Дело № 2а-1662/2020 Изготовлено 04 декабря 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
Председательствующего судьи Маханько Ю.М.,
при секретаре Сергеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
26 ноября 2020 года
административное дело по административному иску Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области к Ярославскому районному отделу судебных приставов УФССП по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Ярославского районного отдела судебных приставов УФССП по Ярославской области Шубиной Любови Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо уменьшении размера исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ярославскому районному отделу судебных приставов УФССП по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Ярославского районного отдела судебных приставов УФССП по Ярославской области Шубиной Любови Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо уменьшении размера исполнительского сбора, который подлежит взысканию, на основании постановления от 10.08.2020 №.
Представитель административного истца Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности Криницына А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ярославского РОСП Шубина Л.А., она же представитель административного ответчика Ярославского РОСП УФССП России по Ярославской области в суд не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, принятие решения оставила на усмотрение суда.
Административный ответчик УФССП России по Ярославской области в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещались надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как установлено частями 11 и 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 названного Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации.
Право должника на обращение в порядке, установленном названным Законом, в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора предусмотрено частью 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ.
Как установлено частью 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Из приведенного следует, что установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. № 13-П, исполнительский сбор в размере семи процентов от суммы, подлежащей взысканию, представляет собой допустимый максимум штрафной санкции, который с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины, имущественного положения правонарушителя и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
В пунктах 74, 75, 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве при освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, в силу ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии со ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем, Администрация ЯМР как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления несет ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами (ст. 70 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и в своей работе руководствуется федеральным и региональным законодательством.
Из материалов дела следует, что решением Ярославского районного суда Ярославской области от 08.11.2017 г. по делу № удовлетворены исковые требования прокурора Ярославского района, а именно: на Администрацию Ярославского муниципального района была возложена обязанность в срок до 30 ноября 2019 года выполнить ремонт автомобильной дороги «<адрес>» протяженностью 1427 км.
10.03.2020 г. судебным приставом-исполнителем Ярославского РОСП УФССП Шубиной Л.А. вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства №, на основании которого возбуждено исполнительное производство с предметом исполнения: Обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области выполнить ремонт автодороги «<адрес>» протяженностью 1427 км., в срок до 30 ноября 2019 года в отношении должника - Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, адрес должника: <адрес>-а.
Пунктом 2 указанного постановления установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения указанных выше требований.
Вышеуказанное постановление было направлено должнику посредством электронной почты (л.д. 38-39).
Таким образом, должник был информирован о возбуждении исполнительного производства, о предоставленном ему 5-дневном сроке для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Требования, содержащиеся в исполнительном документе, должник в установленный срок не исполнил.
10.08.2020 г. судебным приставом-исполнителем Ярославского РОСП УФССП Шубиной Л.А вынесено Постановление о взыскании исполнительского взноса в размере 50000 рублей.
Согласно пояснениям представителя Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, у административного истца отсутствовала возможность в установленный решением срок исполнить возложенную обязанность.
Во исполнение решения суда в отношении автодороги «<адрес>» выполнены следующие мероприятия:
- специалистами МКУ «МФЦР» Ярославского муниципального района проведено комиссионное обследование автодороги «д. Кузнечиха - д. Бутрево»;
- составлены ведомости объемов работ и локальная смета на ремонт дорог;
- проведена проверка сметной документации ГАУ ЯО «Госстройэкспертиза»;
Сметная стоимость автодороги составила 5 786 млн. рублей.
- подготовлен и согласован с Главой Ярославского муниципального района план ремонта автодорог до 2025 года.
Администрация ЯМР 22.10.2020 года обратилась в Ярославский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в рамках гражданского дела № по иску Прокурора ФИО3 <адрес> Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о понуждении произвести ремонт дороги.
27.08.2020 г. судебным приставом-исполнителем составлен Акт о совершении исполнительных действий, согласно которому ремонт автодороги «<адрес>» не производится (л.д. 41-42).
Оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора суд не усматривает. Отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд, учитывая степень вины должника в несвоевременном исполнении исполнительного документа, принимая во внимание отсутствие находящихся вне его контроля чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, препятствовавших исполнить исполнительный документ в установленный срок, считает, что взыскание исполнительского сбора в установленном размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета всех существенных обстоятельств, в том числе - имущественного положения должника и степени его вины в неисполнении в срок исполнительного документа.
Принимая во внимание вышеприведенное, в силу статьи 112 (части 6 и 7) Закона № 229-ФЗ, предусматривающей право суда по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть, с учетом всех обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности снижения размера исполнительского сбора на одну четверть от подлежащей взысканию суммы, то есть до 37500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканный с Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области на основании постановления судебного пристава-исполнителя Ярославского РОСП Шубиной Л.А. от 10.08.2020 г. в рамках исполнительного производства №, до 37500 рублей.
Судья Ю.М. Маханько