Решение по делу № 2а-172/2020 от 27.04.2020

Дело № 2а-172/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2020 года п. Ибреси

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Николаева О.В.,

с участием и. о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Иванова П.К.,

при секретаре судебного заседания Мещеряковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Ерилееву Якову Анатольевичу о прекращении действия права управления транспортными средствами,

установил:

Заместитель прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Ерилееву Я.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами. В обоснование заявленных требований заместитель прокурора ссылался на результаты проведенной прокуратурой проверки исполнения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в ходе которой установлено, что административный ответчик имеет удостоверение тракториста-машиниста , выданного ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем указанное лицо находится на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога бюджетного учреждения «Ибресинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя», являющимся в соответствии с положениями действующего федерального законодательства общим медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами и самоходными машинами. По указанным основаниям заместитель прокурора просит прекратить действие специального права Ерилеева Я.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на управление механическими транспортными средствами возникшего на основании удостоверение тракториста-машиниста , категории <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ, в связи с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями по состоянию здоровья, которые препятствуют безопасному управлению транспортными средствами.

В ходе судебного разбирательства и. о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Иванов П.К. полностью поддержал административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.

Административный ответчик Ерилеев Я.А., своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, на судебное разбирательство не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

Представители заинтересованных лиц – Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики и бюджетного учреждения Чувашской Республики «Ибресинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, на судебное разбирательство не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

Поскольку в судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассматривает административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.     

Выслушав и. о. прокурора и изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.         

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).                                

Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).     

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.         Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортными средствами, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.     

Из разъяснений изложенных в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что общие положения об участии прокурора в административном деле закреплены в статье 39 КАС РФ, которая предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

При этом необходимо учитывать, что в силу статьи 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» под наименованием «прокурор» понимаются: Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.        

Из материалов дела следует, что Ерилееву Я.А. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) на право управления транспортными средствами категории <данные изъяты>.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.    

Согласно п. 3 ст. 8 Венской Конвенции о дорожном движении от 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года № 5938-VIII, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.                                Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В силу статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.                         Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (п. 6 ст. 23 названного Федерального закона).                

Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу п. 1 ст. 28 Закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Закона о безопасности дорожного движения и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством РФ (пункт 4 статьи 23.1 Закона о безопасности дорожного движения).

Согласно части 5 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года 1034н (далее – Порядок), устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология» (далее - диспансерное наблюдение, пациенты).

Согласно пунктам 2-8, 11 Порядка диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.

Диспансерное наблюдение проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по «психиатрии-наркологии», по месту жительства или месту пребывания пациентов с учетом права пациента на выбор медицинской организации.

Диспансерное наблюдение осуществляют врачи-психиатры-наркологи (врачи-психиатры-наркологи участковые) медицинских организаций, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.

В ходе диспансерного наблюдения не реже одного раза в три месяца проводится углубленный медицинский осмотр.

Решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации.

Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: 1) наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 <6> - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии: подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ <6-1>; 2) наличие у пациентов с диагнозом «употребление с вредными последствиями» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

Согласно пункту 7 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).

В соответствии с Международной классификацией болезней МКБ-10 к психическим расстройствам и расстройствам поведения, связанным с употреблением психоактивных веществ относится синдром зависимости, вызванный употреблением алкоголя (F10.2).

Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377, установлено, что управление транспортными средствами, тракторами и другими самоходными машинами возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения в течение не менее трех лет.

Согласно пункта 9 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного приказом Минздрава России от 15 июня 2015 года N 344н, медицинские заключения по результатам обследований врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом, а также по результатам исследований, проведенных в соответствии с подпунктами 8, 9 пункта 6 настоящего Порядка, оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 мая 2012 года № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений».

На основании пункта 7 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.

Таким образом, снятие лица с учета у врача-психиатра или врача-психиатра-нарколога в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании соответствующего медицинского заключения медицинского учреждения, в котором наблюдается больной.

Справкой бюджетного учреждения Чувашской Республики «Ибресинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Ерилеев Я.А. с ДД.ММ.ГГГГ находится на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога указанного учреждения с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя, ремиссия не наблюдается».    

Из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях и медицинской карты обратившегося за психиатрической (наркологической) помощь, следует, что Ерилеев Я.А. находится на диспансерном учете у врача нарколога вышеупомянутого учреждения с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя средней стадии». После ДД.ММ.ГГГГ Ерилеев Я.А. на диспансерное наблюдение и на осмотр к врачу-психиатру-наркологу не являлся. Ремиссия не наблюдается.

В данном случае сам факт постановки Ерилеева Я.А. на диспансерный учет с вышеуказанным диагнозом при отсутствии сведений о снятии с такого учета в связи со стойкой ремиссией, свидетельствует об имеющихся у Ерилеева Я.А. медицинских противопоказаниях для управления транспортными средствами.

Суд учитывает, что управление транспортными средствами, тракторами и другими самоходными машинами административным ответчиком, имеющим медицинские противопоказания по состоянию здоровья, создает реальную угрозу безопасности дорожного движении, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление тракторами и другими самоходными машинами. При указанных обстоятельствах административные исковые требования заместителя прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Ерилееву Я.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами обоснованны, основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Наличие у административного ответчика указанного выше заболевания само по себе препятствует управлению транспортными средствами, тракторами и другими самоходными машинами, влечет признание водительского удостоверения недействительным, поскольку создает реальную угрозу жизни и здоровью как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.

Согласно п. 61 Инструкции о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденного приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 года № 807 выдача удостоверения тракториста - машиниста (тракториста) взамен изъятого на основании наличия медицинских противопоказаний на право управления самоходными машинами производится после представления соответствующей медицинской справки в соответствии с п. п. 49 и 50 настоящей Инструкции.

Учитывая данное обстоятельство, по вступлении решения суда в законную силу Ерилееву Я.А. следует сдать удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Ерилеева Я.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Ерилееву Якову Анатольевичу о прекращении действия права управления транспортными средствами удовлетворить.                                                Прекратить действие права Ерилеева Якова Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по месту жительства по <адрес>, на управление механическими транспортными средствами категории <данные изъяты> на основании удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) , выданного ДД.ММ.ГГГГ, в связи с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями по состоянию здоровья, которые препятствуют безопасному управлению транспортными средствами.

Возложить на Ерилеева Якова Анатольевича обязанность сдать удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) , выданного ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики.

Взыскать с Ерилеева Якова Анатольевича государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья            О.В. Николаев

2а-172/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Зам.прокурора Ибресинского района Чувашской Республики
Ответчики
Ерилеев Яков Анатольевич
Другие
бюджетное учреждение Чувашской Республики «Ибресинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики
Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики
Суд
Ибресинский районный суд Чувашии
Судья
Николаев Олег Васильевич
Дело на странице суда
ibresinsky.chv.sudrf.ru
27.04.2020Регистрация административного искового заявления
27.04.2020Передача материалов судье
29.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
26.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее