Решение по делу № 2-4661/2024 от 27.08.2024

Дело

27RS0-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    23 октября 2024 года    <адрес>

Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Былковой Я.А.

с участием представителя истца ФИО4

ответчика ФИО1

при помощнике судьи ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» к ФИО1 о взыскании денежных средств, выплаченных в счёт государственной социальной помощи на основании социального контракта,

У С Т А Н О В И Л:

КГКУ «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, выплаченных в счет государственной социальной помощи на основании социального контракта, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, индивидуальной предпринимательской деятельности по оказанию юридических и бухгалтерских услуг. В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной социальной помощи», постановлением <адрес> от 17.08.2020г. -пр «Об оказании адресной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта» между Учреждением и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт по оказанию государственной социальной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.В соответствии с п.3.23 Порядка специалистами Учреждения разработана и утверждена программа социальной адаптации малоимущего на период действия социального контракта. В соответствии с п.3.12 Порядка в программу социальной адаптации с целью ведения предпринимательской деятельности включены следующие мероприятия по адаптации малоимущей семье: приобретение основного оборудования, компьютера, оргтехники, программного обеспечения, предоставление отчетов, счетов, чеков, регистрация в ФНС в качестве самозанятого, осуществление предпринимательской деятельности. Денежные средства по социальному контракту в размере 350000 руб. перечислены ФИО1 19.12.2022г. на его расчетный счет в банке. ФИО1, в нарушение п.3.2.2, 3.2.3 и п.3.2.5 социального контракта, не отчитался о ведении предпринимательской деятельности, не представил документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено уведомление о необходимости вернуть денежные средства в месячный срок с момента получения уведомления. На что был получен ответ, в котором указал, что денежные средства потратил, готов предоставить в Центр документы, на сбор необходимо время. Считая свои права нарушенными, ссылаясь положения п.п. 1,2 ст.1102 ГК РФ, п.3 ст. 1109 ГК РФ, ст. ст. 309, 310 ГК РФ, КГКУ «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» просит суд взыскать с ФИО1 в пользу Учреждения денежные средства, перечисленные в счет государственной социальной помощи, в размере 350000 руб. В ходе рассмотрения дела после предоставления ответчиком документов подтверждающих выполнение мероприятий социальной адаптации истец уменьшил размер исковых требований, окончательно просит суд взыскать с ответчика в пользу КГКУ «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» денежные средства в размере122 451 рубль

В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнил, что представленные ответчиком отчётные документы не подтверждают несение расходов по социальной программе, так к представленному договору купли продажи мебели от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 40 000 рублей, отсутствует кассовый чек на оплату; у договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ на изготовление рекламной продукции на сумму 37 000 рублей также не представлен кассовый чек на оплату выполненных работ; товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 31 514 рублей (кресла) отсутствует кассовый чек оплаты товара; перевод на QIWI кошелек физическому лицу ДД.ММ.ГГГГ на 6190 рублей, оплата произведена физическому лицу, на не определенные услуги; доставка на 750 рублей по товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ; сетевой фильтр 599 рублей, дисковод 3 399 рублей, привод 2 999 рублей, не включены в смету расходов. Просит удовлетворить исковые требования как законные и обоснованные.

В судебном заседании ответчик ФИО1 иск не признал, представив суду отзыв на исковое заявление и дополнительные пояснения к отзыву на исковое заявление, с приложением документов о расходовании денежных средств полученных по социальному контракту. Указал, что в период действия социального контракта он состоял и состоит на учёте в УФНС по <адрес> в качестве налогоплательщика на профессиональный доход, осуществляет предпринимательскую деятельность с конца 2022 года по настоящее время по оказанию юридических услуг, для чего им было подобрано офисное помещение, внесены арендные платежи, закуплена оргтехника, мебель, канцелярские принадлежности согласно условиям контракта. Дополнительно представил кассовый чек на сумму 31514 рублей. Мебель частично покупалась не новая поскольку это дешевле, через сайт объявлений, поэтому им были заключены договоры купли продажи с физическими лицами, а также изготовление рекламных услуг также оформлено договором с физическим лицом. Квитанция «Киви-кошелек» на сумму 6190 рублей свидетельствует о приобретении им программного обеспечения на компьютер, поскольку ввиду санкций в отношении РФ, приобретение лицензионной версии очень дорого. Не знал, что ему необходимо отчитываться о денежных средствах, контракт был им подписан спустя четыре месяца после указанной даты его заключения, в течении действия контракта истец не обращался к нему, в настоящее время срок контракта истек, уведомление о предоставлении отчета направлено ему за сроками действия контракта. Как только он получил уведомление от КГКУ «Центр социальной поддержки на селения по <адрес>» он сразу предоставил отчет о расходовании денежных средств. Предпринимательская деятельность им ведется, денежные средства полученные от КГКУ «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» использованы им строго по назначению. Просит в иске отказать полностью.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства представленные истцом в обоснование исковых требований, доказательства представленные ответчиком в обоснование возражений на иск по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», социальный контракт- соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации – разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресной социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

