Дело № 2а-172/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2020 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Николаева О.В.,
с участием и. о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Иванова П.К.,
при секретаре судебного заседания Мещеряковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Ерилееву Якову Анатольевичу о прекращении действия права управления транспортными средствами,
установил:
Заместитель прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Ерилееву Я.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами. В обоснование заявленных требований заместитель прокурора ссылался на результаты проведенной прокуратурой проверки исполнения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в ходе которой установлено, что административный ответчик имеет удостоверение тракториста-машиниста №, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем указанное лицо находится на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога бюджетного учреждения «Ибресинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя», являющимся в соответствии с положениями действующего федерального законодательства общим медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами и самоходными машинами. По указанным основаниям заместитель прокурора просит прекратить действие специального права Ерилеева Я.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на управление механическими транспортными средствами возникшего на основании удостоверение тракториста-машиниста №, категории <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ, в связи с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями по состоянию здоровья, которые препятствуют безопасному управлению транспортными средствами.
В ходе судебного разбирательства и. о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Иванов П.К. полностью поддержал административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.
Административный ответчик Ерилеев Я.А., своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, на судебное разбирательство не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Представители заинтересованных лиц – Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики и бюджетного учреждения Чувашской Республики «Ибресинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, на судебное разбирательство не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Поскольку в судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассматривает административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Выслушав и. о. прокурора и изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортными средствами, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Из разъяснений изложенных в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что общие положения об участии прокурора в административном деле закреплены в статье 39 КАС РФ, которая предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При этом необходимо учитывать, что в силу статьи 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» под наименованием «прокурор» понимаются: Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.
Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
Из материалов дела следует, что Ерилееву Я.А. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) № на право управления транспортными средствами категории <данные изъяты>.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 3 ст. 8 Венской Конвенции о дорожном движении от 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года № 5938-VIII, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами. Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (п. 6 ст. 23 названного Федерального закона).
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу п. 1 ст. 28 Закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Закона о безопасности дорожного движения и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством РФ (пункт 4 статьи 23.1 Закона о безопасности дорожного движения).
Согласно части 5 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года 1034н (далее – Порядок), устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология» (далее - диспансерное наблюдение, пациенты).
Согласно пунктам 2-8, 11 Порядка диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Диспансерное наблюдение проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по «психиатрии-наркологии», по месту жительства или месту пребывания пациентов с учетом права пациента на выбор медицинской организации.
Диспансерное наблюдение осуществляют врачи-психиатры-наркологи (врачи-психиатры-наркологи участковые) медицинских организаций, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.
В ходе диспансерного наблюдения не реже одного раза в три месяца проводится углубленный медицинский осмотр.
Решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации.
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: 1) наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 <6> - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии: подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ <6-1>; 2) наличие у пациентов с диагнозом «употребление с вредными последствиями» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Согласно пункту 7 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
В соответствии с Международной классификацией болезней МКБ-10 к психическим расстройствам и расстройствам поведения, связанным с употреблением психоактивных веществ относится синдром зависимости, вызванный употреблением алкоголя (F10.2).
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377, установлено, что управление транспортными средствами, тракторами и другими самоходными машинами возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения в течение не менее трех лет.
Согласно пункта 9 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного приказом Минздрава России от 15 июня 2015 года N 344н, медицинские заключения по результатам обследований врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом, а также по результатам исследований, проведенных в соответствии с подпунктами 8, 9 пункта 6 настоящего Порядка, оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 мая 2012 года № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений».
На основании пункта 7 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
Таким образом, снятие лица с учета у врача-психиатра или врача-психиатра-нарколога в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании соответствующего медицинского заключения медицинского учреждения, в котором наблюдается больной.
Справкой бюджетного учреждения Чувашской Республики «Ибресинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что Ерилеев Я.А. с ДД.ММ.ГГГГ находится на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога указанного учреждения с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя, ремиссия не наблюдается».
Из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях и медицинской карты обратившегося за психиатрической (наркологической) помощь, следует, что Ерилеев Я.А. находится на диспансерном учете у врача нарколога вышеупомянутого учреждения с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя средней стадии». После ДД.ММ.ГГГГ Ерилеев Я.А. на диспансерное наблюдение и на осмотр к врачу-психиатру-наркологу не являлся. Ремиссия не наблюдается.
В данном случае сам факт постановки Ерилеева Я.А. на диспансерный учет с вышеуказанным диагнозом при отсутствии сведений о снятии с такого учета в связи со стойкой ремиссией, свидетельствует об имеющихся у Ерилеева Я.А. медицинских противопоказаниях для управления транспортными средствами.
Суд учитывает, что управление транспортными средствами, тракторами и другими самоходными машинами административным ответчиком, имеющим медицинские противопоказания по состоянию здоровья, создает реальную угрозу безопасности дорожного движении, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление тракторами и другими самоходными машинами. При указанных обстоятельствах административные исковые требования заместителя прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Ерилееву Я.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами обоснованны, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Наличие у административного ответчика указанного выше заболевания само по себе препятствует управлению транспортными средствами, тракторами и другими самоходными машинами, влечет признание водительского удостоверения недействительным, поскольку создает реальную угрозу жизни и здоровью как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.
Согласно п. 61 Инструкции о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденного приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 года № 807 выдача удостоверения тракториста - машиниста (тракториста) взамен изъятого на основании наличия медицинских противопоказаний на право управления самоходными машинами производится после представления соответствующей медицинской справки в соответствии с п. п. 49 и 50 настоящей Инструкции.
Учитывая данное обстоятельство, по вступлении решения суда в законную силу Ерилееву Я.А. следует сдать удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Ерилеева Я.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Ерилееву Якову Анатольевичу о прекращении действия права управления транспортными средствами удовлетворить. Прекратить действие права Ерилеева Якова Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по месту жительства по <адрес>, на управление механическими транспортными средствами категории <данные изъяты> на основании удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, в связи с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями по состоянию здоровья, которые препятствуют безопасному управлению транспортными средствами.
Возложить на Ерилеева Якова Анатольевича обязанность сдать удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) №, выданного ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики.
Взыскать с Ерилеева Якова Анатольевича государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Николаев