закону занятым.
Представитель ответчика местной религиозной организации «Церковь ФИО2» адвокат по ордеру Бурдачев С.В. в суде не возражал против удовлетворения исковых требований об исключении истцов из состава участников ФИО15. Указал, что кроме как в судебном порядке это сделать невозможно, т.к. законом такая процедура не предусмотрена. Полагал, что Церковь является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку прав истцов не нарушала.
Ответчик Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, возражений, ходатайств не представил.
Ответчик Управление Министерства юстиции по Владимирской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Кроме того, представил отзыв, в котором указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку прав истца не нарушал. По существу искового заявления указывает, что местная религиозная организация «Церковь ФИО2» является некоммерческой организацией. В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческих организаций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив сведения в регистрирующий орган. Однако, в соответствии с п. 1 ст. 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них права членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся, в том числе, религиозные организации. Действие п. 3 ст. 15 ФЗ от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на них не распространяется. Таким образом, выход учредителей из религиозной организации законодательством не предусмотрен.
Третье лицо руководитель Объединения Церквей ФИО1 Владимирской и Ивановской областей Петраш С.Е., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 65.1 ГК РФ, юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, общественно полезные фонды, личные фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.
Согласно ст. 123.26 ГК РФ, религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.
Из представленного в материалы дела Устава, а также выписки из ЕГРЮЛ местной религиозной организации «Церковь ФИО1» следует, что данная некоммерческая организация является религиозной организацией, следовательно, унитарным юридическим лицом, в котором учредители не становятся участниками юридического лица и не приобретают в них прав членства.
Истцы указывают, что Корнилов Е.А. и Григорьева К.С. указаны в качестве учредителей местной религиозной организации «Церковь ФИО1» незаконно, никаких заявлений они не писали, входить в состав учредителей не желали.
Вместе с тем, в материалах регистрационного дела, представленного по запросу суда налоговым органом, имеется Заявление по форме № (Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»), лист «<данные изъяты>» которого содержит сведения об учредителях (участниках) – физических лицах. В числе таких физических лиц указаны, в том числе, Корнилов Евгений Алексеевич, Григорьева Кристина Сергеевна. В графе «подпись заявителя» стоит их подпись.
Истцы в суде факт подписания заявлений оспаривали, ходатайствовали о назначении по делу судебной почерковедческой экспертизы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная почерковедческая экспертиза.
Из представленного в материалы дела заключения эксперта ООО «Владимирский региональный центр судебной экспертизы» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что подписи в заявлениях по форме № (Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц») в Листе <данные изъяты> Сведения об учредителях (участниках) – физических лицах в графе «заявитель» принадлежат не Корнилову Евгению Алексеевичу и не Григорьевой Кристине Сергеевне, а другому лицу.
У суда не имеется оснований не доверять указанному экспертному заключению, поскольку экспертиза проведена экспертом, имеющих высшее специальное образование, дипломы и свидетельства о соответствующей профессиональной подготовке, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. С учетом указанных обстоятельств данное заключение суд признает допустимым, относимым и достоверным доказательством по делу.
Статьей 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
В силу статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, исходя из положений статьи 45 Конституции Российской Федерации, гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что учредители некоммерческой организации в учредительном договоре определяют условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава, а в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.
Согласно статье 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" основным признаком религиозной организации является добровольность, которая предусматривает не только возможность объединения граждан и создания юридического лица, но и возможность выхода граждан из состава его учредителей.
Анализируя нормы законодательства религиозных организациях, суд приходит к выводу о том, что законодательством не предусмотрен выход учредителей из религиозной организации.
Вместе с тем, руководствуясь нормами ст.ст. 28, 30 Конституции РФ о свободе совести, вероисповедания, свободе вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, имеющим прямое действие, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Григорьевой К.С. и Корнилова Е.А. об исключения сведений об учредителе религиозной организации из Единого государственного реестра юридических лиц в связи, во-первых, с нежеланием продолжения указанными лицами в дальнейшем такого членства, во-вторых, отсутствием законных оснований для включения указанных лиц в члены религиозной организацией, поскольку такого волеизъявления они не выражали, заявления на вступление в членство, как определено заключением судебной экспертизы, не подписывали.
При установлении таких обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Григорьевой Кристины Сергеевны, Корнилова Евгения Алексеевича к местной религиозной организации «Церковь ФИО1» подлежат удовлетворению.
Судом отвергается довод представителя местной религиозной организации «Церковь ФИО1» о том, что Церковь не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку судом установлено, что заявления истцы о вступлении в члены ФИО15 не писали, включены в состав учредителей неправомерно.
Вместе с тем, суд полагает, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Владимирской области, Управление Министерства юстиции по Владимирской области являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку прав истцов данные ответчики не нарушали, в полномочия указанных лиц исключение из состава учредителей религиозной организации физических лиц не входит, в иске к ним надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Григорьевой Кристины Сергеевны, Корнилова Евгения Алексеевича к местной религиозной организации «Церковь ФИО1» - удовлетворить.
Исключить сведения об учредителе Григорьевой Кристине Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, религиозной организации «Церковь ФИО1 <адрес> и <адрес>» <данные изъяты> из Единого государственного реестра юридических лиц.
Исключить сведения об учредителе Корнилове Евгении Алексеевиче, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, религиозной организации «Церковь ФИО1 <адрес> и <адрес>» <данные изъяты> из Единого государственного реестра юридических лиц.
В иске к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Владимирской области и Управлению Министерства юстиции по Владимирской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Кутузова