В соответствии со ст.7 указанного Федерального закона № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с главой 3 Федерального закона № 178-ФЗ, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.11 ФЗ № 178-ФЗ).

Оказание государственной социальной помощи осуществляется, в том числе, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) (ст.12 ФЗ № 178-ФЗ).

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона № 178-ФЗ, государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

На основании п.1 ст.8.1 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в статье 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В соответствии с п.2 ст.8.1 Федерального закона № 178-ФЗ в социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (п.3 ст.8.1 ФЗ № 178-ФЗ).

Согласно п.п.5, 6 ст.8.1 Федерального закона № 178-ФЗ, программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта. Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации подписывается заявителем и руководителем органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина.

Статьей 4 ГК РФ, закрепляющей общий принцип действия гражданского законодательства во времени, определено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Постановлением <адрес> от 17.08.2020г. -пр «Об оказании адресной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта» (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 578-пр.) утвержден Порядок оказания адресной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта, который определяет механизм оказания адресной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам), имеющим гражданство Российской Федерации и проживающим на территории <адрес>, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с ч.2.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

28.11.2022г. ответчик ФИО1 обратился в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, просил назначить государственную единовременную выплату с перечислением на ее расчетный счет.

ДД.ММ.ГГГГ истцом КГКУ «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» был заключен с ответчиком ФИО1 социальный контракт по оказанию государственной социальной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в соответствии с которым Центр социальной поддержки обязуется оказать ответчику государственную социальную помощь на основании социального контракта при реализации мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с Постановлением <адрес> от 17.08.2020г. -пр, а ответчик принял на себя обязательство реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, в целях осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта (п.1). Срок действия социального контракта с 14.12.2022г. по 30.11.2023г. (п.7.1).

Согласно п.3.2 социального контракта, ответчик ФИО1 принял на себя обязательства: зарегистрироваться (встать на учет) в инспекции федеральной налоговой службы России по <адрес> по месту жительства в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (п.3.2.1); представить в Центр социальной поддержки документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (п.3.2.2); приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более15% назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить в Центр социальной поддержки подтверждающие документы (п.3.2.3.); осуществить индивидуальную предпринимательскую деятельность в течении срока действия социального контракта с предоставлением соответствующих сведений в Центр социальной поддержки ( п.3.2.4); ежемесячно предоставлять в Центр.социальной поддержки документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации (п.3.2.5); расходовать денежные средства, выделенные на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, по целевому назначению в соответствии с программой социальной адаптации (п.ДД.ММ.ГГГГ).

На основании п.п.3.12, 3.23 вышеуказанного Порядка специалистами КГКУ «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» разработана и утверждена ДД.ММ.ГГГГ программа социальной адаптации малоимущей семьи, получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности ФИО1, в которую включены следующие мероприятия по социальной адаптации: 1. Приобретение в персонального компьютера и периферийного оборудования (монитор, клавиатура, мышь), источника бесперебойного питания, сетевого хранилища, предоставление чека, счёт-фактуры в срок ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, установка антивирусной программы, установка программы Консультант +, приобретение роутера, установка интернета, предоставление чека, счет фактуры, срок ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, приобретение ноутбука, МФУ, предоставление чека, счёт-фактуры, срок ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, приобретение стола офисного, шкафа офисного, тумбочки, предоставление чека, счет-фактуры, срок ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, приобретение канцелярских товаров, предоставление чека, счет фактуры, срок ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, аренда помещения, предоставление договора аренды, чека, срок ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, размещение рекламы на сайтах, социальных сетях, СМИ для информирования граждан и бизнес сегмента. Заказ визиток, вывески, предоставление чека, счёт фактуры, срок ДД.ММ.ГГГГ-30ю.06.2023, повышение доходов семьи за счет оказания услуг, оплата налога на профессиональный доход в срок ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, предоставление документов о доходах за ноябрь2023- март 2024 ( в течении четвертого месяца после окончания действия соц контракта) срок ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, предоставление отчета об оценке эффективности реализации социального контракта срок ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ.

