Дело № 3а-1825/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Брянск 18 ноября 2021 года
Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Бобылевой Л.Н.
при секретаре Ласой А.А.,
с участием представителя административного истца Новикова С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трошина Игоря Сергеевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Трошин И.С. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>
– нежилого здания, наименование – модуль, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которого составляет 22 600 922,19 руб.;
– нежилого помещения, наименование – здание «Бокса», площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которого составляет 2 562 089,79 руб.;
– нежилого здания, наименование – павильон ПК-2У, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № кадастровая стоимость которого составляет 3 112 933,01 руб.;
и земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>:
– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которого составляет 5 806 108,36 руб.;
– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которого составляет 1 634 106,1 руб.
Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав как плательщика налога.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года:
нежилых зданий:
– наименование – модуль, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № в размере 6 689 748 руб.;
– наименование – павильон ПК-2У, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, в размере 454 370 руб.;
– нежилого помещения, наименование – здание «Бокса», площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, в размере 605 956 руб.;
земельных участков:
– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, в размере 2 289 682 руб.;
– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, в размере 622 393 руб.
В обоснование заявленного требования истец представил отчеты об оценке ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» от 12 августа 2021 года № 01-219/1-2021, № 01-219/2-2021, от 13 августа 2021 года № 01-219/3-2021.
В судебном заседании административный истец отсутствовал, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Его представитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям изложенным в иске.
Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области в судебном заседании отсутствовал, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Из представленного отзыва представителя управления имущественных отношений Брянской области следует, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, но возражает против удовлетворения иска, поскольку установление кадастровой стоимости в размере заявленной рыночной стоимости приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области.
Представитель административного ответчика управления Росреестра по Брянской области в судебном заседании отсутствовал, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Из отзыва на иск следует, что разрешение дела оставляет на усмотрение суда, считая Управление ненадлежащим ответчиком по делу. По существу иска не возражает, так как заявленные требования сводятся к реализации права в судебном порядке на установление кадастровой стоимости в размере рыночной. Данное право, а также представленные административным истцом документы Управлением не оспариваются.
Представитель административного ответчика ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении иска отказать, так как оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости соответствует анализу предложений представленных на рынке недвижимости Брянской области. Заявленная же административным истцом рыночная стоимость не соответствует действительности, идентичные объекты недвижимости на открытом рынке по данной стоимости приобрести невозможно.
Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Брянской области, Брянской городской администрации, Фокинской районной администрации г.Брянска, Белобережской поселковой администрации г.Брянска, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).
Исходя из положений указанного Федерального закона понятие кадастровая стоимость определяется как стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со ст.ст. 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 3).
Согласно ч.ч. 1 и 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется в основном для целей налогообложения, и законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Брянской области утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22.11.2019 № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области».
Как следует из материалов дела, Трошин И.С. является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>:
– нежилого здания, наименование – модуль, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, дата постановки на кадастровый учет – 05.12.2011;
– нежилого помещения, наименование – здание «Бокса», площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, дата постановки на кадастровый учет – 19.12.2013;
– нежилого здания, наименование – павильон ПК-2У, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, дата постановки на кадастровый учет – 05.12.2011;
и земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>
– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, дата постановки на кадастровый учет – 20.04.2004;
– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, дата постановки на кадастровый учет – 26.08.2004.
Право собственности на спорные объекты недвижимости подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года составляет:
– нежилого здания, наименование – модуль, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, – 22 600 922,19 руб.;
– нежилого помещения, наименование – здание «Бокса», площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, – 2 562 089,79 руб.;
– нежилого здания, наименование – павильон ПК-2У, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, – 3 112 933,01 руб.;
земельных участков:
– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № – 5 806 108,36 руб.;
– площадью <данные изъяты> <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, – 1 634 106,1 руб.
Трошин И.С., являясь сособственником указанных объектов недвижимости, признается плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу ст. 390, ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу и на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения.
Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости влияют на права и обязанности Трошина И.С., как плательщика налога, то он вправе заявлять требование об оспаривании кадастровой стоимости. Заявленное требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной по состоянию на 01.01.2019 соответствует действующим способам защиты права.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (пункт 1).
С учетом указанных разъяснений, а также положений Федерального закона № 237-ФЗ о наделении органа регистрации права полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (ст.ст. 9, 13. 14), доводы представителя управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу суд находит несостоятельными.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 22.11.2019 № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» принят в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 "Об утверждении Положения об управлении имущественных отношений Брянской области", приказом управления имущественных отношений Брянской области от 2 октября 2018 года № 1196 "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Брянской области".
Таким образом, суд находит, что надлежащими административными ответчиками по делу являются управление имущественных отношений Брянской области, управление Росреестра по Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация».
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В силу ст.ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной представил отчеты об оценке ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» от 12 августа 2021 года № 01-219/1-2021, № 01-219/2-2021, от 13 августа № 01-219/3-2021, из которых следует, что размер рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года составляет:
нежилых зданий:
– наименование – модуль, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, – 6 689 748 руб.;
– наименование – павильон ПК-2У, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, – 454 370 руб.;
– нежилого помещения, наименование – здание «Бокса», площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № – 605 956 руб.;
земельных участков:
– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, – 2 289 682 руб.;
– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № – 622 393 руб.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 20 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание существенную разницу между кадастровой и рыночной стоимостью объектов оценки, в целях проверки доводов сторон и установления юридически значимых обстоятельств, по делу была назначена и проведена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «А-КЛАСС», на разрешение которой были поставлены вопросы о соответствии представленных административным истцом отчетов требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и определении итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно заключению эксперта ООО «А-КЛАСС» от 13.10.2021 № 01-080/Э-2021, отчеты об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, представленные административным истцом, соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки.
Данное заключение эксперта лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривается и суд принимает его в качестве доказательства по делу, учитывая, что заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное образование, длительный стаж работы.
Таким образом, с учетом экспертного заключения суд находит, что содержание отчетов свидетельствуют о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчеты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, оценщиком проанализирован рынок объектов оценки, необходимые факторы, оказывающие влияние на их рыночную стоимость.
Каких-либо сомнений в обоснованности отчетов об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки, с учетом исследованных материалов дела, у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года:
нежилых зданий:
– наименование – модуль, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, в размере 6 689 748 руб.;
– наименование – павильон ПК-2У, площадью <данные изъяты>.м, с кадастровым номером №, в размере 454 370 руб.;
– нежилого помещения, наименование – здание «Бокса», площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, в размере 605 956 руб.;
земельных участков:
– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, в размере 2 289 682 руб.;
– площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, в размере 622 393 руб.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов административного дела следует, что Трошин И.С. обратился в суд с указанным административным заявлением 10.09.2021.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Трошина Игоря Сергеевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2019 года объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>:
– земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости 622 393 руб.;
– земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, в размере рыночной стоимости 2 289 682 руб.;
расположенных по адресу: <адрес>
– нежилого помещения, наименование – здание «Бокса», площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, в размере рыночной стоимости 605 956 руб.;
– нежилого здания, наименование – павильон ПК-2У, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, в размере рыночной стоимости 454 370 руб.;
– нежилого здания, наименование – модуль, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, в размере рыночной стоимости 6 689 748 руб.
Датой обращения о результатах определения кадастровой стоимости считать 10 сентября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 2 декабря 2021 года.
Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева