Дело № 2а-97/2019
№ 88а-2902/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 15 апреля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа, поданную 3 февраля 2020 года, на решение Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 28 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 29 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области к Собранию представителей Северо-Эвенского городского округа, заинтересованное лицо администрация Северо-Эвенского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении правомочных заседаний в течение трех месяцев подряд.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Северо-Эвенского района Магаданской области обратился в Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в защиту прав и законных интересов муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» с вышеуказанным административным исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа (далее – Собрание представителей), выразившееся в непроведении правомочных заседаний в течение трех месяцев подряд с 13 апреля 2019 года по 23 июля 2019 года.
В обоснование заявленных требований указал, что представительным органом муниципального образования Северо-Эвенский городской округ - Собранием представителей в нарушение обязанности, предусмотренной статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за период с 13 апреля 2019 года по 23 июля 2019 года, т.е. более трех месяцев подряд, не проведено в правомочном составе ни одного заседания. Невыполнение административным ответчиком указанной обязанности влияет на своевременность принятия решений по вопросам местного значения в интересах населения муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ».
Решением Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 28 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 29 октября 2019 года административные исковые требования прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной Собранием представителей Северо-Эвенского городского округа в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Северо-Эвенский районный суд Магаданской области 3 февраля 2020 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и о прекращении производства по административному делу. В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, поскольку доводы административного ответчика не получили надлежащей оценки. Так, Собрание представителей не допускало умышленного бездействия (уклонения) от проведения правомочных заседаний. Принимались исчерпывающие меры к проведению правомочных заседаний 11 июня 2019 года и 4 июля 2019 года, однако заседания не состоялись из-за неявки депутатов ФИО25 и ФИО20, которые являются жителями отдаленного села Гарманда, постоянная транспортная связь с которым отсутствует. Кроме этого, дополнительные организационные проблемы возникли, в связи с досрочным прекращением полномочий 4 депутатов, а также нахождения некоторых депутатов в ежегодном отпуске с выездом за пределы Магаданской области. Полагают, что судами первой и апелляционной инстанций неправомерно исчисляется трехмесячный срок с 12 апреля 2019 года, поскольку в соответствии со статьей 190 ГК РФ срок должен исчисляться месяцами с 1 числа. Также, имеют место проблемы правового характера, связанные с работой депутатов, осуществляющих свою деятельность на непостоянной основе, т.к. они не находятся в трудовых отношениях и не подчиняются председателю Собрания представителей. По мнению заявителя, суды вышли за пределы своих полномочий, поскольку в соответствии с требованиями части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, суды ограничены лишь установлением факта того, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 марта 2020 года кассационная жалоба Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились прокурор Северо-Эвенского района Магаданской области, представители Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа, администрации Северо-Эвенского городского округа, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, либо лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституции Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно частям 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяц.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.
Согласно статьям 19, 20 Устава муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» (далее – Устава), утвержденного решением Собрания представителей Северно-Эвенского городского округа от 30 ноября 2015 года № 44, в структуру органов местного самоуправления входит Собрание представителей, которое является представительным органом Северно-Эвенского городского округа, состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет в порядке, установленном федеральными законами и законами Магаданской области.
Собрание представителей правомочно в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание Собрания представителей не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В силу частей 1, 2 статьи 30 Устава, Собрание представителей решает вопросы, отнесенные к его компетенции, в коллегиальном порядке на заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в три месяца.
Регламентом Собрания представителей Северно-Эвенского городского округа (далее – Регламент), принятого решением Собрания представителей Северно-Эвенского городского округа от 17 февраля 2016 года № 78, установлено, что основной формой работы Собрания представителей являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в три месяца (часть 1 статьи 9); заседание Собрания представителей правомочно, если на нем присутствует более 50 процентов от числа избранных депутатов Собрания представителей (часть 2 статьи 9); очередные заседания Собрания представителей созываются председателем Собрания по мере необходимости (часть 8 статьи 9).
Как следует из материалов дела, на основании решения Избирательной комиссии Северо-Эвенского городского круга от 14 сентября 2015 года № 67 в состав Собрания представителей Северно-Эвенского городского округа избрано 15 депутатов: ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24., ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34
Решениями Собрания представителей Северно-Эвенского городского округа от 22 марта 2017 года № 172, от 31 мая 2017 года № 183, от 3 июля 2017 года № 204, от 28 сентября 2018 года № 250 досрочно прекращены полномочия депутатов ФИО23, ФИО34, ФИО27, ФИО24
Таким образом, действующий состав Собрания представителей Северно-Эвенского городского округа представлен 11 депутатами.
В судебном заседании установлено, что последнее правомочное заседание Собрания представителей Северно-Эвенского городского округа проводилось 12 апреля 2019 года; а последующие очередные заседания, назначенные на 11 июня 2019 года, 4 июля 2019 года, о которых депутаты в количестве 8 и 9 человек соответственно были извещены в предусмотренном Регламенте порядке, не состоялись по причине отсутствия необходимого кворума.
Таким образом, в период с 13 апреля 2019 года по 23 июля 2019 года Собранием представителей Северно-Эвенского городского округа заседания в правомочном составе депутатов не проводились.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая уважительность причин неявки депутатов на заседания, которые носили прогнозируемый характер, не являлись чрезвычайными и при правильной организации работы не должны были препятствовать нормальной деятельности представительного органа, обоснованно пришли к выводу, что бездействие Собрания представителей Северно-Эвенского городского округа, выразившееся в непроведении более трех месяцев подряд правомочных заседаний, повлекло нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, привело к созданию препятствий в осуществлении ими права на участие в решении вопросов местного значения посредством проведения представительным органом правомочных заседаний.
Доводы кассационной жалобы о том, что Собрание представителей не допускало умышленного бездействия (уклонения) от проведения правомочных заседаний, поскольку принимались исчерпывающие меры к проведению правомочных заседаний, которые не состоялись ввиду неявки депутатов, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность представительного органа проводить заседания в правомочном составе депутатов не реже одного раза в три месяца.
Довод кассационной жалобы о том, что срок должен исчисляться месяцами с 1 числа, суд кассационной инстанции также находит несостоятельным, поскольку заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяц, с даты последнего заседания.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд первой инстанции при вынесении решения установив, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, правомерно признал незаконным бездействие Собрание представителей Северно-Эвенского городского округа.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие административного ответчика с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 28 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 29 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи