Решение по делу № 2-318/2020 от 03.07.2020

Дело № 2-318/2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Осташковский межрайонный суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Кокаревой Н.А.

при ведении протокола помощником судьи Галаховой Ю.С.,

с участием помощника прокурора Волощук Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове

18 августа 2020 года

гражданское дело по иску Осташковского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов Борисовой Н.С. к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Администрации Осташковского городского округа о возложении обязанности профинансировать расходы на приобретение жилого помещения и предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов Борисовой Н.С. с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Администрации Осташковского городского округа о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Тверской области осуществить финансирование Администрации Осташковского городского округа для обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Борисовой Н.С., на Администрацию Осташковского городского округа предоставить Борисовой Н.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой по обращению Борисовой Н.С. проведена проверка исполнения жилищного законодательства и законодательства, регулирующего права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, в ходе которой установлено, что Борисова Н.С., 21 марта 1999 года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Министерством социальной защиты населения Тверской области Борисова Н.С. включена в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Борисова Н.С. достигла 18 лет, образовательное учреждение окончила в июне 2017 года.

По окончании обучения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Борисовой Н.С. в нарушение статьи 40 Конституции РФ, статьи 109.1 ЖК РФ, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предоставлено.

Борисова Н.С. в список детей из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2020 году будет приобретено жилье за счет средств областного и федерального бюджетов, не включена. В мае 2020 года Администрацией Осташковского городского округа Борисовой Н.С. отказано в предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В. исковые требования поддержала.

Истец Борисова Н.С. о времени и месте рассмотрения дела уведомлена в установленном законом порядке, направленная в ее адрес судебная корреспонденция вернулась с отметкой «истек срок хранения», суд, с учетом мнения сторон рассмотрел дело без ее участия.

Представитель ответчика Администрации Осташковского городского округа по доверенности Колосова О.Г. просила о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, что предоставление жилого помещения истцу будет возможно только после включения Министерством социальной защиты населения Тверской области Борисовой Н.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, а также соблюдения процедуры приобретения жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области по доверенности Власенко Б.А. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, просил о рассмотрении дела без его участия, об удовлетворении иска с указанием срока исполнения в 2021 году, о чем представил письменное заявление.

Выслушав помощника прокурора Волощук Е.В, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Подпунктом "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту ФЗ №159-ФЗ).

В силу ст.1 ФЗ №159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    Согласно ст.8 ФЗ №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На территории Тверской области действует Закон Тверской области от 6 февраля 2013 года №2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержащий аналогичную норму права.

Материалами дела установлено, что Борисова Н.С. родилась 21 марта 1999 года (л.д.17), достигла совершеннолетия.

Министерством социальной защиты населения Тверской области Борисова Н.С. включена в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда (л.д.28).

Жилых помещений в собственности или занимаемых по найму на территории Осташковского района Тверской области Борисова Н.С. не имеет.

Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Борисовой Н.С. в жилом помещении не оспариваются лицами, участвующими в деле.

При таких обстоятельствах суд считает, что Борисова Н.С. имеет статус лица, на которое распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ, в связи с чем требования истца о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда являются обоснованными.

Жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма (п. 7 ст. 8 ФЗ №159-ФЗ).

Согласно пункту 8 статьи 8 ФЗ №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

При этом статьями 1, 2 Закона Тверской области от 7 декабря 2011 года №78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Указанным Законом субъекта РФ, а также Законом Тверской области от 30.12.2019 года № 102-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2020 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013 года №62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок, согласно пункту 8 которого органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения для детей-сирот в соответствии с федеральным законодательством.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Площадь приобретаемого жилого помещения не может быть ниже нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленной Законом Тверской области от 17.04.2006 N 39-ЗО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области" для указанной категории лиц.

Жилые помещения должны отвечать требованиям, предусмотренным статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области после регистрации права собственности на жилое помещение заключают договоры найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, включенными в список.

При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования Осташковский городской округ следует возложить на Администрацию Осташковского городского округа.

Также суд считает обоснованными требования истца о возложении на Министерство социальной защиты населения Осташковского района Тверской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению Борисовой Н.С. жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статья 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Из правового анализа приведенного выше федерального законодательства следует, что органам местного самоуправления могут быть делегированы на основании закона субъекта Российской Федерации отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств.

Порядок расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержден постановлением Правительства Тверской области №142-пп от 05.04.2012 года.

Согласно указанному постановлению субвенции из областного бюджета Тверской области на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Тверской области по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот предусматриваются ежегодно в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Законом Тверской области от 07.12.2011 N 78-ЗО "О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" и предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Тверской области, возникающих при выполнении государственных полномочий на основании муниципальных контрактов, заключенных в установленном порядке органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Главным распорядителем субвенции является Министерство социальной защиты населения Тверской области.

Субвенции перечисляются органам местного самоуправления в соответствии со списком, утвержденным комиссией по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения после предоставления в Министерство социальной защиты населения Тверской области заявки с приложением копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключения Комиссии.

При таких обстоятельствах обязанность по финансированию мероприятий по предоставлению Борисовой Н.С. жилого помещения должна быть возложена на Министерство социальной защиты населения Тверской области, как исполнительный орган государственной власти Тверской области, к расходным обязательствам которого отнесено обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории.

Поскольку право Борисовой Н.С. на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на момент разрешения спора нарушено, указание в решении суда срока его исполнения в 2021 году, о чем просит Министерство социальной защиты населения Тверской области, по существу приведет продолжению нарушения гарантированных Конституцией РФ жилищных прав истца на продолжительный срок, что является недопустимым.

    Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Осташковского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов Борисовой Н.С. удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области осуществить финансирование Администрации Осташковского городского округа для обеспечения благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 05.04.2012 года №142-пп «Об утверждении Порядка расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан».

Обязать Администрацию Осташковского городского округа Тверской области предоставить Борисовой Н.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 25 августа 2020 года.

Судья:

Дело № 2-318/2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Осташковский межрайонный суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Кокаревой Н.А.

при ведении протокола помощником судьи Галаховой Ю.С.,

с участием помощника прокурора Волощук Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове

18 августа 2020 года

гражданское дело по иску Осташковского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов Борисовой Н.С. к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Администрации Осташковского городского округа о возложении обязанности профинансировать расходы на приобретение жилого помещения и предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов Борисовой Н.С. с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Администрации Осташковского городского округа о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Тверской области осуществить финансирование Администрации Осташковского городского округа для обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Борисовой Н.С., на Администрацию Осташковского городского округа предоставить Борисовой Н.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой по обращению Борисовой Н.С. проведена проверка исполнения жилищного законодательства и законодательства, регулирующего права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, в ходе которой установлено, что Борисова Н.С., 21 марта 1999 года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Министерством социальной защиты населения Тверской области Борисова Н.С. включена в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Борисова Н.С. достигла 18 лет, образовательное учреждение окончила в июне 2017 года.

По окончании обучения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Борисовой Н.С. в нарушение статьи 40 Конституции РФ, статьи 109.1 ЖК РФ, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предоставлено.

Борисова Н.С. в список детей из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2020 году будет приобретено жилье за счет средств областного и федерального бюджетов, не включена. В мае 2020 года Администрацией Осташковского городского округа Борисовой Н.С. отказано в предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В. исковые требования поддержала.

Истец Борисова Н.С. о времени и месте рассмотрения дела уведомлена в установленном законом порядке, направленная в ее адрес судебная корреспонденция вернулась с отметкой «истек срок хранения», суд, с учетом мнения сторон рассмотрел дело без ее участия.

Представитель ответчика Администрации Осташковского городского округа по доверенности Колосова О.Г. просила о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, что предоставление жилого помещения истцу будет возможно только после включения Министерством социальной защиты населения Тверской области Борисовой Н.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, а также соблюдения процедуры приобретения жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области по доверенности Власенко Б.А. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, просил о рассмотрении дела без его участия, об удовлетворении иска с указанием срока исполнения в 2021 году, о чем представил письменное заявление.

Выслушав помощника прокурора Волощук Е.В, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Подпунктом "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту ФЗ №159-ФЗ).

В силу ст.1 ФЗ №159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    Согласно ст.8 ФЗ №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На территории Тверской области действует Закон Тверской области от 6 февраля 2013 года №2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержащий аналогичную норму права.

Материалами дела установлено, что Борисова Н.С. родилась 21 марта 1999 года (л.д.17), достигла совершеннолетия.

Министерством социальной защиты населения Тверской области Борисова Н.С. включена в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда (л.д.28).

Жилых помещений в собственности или занимаемых по найму на территории Осташковского района Тверской области Борисова Н.С. не имеет.

Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Борисовой Н.С. в жилом помещении не оспариваются лицами, участвующими в деле.

При таких обстоятельствах суд считает, что Борисова Н.С. имеет статус лица, на которое распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ, в связи с чем требования истца о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда являются обоснованными.

Жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма (п. 7 ст. 8 ФЗ №159-ФЗ).

Согласно пункту 8 статьи 8 ФЗ №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

При этом статьями 1, 2 Закона Тверской области от 7 декабря 2011 года №78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Указанным Законом субъекта РФ, а также Законом Тверской области от 30.12.2019 года № 102-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2020 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013 года №62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок, согласно пункту 8 которого органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения для детей-сирот в соответствии с федеральным законодательством.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Площадь приобретаемого жилого помещения не может быть ниже нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленной Законом Тверской области от 17.04.2006 N 39-ЗО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области" для указанной категории лиц.

Жилые помещения должны отвечать требованиям, предусмотренным статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области после регистрации права собственности на жилое помещение заключают договоры найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, включенными в список.

При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования Осташковский городской округ следует возложить на Администрацию Осташковского городского округа.

Также суд считает обоснованными требования истца о возложении на Министерство социальной защиты населения Осташковского района Тверской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению Борисовой Н.С. жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статья 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Из правового анализа приведенного выше федерального законодательства следует, что органам местного самоуправления могут быть делегированы на основании закона субъекта Российской Федерации отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств.

Порядок расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержден постановлением Правительства Тверской области №142-пп от 05.04.2012 года.

Согласно указанному постановлению субвенции из областного бюджета Тверской области на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Тверской области по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот предусматриваются ежегодно в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Законом Тверской области от 07.12.2011 N 78-ЗО "О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" и предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Тверской области, возникающих при выполнении государственных полномочий на основании муниципальных контрактов, заключенных в установленном порядке органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Главным распорядителем субвенции является Министерство социальной защиты населения Тверской области.

Субвенции перечисляются органам местного самоуправления в соответствии со списком, утвержденным комиссией по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения после предоставления в Министерство социальной защиты населения Тверской области заявки с приложением копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключения Комиссии.

При таких обстоятельствах обязанность по финансированию мероприятий по предоставлению Борисовой Н.С. жилого помещения должна быть возложена на Министерство социальной защиты населения Тверской области, как исполнительный орган государственной власти Тверской области, к расходным обязательствам которого отнесено обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории.

Поскольку право Борисовой Н.С. на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на момент разрешения спора нарушено, указание в решении суда срока его исполнения в 2021 году, о чем просит Министерство социальной защиты населения Тверской области, по существу приведет продолжению нарушения гарантированных Конституцией РФ жилищных прав истца на продолжительный срок, что является недопустимым.

    Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Осташковского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов Борисовой Н.С. удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области осуществить финансирование Администрации Осташковского городского округа для обеспечения благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 05.04.2012 года №142-пп «Об утверждении Порядка расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан».

Обязать Администрацию Осташковского городского округа Тверской области предоставить Борисовой Н.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 25 августа 2020 года.

Судья:

1версия для печати

2-318/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Осташковский межрайонный прокурор
Борисова Наталья Сергеевна
Ответчики
Администрация Осташковского городского округа
Министерство социальной защиты населения Тверской области
Суд
Осташковский межрайонный суд Тверской области
Судья
Кокарева Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
ostashkovsky.twr.sudrf.ru
18.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее