Дело № 2-1606/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2019 г. Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Терентьевой М.А., при секретаре Шадриной М.В., с участием прокурора Власовой Н.М., истца Кудрявцевой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Перми в интересах Кудрявцевой Н.О. к Обществу с ограниченной ответственностью «Транс-Экспресс» об установлении факта трудовых отношений, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Перми в интересах Кудрявцевой Н.О. обратился в суд с иском к ООО «Транс-Экспресс» и просит установить факт трудовых отношений между ООО «Транс-Экспресс» и Кудрявцевой Н.О. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 17 244 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В обоснование иска указано, что Кудрявцева Н.О. работала в ООО «Транс-Экспресс» в должности менеджера по логистике с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ В нарушение действующего трудового законодательства трудовой договор заключен не был, приказ о приеме на работу не издавался. При приеме на работу работодателем был оговорен размер заработной платы, график работы. Исходя из установленного законодательством минимального размера оплаты труда, размер заработной платы Кудрявцевой Н.О. за период ДД.ММ.ГГГГ составляет 42 899 рублей. Фактически Кудрявцевой Н.О. выплачено 25 655 рублей, соответственно, размер задолженности по заработной плате составил 17 244 рублей.
В судебном заседании прокурор на иске настаивала, пояснив, что при приеме на работу Кудрявцевой Н.О. в ДД.ММ.ГГГГ истцу директором была выдана карта, на которую перечислялась заработная плата. При проведении проверки директор факт трудовых отношений признала.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, подтвердив изложенные обстоятельства.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (часть 1 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим Кодексом.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Данная норма представляет собой дополнительную гарантию для работников, приступивших к работе с разрешения уполномоченного должностного лица без заключения трудового договора в письменной форме, и призвана устранить неопределенность правового положения таких работников (пункт 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 597-О-О).
В части 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации дано понятие трудового договора как соглашения между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть первая статьи 61 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Частью первой статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных выше нормативных положений трудового законодательства следует, что к характерным признакам трудовых отношений относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнением работником трудовой функции за плату.
О наличии трудовых отношений может свидетельствовать и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности, выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем.
Само по себе отсутствие оформленного надлежащим образом, то есть в письменной форме, трудового договора не исключает возможности признания сложившихся между сторонами отношений трудовыми, а трудового договора - заключенным при наличии в этих отношениях признаков трудового правоотношения, поскольку из содержания статей 11, 15, части третьей статьи 16 и статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями части второй статьи 67 названного Кодекса следует, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Датой заключения трудового договора в таком случае будет являться дата фактического допущения работника к работе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 597-О-О от 19 мая 2009 г., суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что трудовой договор с истцом в установленном законом порядке не оформлен.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцева Н.О. осуществляла трудовую деятельность в ООО «Транс-Экспресс» в должности менеджер по логистике.
Факт работы Кудрявцевой Н.О. в указанный период времени в ООО «Транс-экспресс» подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе, объяснениями директора ООО «Транс-экспресс» Д., представленными ей в ходе проверки прокуратуры.
Из указанных объяснений следует, что Кудрявцева Н.А. в ООО «Транс-экспресс» фактически работала с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГг., при этом приказ о приеме на работу был оформлен ДД.ММ.ГГГГ Трудовой договор с Кудрявцевой Н.О. не заключался, трудовая книжка находится у работодателя.
Кроме того, на расчетный счет Кудрявцевой Н.О. с ДД.ММ.ГГГГ регулярно поступали денежные средства с назначением платежа «заработная плата», что подтверждается представленными в материалы дела выпиской по счету банковской карты Кудрявцевой Н.О., платежными поручениями.
Факт оплаты указанных денежных средств ООО «Транс-экспресс» Кудрявцевой Н.О. в качестве заработной платы подтверждается также объяснениями директора ООО «Транс-экспресс».
Из представленного в материалы дела приказа ООО «Транс-экспресс» № от ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцева Н.О. принята на работу на должность менеджера по логистике с окладом ....... рублей с ДД.ММ.ГГГГ В трудовой книжке имеется запись о приеме Кудрявцевой Н.О. в ООО «Транс-экспресс» с ДД.ММ.ГГГГ, увольнении с ДД.ММ.ГГГГ
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что между сторонами в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сложились трудовые отношения, что подтверждается объяснениями директора ООО «Транс-Экспресс», а также фактом осуществления выплаты Кудрявцевой Н.О. заработной платы.
Таким образом, суд считает установленным факт трудовых отношений между Кудрявцевой Н.О. и ООО «Транс-Экспресс» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности менеджера по логистике.
Разрешая требования истца о взыскании невыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в размере 17 244 рублей суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
На основании ст. 1 Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 7 марта 2018 г. № 41-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 г. установлен в сумме 11 163 рублей в месяц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 25 декабря 2018 г. № 481-ФЗ размер минимального размера оплаты труда с 1 января 2019 г. – 11280 рублей в месяц.
У ответчика истребованы все документы, регулирующие порядок оплаты труда в ООО «Транс-экспресс».
Указанные документы ответчиком не представлены.
Согласно стр. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Размер заработной платы истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ определен истцом в размере 42 899 рублей (за вычетом обязательных платежей в размере 13% НДФЛ).
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
За указанный период работодателем перечислено Кудрявцевой Н.О. в счет погашения задолженности по оплате труда в размере 25 655 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Соответственно размер невыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет: 17 244 рублей (42 899 – 25655).
Работодателем письменных доказательств отсутствия задолженности по заработной плате перед работником не представлено.
Учитывая изложенное, суд определяет сумму невыплаченной Кудрявцевой Н.О. заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 17 244 рублей.
На основании ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что суд в силу ст. 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.
При этом, размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Исходя из содержания указанных выше положений, следует, что истец не обязана доказывать причинение ей морального вреда. Основанием возникновения последнего является наличие факта неправомерных действий или бездействие со стороны работодателя.
С учетом всех обстоятельств дела, принимая во внимание степень вины работодателя, характер нарушения трудовых прав истца, продолжительность нарушения прав, учитывая требования разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу Кудрявцевой Н.О. компенсацию морального вреда в размере 1000 рулей.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При обращении в суд с иском в интересах Кудрявцевой Н.О. прокурор Кировского района г.Перми был освобожден от уплаты госпошлины на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем с ООО «Транс-Экспресс» в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 989 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 17 244 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░-░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 989 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.