Смета затрат на приобретение основных средств ( работ, услуг) 377 390 рублей из них собственных финансовых средств 27 390 рублей.

Данная программа социальной адаптации подписана ответчиком ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ без замечаний и возражений.

На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о назначении МСП «Единовременная выплата в рамках социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности ЛД в размере 350 000 рублей 00 копеек на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений ст.ст.309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО1 поставлен на учёт в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> и состоит по настоящее время, что подтверждается справками ФНС о постановке на учёт физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2023,2024 годы.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ООО «Оптторгснаб» заключен договор аренды нежилого помещения по адресу: <адрес>, оф.9. В период с ДД.ММ.ГГГГ им вносятся регулярные арендные платежи в размере 15000 ежемесячно в подтверждении чего представлены квитанции.

В период действия контракта ФИО1 приобретена оргтехника: МФУ HP Laser Jet Pro 400 M428fdw (принтер, копир, сканер, факс) стоимостью 58 999,00 рублей (товарный чек № А- от ДД.ММ.ГГГГ), моноблок HP 24-cb0025ur (FHD) стоимостью 57 999,00 ( товарный чек № А-19569404 от ДД.ММ.ГГГГ) Honor MagicBook X4 стоимостью 54 999,00 (товарный чек от 21,12.2022) канцелярские принадлежности на общую сумму 9003,00 ( представлены кассовые чеки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, приобретен дисковод (привод внешний DVD) стоимостью 3399,00 (чек ДД.ММ.ГГГГ), сетевой фильтр FinePower Standart 550w стоимостью 599,00 рублей (представлен кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ), Привод DVD RW Asus по цене 2999,00 рублей (представлен кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ), клавиатура, мышь беспроводная Logitech МК235 по цене 3 299,00 руб. ( представлен кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ), Кресло Эко-кожа Темно-Бежевый по цене 15 120,00 рублей (представлен товарный чек № СХ-0165 от ДД.ММ.ГГГГ), кресло Эко-кожа Коричневый по цене 15 624,00 ( товарный чек № СХ-0165 от ДД.ММ.ГГГГ), мебель: стол офисный (2), шкаф офисный (2), тумба офисная (1) по цене 40 000,00 ( в подтверждение представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, акт приемки от ДД.ММ.ГГГГ), Рекламная продукция стоимостью 37 000,00. В подтверждение чего представлен договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ. Также ответчиком представлена квитанция от ДД.ММ.ГГГГ «перевод физическому лицу» «Киви кошелек на сумму 6190 рублей..

Согласно справкам ФНС о состоянии расчётов (доходах) по налогу на профессиональный доход ФИО1 в 2023 году имел доход от профессиональной деятельности - 339706,87 руб., в 2024 году - 1156000,00 руб.

Из представленных материалов и содержания искового заявления следует, что ответчиком представлены документы об использовании полученных денежных средств на приобретение товаров, предусмотренных программой социальной адаптации, которые в то же время не приняты к зачету истцом в связи с отсутствием кассовых чеков либо приобретения товаров которые отсутствуют в смете расходов.

Данные действия истца суд расценивает как правомерные, поскольку они согласуются с Методическими рекомендациями по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденными приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 536, приложением (действовавшими в период спорных правоотношений) к которым определен перечень документов, подтверждающих целевое использование средств. В частности, для подтверждения использования средств на приобретение товаров, работ, услуг с целью ведения предпринимательской деятельности представляются следующие документы: товарный чек с указанием наименования товара; кассовый чек с указанием наименования товара; приходный ордер; выписка из счета гражданина в кредитной организации, заверенная подписью уполномоченного лица и печатью; договор купли-продажи; документ, подтверждающий процедуры выполнения операции оплаты товаров, работ или услуг (например, бланк банка, в котором указано, что погашение задолженности состоялось); договор аренды.

В связи с чем суд не принимает онлайн чек Киви-кошелек на сумму 6190 рублей поскольку из указанного документа невозможно установить получателя услуг и наименование приобретаемого товара. Указанный в чеке «Перевод физическому лицу» не может быть признан судом относимым и допустимым доказательств целевого расходования денежных средств по социальному контракту в указанной сумме.

При этом суд не соглашается с доводами истца в части того, что в отсутствие кассового чека не могут быть подтверждены расходы на приобретение мебели на сумму 40 000 рублей а также изготовление рекламной продукции на сумму 37 000 рублей. В подтверждение несения указанных расходов истцом представлены договоры и акты выполненных работ, которые судом принимаются в качестве доказательств целевого использования денежных средств, поскольку указанные расходы понесены в период действия социального контракта, и согласуются со сметой. О подложности указанных документов истцом не заявлялось.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании социального пособия презюмируется, доказательств недобросовестности расходования денежных средств в этой части истцом не представлено.

Суд не соглашается с доводами истца о том что о том что приобретение сетевого фильтра, стоимостью 599 рублей, дисковода 3399 рублей и привода стоимостью 2999 рублей не предусмотрено сметой расходов поскольку указанные предметы являются частью компьютерного оборудования, приобретение которого входило в смету расходов, то обстоятельство что конкретное наименование товара не отражено в смете не свидетельствует что приобретенные материалы и оборудование не используется и не могут использоваться ответчиком для предпринимательской деятельности.

Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (основной вид деятельности - деятельность в области права) и им были приобретены основные средства необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, установлено повышение денежных доходов от его деятельности, что свидетельствует о заинтересованности ФИО1 в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности для выхода из трудной жизненной ситуации, и является целью предоставления социальной помощи в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ФИО1 были предоставлены отчетные документы в период действия социального контракта. В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ФИО1 денежных средств в размере 122 451 руб.

В период действия социального контракта у КГКУ «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» не имелось претензий к добросовестности действий ФИО1 по выполнению условий социального контракта, в том числе к документам, подтверждающим расходы ответчика.

Доказательства, подтверждающие наличие в действиях ФИО1 недобросовестности при заключении социального контракта, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.

Несвоевременное предоставление ответчиком отчета о выполнении программы социальной адаптации, по мнению судебной коллегии, является несущественным нарушением, поскольку не опровергает установленные обстоятельства осуществления ответчиком предпринимательской деятельности и расходование полученных денежных средств на цели предпринимательской деятельности. Помимо этого суд отмечает, что истцом суду не было предоставлено сведений о предпринятых мерах ежемесячного контроля за целевым расходованием ответчиком денежных средств в рамках социального контракта, что в значительной степени обусловило бездействие ответчика по не составлению отчета о проделанной работе.

Поскольку приобретение системы Консультант + было предусмотрено программой социальной адаптации, однако по утверждению ответчика именно на приобретение данного программного обеспечения им произведен денежный перевод физическому лицу через систему киви кошелек на сумму 6190 рублей, при этом надлежащих документов о приобретении данного программного обеспечения суду не представлено, суд расценивает указанную сумму 6190 рублей как нецелевое использование денежных средств по приведенным выше основаниям. Притом, что из произведенного ответчиком отчёта невозможно установить какие товары и услуги приобретены за счёт его собственных средств, а какие по условиям социальной программы.

В связи с изложенным исковые требования подлежат удовлетворению частично.

На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, от уплаты которой истец при подаче иска в суд освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» к ФИО1 о взыскании денежных средств, выплаченных в счёт государственной социальной помощи на основании социального контракта - удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 ( паспорт гражданина РФ ) в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» (ОГРН ) 6 190 рублей 00 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ФИО1 ( паспорт гражданина РФ ) в доход муниципального образования городской округ «<адрес>» государственную пошлину в сумме 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Железнодорожный районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                        Былкова Я.А.

2-4661/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
КГКУ Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску
Ответчики
Меньшов Константин Александрович
Другие
Козлов Андрей Евгеньевич
Суд
Железнодорожный районный суд г. Хабаровск
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.hbr.sudrf.ru
27.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2024Передача материалов судье
29.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2024Подготовка дела (собеседование)
17.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2024Судебное заседание
23.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2024Дело оформлено
23.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее